Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Полезная «фишка»

Полезная «фишка»

Замена электрических лампочек в автомобилях – одна из самых востребованных процедур, которую заказывают клиенты. Лампочек на современном автомобиле много, перегорают они регулярно, а заменить их самостоятельно может далеко не каждый владелец. Так что, пока время тотального внедрения светодиодов в автомобильную светотехнику еще по-настоящему не наступило, этой рутинной работы хватает. Назвать ее интересной язык вряд ли повернется, но это – одна из неотъемлемых частей работы автосервиса, и уж точно одна из составляющих заработной платы автоэлектриков. В общем, лампочки меняли, меняют, и долго еще будут менять.

Вот, например, как на этой BMW. Обычная «пятерка», в кузове Е60, собрана в 2008 году в Калининграде. Причина обращения на сервис (со слов клиента) – не горит правая передняя габаритная лампочка. Проверяем – действительно не горит (фото 1). Дальше никто особо не заморачивается, случай настолько типовой, что лишние движения тут ни к чему. Пока один открывает капот и извлекает держатели с лампами (фото 2), другой сразу идет на склад за новой лампой габаритного света. Затем без долгих рассуждений меняем перегоревшую лампу – это просто. Гораздо сложнее установить лампу с патроном на штатное место. Доступ здесь очень ограниченный (фото 3), поэтому при установке приходится использовать специальный инструмент, например медицинские корцанги (фото 4). Что, впрочем, никоим образом не снижает количества и степени «проникновенности» эпитетов, которыми награждаются баварские компоновщики. Приводить эти непечатные формулировки я по понятным причинам не могу. Замечу только, что по полной программе достается не только разработчикам 60-й серии, но и вообще всему персоналу концерна BMW, а заодно и другим немецким производителям – «Мерседесу», «Фольксвагену» на пару с «Ауди» и даже немножко «Опелю». Но вот, наконец, патроны встали в свои гнезда и можно насладиться результатом работы (фото 5).

Фото 2 — лампы с патронами
Фото 2 — лампы с патронами
Фото 3 — доступ к лампам
Фото 3 — доступ к лампам
Фото 4 — установка лампы
Фото 4 — установка лампы
Фото 5 — очаровательные глазки
Фото 5 — очаровательные глазки

Что-то здесь не так…

Итак, проблему, с которой обратился клиент, мы устранили. Но согласно существующим правилам мы перед выдачей автомобиля среди прочего обязаны поверить работу всех световых приборов по кругу. Проверяем и быстро убеждаемся, что не горит еще одна лампочка, а именно – левая лампа подсветки заднего номерного знака (фото 6). Опять-таки, не заморачиваясь (время, время!), быстренько вынимаем лампу и идем на склад за новой. Но уже на ходу понимаем, что на этот раз что-то не так. Потому что извлеченная лампочка на вид вполне исправна (фото 7). Да и не только на вид, она действительно исправна (фото 8). Придется все-таки задействовать сканер.

Фото 6 — левая лампа подсветки
номера не горит
Фото 6 — левая лампа подсветки номера не горит
Фото 7 — лампочка визуально исправна
Фото 7 — лампочка визуально исправна
Фото 8 — и электрически тоже
в полном порядке
Фото 8 — и электрически тоже в полном порядке

Подключаем к диагностическому разъему Autologic, устанавливаем связь с автомобилем (экран 1), в главном меню (экран 2) выбираем кластер кузовных систем Body, а зайдя в него (экран 3), нажимаем на клавишу Lights (освещение). В этом кластере нас интересует модуль управления освещением Light Module, или сокращенно LM (экран 4). Устанавливаем связь с этим модулем – действительно, в памяти блока сохранена ошибка Short Circuit at Lamp Output (экран 5). Ошибка эта непростая и стоит того, чтобы поговорить о ней чуть подробнее.

В переводе с английского расшифровка этой ошибки звучит так: «Короткое замыкание в выходном каскаде управления лампой». Тонкий такой намек на то, что собственно к самой лампе и ее цепи этот код прямого отношения не имеет. Конечно, наличие данной ошибки, безусловно, может быть вызвано в том числе и коротким замыканием в цепи той или иной лампы. Хотя, по большому счету, это не так уж и важно, этот же код может быть вызван и обрывом нити накаливания лампы или ее цепи. Тут важно другое – сколько раз после этого события было включено зажигание. Если более 50 раз, то блок управления светом (в данном случае – LM) блокирует работу соответствующего силового ключа и записывает в память вышеозначенный код ошибки. И формально, если следовать дилерской технологической карте, наличие таковой ошибки ведет за собой замену модуля LM. Который, как вы, наверное, догадываетесь, стоит некоторого количества денег.

Экран 1 — идентификация автомобиля
Экран 1 — идентификация автомобиля
Экран 2 — главное меню
Экран 2 — главное меню
Экран 3 — меню кузовной электроники (Body)
Экран 3 — меню кузовной электроники (Body)
Экран 4 — меню освещения (Lights)
Экран 4 — меню освещения (Lights)
Экран 5 — код неисправности — короткое замыкание
Экран 5 — код неисправности — короткое замыкание
Экран 6 — функциональное меню модуля освещения LM
Экран 6 — функциональное меню модуля освещения LM
Экран 7 — сообщение
Экран 7 — сообщение
Экран 8 — процедура завершена
Экран 8 — процедура завершена
Экран 9 — код ошибки удален
Экран 9 — код ошибки удален

Волшебная клавиша

Все складывается как нельзя более удачно. Думаете, я о том, что есть возможность ободрать клиента как липку? Да нет, с этим у нас как раз все плохо – коммерсанты мы никакие. Я говорю исключительно о технических аспектах. Дело в том, что не так давно наш Autologic обзавелся новой «фишкой». А именно: в меню функций модуля LM появилась еще одна клавиша – Short Circuit Reset. Эта клавиша позволяет выполнить процедуру разблокировки выходного каскада модуля освещения. Между прочим, ни один из дилерских приборов BMW данную функцию не поддерживает. Вот мы сейчас как раз ее и опробуем.

Фото 9 — все работает
Фото 9 — все работает

Входим в функциональное меню модуля освещения (экран 6), нажимаем на клавишу LM Short Circuit Reset – появляется экран 7, на котором приводится информация о том, для чего, собственно, нужен данный режим. Ну, нам-то это объяснять не нужно, мы, что называется, «в теме». Нажимаем на клавишу « > », и прибор быстро и непринужденно выполняет то, что от него требуется (экран 8). Код ошибки автоматически удаляется (экран 9), но это, конечно, не главное. Главное – лампа подсветки снова горит (фото 9). И вот это уже действительно дорогого стоит. В самом прямом смысле этого слова. Так что за неприметную на вид, но такую полезную функцию, выражаем английским программистам наше пролетарское спасибо.

  • Сергей Газетин, технический эксперт компании ООО «Интерлакен-Рус»

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены