Олег Молотков о ZF в России, мобильности, электробусах и выставках
О концерне ZF Friedrichshafen AG мы рассказываем регулярно. Недавно научный редактор «АБС-авто» Юрий Буцкий встретился с генеральным директором ООО «ЦФ Руссия» Олегом Молотковым. Предлагаем читателям их беседу.
Ю. Б. Олег Евгеньевич, в автомобильный бизнес приходят новые люди, обновляются кадры в автосервисах. Бренд ZF известен всем, но какими именно предприятиями концерн ZF представлен в России, новички не знают. Поможем им?
О. М. Охотно. В России концерн ZF Friedrichshafen представлен двумя подразделениями.
Во-первых, это совместное предприятие с Камским автозаводом. Оно производит трансмиссии для автомобилей КАМАЗ, а также занимается вопросами локализации комплектующих для своей продукции. Доля ZF в этом предприятии составляет 51%.
Во-вторых, компания «ЦФ Руссия», которую я представляю. Это предприятие на 100% принадлежит концерну ZF.
В компетенцию «ЦФ Руссия» входит сопровождение продукции концерна на российском рынке. При этом мы обеспечиваем полный спектр услуг для всего ассортимента концерна. Это поставки в серию агрегатов ZF для российских автомобильных предприятий, гарантийный и постгарантийный сервис, ремонт всех агрегатов, техническая поддержка партнеров.
Например, «ЦФ Руссия» занимается восстановлением всех типов коробок передач – ваш журнал рассказывал об этом. А для новых читателей отмечу: речь идет о дорогих агрегатах, ремонт которых требует знания определенных технологий. Мы этими технологиями владеем.
Восстановленный агрегат является альтернативой покупке нового, не уступая ему по техническим характеристикам. И кстати, по гарантийным обязательствам тоже.
Отдельное направление нашей работы – поставка запасных частей для продукции ZF. А продукция эта производится на заводах концерна по всему миру. Это узлы, агрегаты и системы не только для автомобилей, но и для железнодорожного транспорта, авиации, энергетики и специальной техники. Словом, для всего, что концерн поставляет в серию. По условиям поставок необходимо снабжать клиентов запасными частями в течение 20 лет. В России эти обязанности лежат на «ЦФ Руссия».
Ю.Б. У «ЦФ Руссия» есть отделение и в Санкт‑Петербурге?
О. М. Да, это еще одна локация нашего предприятия. Отличий от московской площадки никаких – одни и те же функции, единая клиентская база.
В век цифровых технологий клиентам важна скорость обработки их заказов. Мы анализируем заявки, смотрим, где находится клиент, какие услуги ему требуются, после чего подбираем оптимальный вариант доставки. Критерии – быстрота выполнения заказа, цена и качество. Соответственно задачу решает отделение Москвы или Санкт‑Петербурга.
Но специализация все же существует. Например, Санкт‑Петербург традиционно занимается строительной и внедорожной техникой, а Москва – автобусами. При этом московское отделение берет на себя обслуживание и ремонт строительной техники, занятой на объектах в столице и области.
Ю. Б. Осенью этого года во Франкфурте состоится Международный автосалон IAA 2019. Традиционно в нем участвуют и мировые производители автомобильных компонентов и систем. Что покажет ZF на автосалоне?
О. М. Сейчас многие рассуждают, куда движется автомобильный мир. Ведь коренные изменения в нем происходят если не ежегодно, то каждые два года точно.
Это хорошо видно по международным выставкам. Скорости развития технологий, компонентов, систем несравнимы с теми, что были 10 лет назад. Посетили вы тот или иной известный автосалон, прошла пара лет, и новая экспозиция отличается от прежней, как небо и земля.
Простой пример. Когда-то совершенствовали обычный амортизатор, меняли его характеристики, оптимизировали размеры, подбирали конструкционные материалы. Сегодня появились «умные» подвески, электрические и пневматические модули. И автопроизводителя уже не интересует амортизатор как таковой, ему нужно, чтобы автомобиль безопасно и комфортно перемещался, а подвеска оптимальным образом реагировала на дорогу. И он ждет от поставщиков автокомпонентов не частных, а комплексных разработок.
ZF решает именно такие задачи – комплексные и современные. Он занимается всеми системами, заставляющими автомобиль двигаться и останавливаться. Это привод и тормозные системы, активная и пассивная безопасность и многое другое. А в основе разработок ассортимента уже не просто механика, и даже не «умная» механика с электроникой, а мобильность и дигитализация.
Кстати, именно мобильность в будущем станет главной ценностью жителя мегаполиса. Чтобы добраться из пункта А в пункт Б, ему не обязательно пользоваться личным авто. Например, в распоряжении москвича уже сегодня есть каршеринг, такси, ТТК, экологичный общественный транспорт – например, электробусы, которыми мы активно занимаемся.
Поэтому экспозиция ZF на Франкфуртском автосалоне будет связана либо с мобильностью, либо с дигитализацией, позволяющей быстро получать, обрабатывать и передавать информацию о работе автомобиля или городского электробуса. Это относится и к сервисному обслуживанию. Если раньше автовладелец прислушивался к мнению знакомых «где сделать лучше и дешевле», то сегодня он через компьютер выбирает сервисную станцию, быстро и качественно ремонтирующую автомобили.
Что касается конкретных технологических решений и разработок, давайте не будем забегать вперед. Дождемся автосалона, тем более, что осталось недолго. Но могу обещать точно: будет интересно.
Ю. Б. Осенью 2018 года мы общались на другой выставке во Франкфурте. Это всемирно известная Automechanika. Какие новинки в области цифровых технологий появились у ZF с тех пор?
О. М. Эта тема перекликается с только что сказанным. Здесь можно говорить о многом, но я хочу остановиться на знаковом событии – расширении партнерства с Microsoft в области разработки услуг.
Сегодня ZF реализует концепцию Vision Zero как в легковом, так и в коммерческом транспорте. Автономные транспортные средства, инновационные системы безопасности и решения для интеллектуальной мобильности создают принципиально новое видение автомобиля. Они формируют дорожное движение будущего с нулевой аварийностью и нулевыми выбросами.
И вот теперь можно говорить о создании одного из самых передовых и универсальных облачных решений на автомобильном рынке. Это собственная IoT-платформа ZF на основе облачных технологий Microsoft Azure. На всякий случай поясню: IoT – это английская аббревиатура от Internet of Things, интернет вещей.
Стратегическое сотрудничество с таким мощным экспертом цифровых технологий, как Microsoft, позволит ZF предлагать услуги в области автономного вождения, управления движением транспортных средств, создания комплексных систем безопасности и электромобильности. Также в этом ряду инновационные решения для крупных автопарков, приложения для контроля технического состояния транспортных средств и множество других возможностей. И все благодаря облачным технологиям ZF и Microsoft с быстрым обменом информацией.
Ю. Б. Вы говорили об электробусах. Можно об этом поподробнее?
О. М. Как вы знаете, концерн активно развивает направление электрических транспортных средств. Это электропривод для легковых и коммерческих автомобилей, а также для общественного транспорта – в частности, электробусов.
Это особенно актуально для транспортного хозяйства Москвы. Мы поставляем агрегаты для электробусов, которые уже находятся в реальной эксплуатации. Сейчас их около 200, в планах Московского правительства довести это число до 1000.
Несмотря на суровые условия зимней эксплуатации, каких-то технических проблем у электробусов мы не выявили. На них установлен новый продукт, низкопольный электропортальный мост. Если что-то и случалось, это были не поломки, а выявление особенностей эксплуатации, и мы быстро на них реагировали. Фактически все сводились к тому, чтобы улучшить сервисное обслуживание, в том числе постгарантийное.
Кроме электропортального моста, мы будем внедрять и другую схему электропривода. Это центральный электродвигатель со всей периферией и системой управления, которые приводят в движение стандартный низкопольный мост. Такая технология позволяет продвинуть на российском рынке новую концепцию ZF под названием retrofit. Она позволяет переделать в электробус обычный дизельный автобус. Дизель при этом, естественно, убирается. В Европе этот проект успешно развивается.
Так что если у автобусных парков есть желание переоборудовать свои дизельные машины под электропривод, это можно сделать уже сегодня.
Ю.Б. А кто обслуживает электробусы?
О. М. Электробусы поставляются вместе с сервисным контрактом. Ответственность за их эксплуатацию несет автопроизводитель. Он же создает сервисные предприятия для обслуживания этих машин. А ZF является субподрядчиком, сервисным партнером. В частности, мы проводим обучение по диагностике электропривода.
Ю.Б. А что интересного у TRW, подразделения ZF по системам безопасности?
О. М. Появились две новинки, кардинально меняющие представления о системах безопасности автомобиля.
Начну с первой в мире предаварийной системы внешних боковых подушек безопасности. Печальная статистика говорит, что боковые столкновения относятся к самым опасным типам ДТП. Они уносят жизни более 700 человек в год.
Так вот, новая предаварийная система безопасности ZF использует внешнюю боковую подушку безопасности, которая раскрывается за доли секунды до столкновения. Это создает дополнительную зону боковой деформации, что помогает спасти жизни пассажиров и снизить риск получения тяжелых травм до 40%.
Основной принцип работы системы заключается в следующем: подушки безопасности взаимодействуют с сенсорными системами автомобиля, а специальные алгоритмы способны определить, является ли столкновение неизбежным и следует ли активировать подушку безопасности.
Прогнозируемая информация о неизбежном столкновении также помогает повысить эффективность стандартных технологий безопасности. Например, преднатяжитель ремней безопасности ACR8 может зафиксировать корпус пассажира в безопасном положении за доли секунды до столкновения.
Интересная подробность: у системы есть приблизительно 150 миллисекунд, чтобы принять решение о раскрытии и наполнении подушки безопасности газом. Примерно столько времени человек затрачивает на то, чтобы моргнуть. Новые подушки – наглядное воплощение концепции ZF «Видеть. Думать. Действовать».
И вторая новинка – это размещение в салоне не только фронтальных, боковых либо задних подушек, но и центральных. В аварийной ситуации они «выстреливают» сверху и заполняют все внутреннее пространство автомобиля, защищая в том числе и пассажиров на заднем сидении.
Ю. Б. Вы рассказывали осенью, что традиционная коробка 8HP вскоре станет эффективнее и комфортнее. Также будут развиваться коробки передач для гибридных автомобилей, как промежуточной ступени при создании электрокаров. Как идут эти работы?
О. М. Работы идут успешно. Недавно концерн ZF получил контракт на усовершенствованную 8-ступенчатую АКПП.
Как известно, 8-ступенчатая трансмиссия ZF производится с 2009 года. Так вот, современная версия была оптимизирована за счет интеграции электропривода. Новая трансмиссия адаптирована также и для гибридных автомобилей.
Серийное производство коробок передач нового поколения начнется в 2022 году на заводе ZF в Саарбрюккене. Это ведущее предприятие по изготовлению автоматических коробок передач ZF для легковых автомобилей. Кроме того, концерн планирует производить эти агрегаты на других предприятиях, в том числе в Китае и США.
Новая коробка передач 8HP с интегрированным электроприводом может устанавливаться в автомобилях любого класса с продольным расположением двигателя. А возможность перестраивать производство с одного варианта трансмиссии на другой позволяет клиентам концерна оперативно реагировать на требования рынка.
Фото: ZF