Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Ползучая революция

Ползучая революция

Электромобили и гибриды стремительно переходят из разряда дорогих игрушек в категорию автомобилей на каждый день. Бурное развитие рынка отмечается в Америке, Европе и Азии. Где-то этойтенденции способствуют меры государственной поддержки, где-то – вынужденная необходимость.

Подъему китайской автомобильной промышленности способствовал приток иностранных инвестиций. Вместе с долгожданными деньгами страна столкнулась и с новой проблемой – смогом в крупных промышленных центрах, заставляющим бежать из городов богатых граждан и экспатов.

Местные чиновники давно вынашивают идеи замещения иностранных инноваций, капитала и источников энергии местными ресурсами, что в конечном счете должно привести страну к технологическому лидерству. Очистить воздух в городах и утереть нос Западу был призван электромобиль. Однако сделать этого до последнего времени не удавалось. На конец января 2014 года в КНР в среднем за месяц реализовывалось около 600 электрокаров. Для сравнения, в США – 6000.

Однако все изменилось в последние четыре месяца прошлого года: продажи резко рванули вверх. Только в декабре китайцы купили 27 тыс. грузовиков и легковушек с электродвигателем, впервые обойдя Соединенные Штаты по этому показателю (с 2013 года в ряде крупных городов КНР ограничена продажа транспортных средств с традиционными моторами). В результате объемы реализации электромобилей выросли почти в 30 раз по сравнению с январем 2014 года.

Помогли смежникам

Спрос на электрокары тянет за собой и смежные области. Глобальный рынок суперконденсаторов оценивается экспертами в 3,8 млрд долл. Ожидается, что в ближайшие четыре года он будет расти в среднем на 21,3%. Одним из значительных игроков здесь стал Китай, где изначально этот рынок был не сильно развит. Стране не хватало технологий, и она сильно зависела от импорта. Однако, согласно подсчетам, уже в прошлом году объем продаж суперконденсаторов в КНР составил 2,86 млрд юаней (12,1% от мирового). Если раньше основными поставщиками продукции были иностранцы – Maxwell, Panasonic, NEC с долей в 90%, то теперь страна активно наращивает собственное производство.

Несколько лет назад суперконденсаторы использовались в основном в бытовой электронике, однако затем спрос на эти детали стали обеспечивать производители электромобилей, железнодорожного транспорта и тяжелой строи­тельной техники. Специалисты считают, что именно этот сектор будет способствовать росту спроса на суперконденсаторы. Китайские компании постоянно повышают уровень технических исследований, чему способствуют ряд правительственных программ. В результате доля местных фирм на рынке увеличилась до 40%.

Так может выглядеть электромобиль от Apple
Так может выглядеть электромобиль от Apple

Хотя Китай при разработке транспортных средств на альтернативных источниках энергии отдает предпочтения литий-железо-фосфатным и никель-металл-гидридным аккумуляторам, суперконденсаторы также захватили свою нишу на рынке. По состоянию на июль 2014 года КНР для машин, использующих различные технологии сбережения энергии, и транспортных средств на альтернативных источниках энергии, выпустила 129 315 аккумуляторов. 12,4% таких автомобилей были также оборудованы суперконденсаторами.

Соединенные Штаты

Стремительно развиваются технологии, связанные с электромобилями, и на другом конце земного шара. В Соединенных Штатах увеличение доли заряжаемых от розетки машин поддерживается на государственном уровне. Как заявляют в Белом доме, задача – стать первой страной, где будут производиться доступные для средней американской семьи электромобили. Их цена должна быть сопоставима с ценой транспортного средства с двигателем внутреннего сгорания. С 2009 года стоимость производства аккумуляторов уже снизилась на 60%. После этого в продаже появилось больше моделей электромобилей, причем их реализация неуклонно растет.

Продажи электромобилей за первые 10 месяцев 2014 года выросли почти на 25% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. Сегодня электрокары предлагают уже 13 автомобильных компаний, а число моделей достигло 19. Такое разнообразие способствует конкуренции и повышению доступности автомобилей. Кроме того, по мнению Белого дома, это также позволяет государству усиливать позиции на мировом рынке.

Развитию технологии способствует не только растущий потребительский спрос, но и инициативы энергетических компаний. Так, 70 из них взяли на себя обязательство выделять 5% средств, предусмотренных на пополнение автопарка, для закупок электромобилей и связанных с ними технологий. В совокупности на данные цели будет направляться около 50 млн долл.

Суперзарядки появятся вдоль всех оживленных трасс
Суперзарядки появятся вдоль всех оживленных трасс

Приобретаться будут не только легковые транспортные средства. Средства направят в том числе и на закупку грузовиков, чье рабочее оборудование приводится в движение электродвигателями (такие средства называют еще мягкими гибридами). Наличие в парке электромобилей позволит не только экономить на традиционном топливе, но и продвигать технологии среди населения. Новые транспортные средства послужат еще и наглядной рекламой.

Успех американской Tesla, авто­мобили которой воспринимались сначала как дорогие игрушки, теперь заставляет задуматься о производстве транспортных средств с электромоторами далеких от индус­трии компаний. Во всяком случае агентство Bloomberg сообщило недавно о том, что производитель персональных и планшетных компьютеров, аудиоплееров, телефонов и программного обеспечения Apple работает над созданием собственного электрокара.

Как рассказал источник агентства на условиях анонимности, несколько сотен сотрудников Apple работают над засекреченным проектом под рабочим названием «Титан». Возглавляет его вице-президент по дизайну Стив Задески. Правда, источник уточнил, что компания часто работает над реализацией идей, о которых не распространяется, и проект не обязательно может быть связан с автомобилем.

Тем не менее новость подхватили большинство ведущих американских СМИ. «Wall Street Journal» уточняет, что новый автомобиль разрабатывается в кузове «минивэн». Высокопоставленные представители Apple уже посетили Австрию для переговоров по заключению контрактов с поставщиками автокомпонентов. Несмотря на отсутствие опыта в выпуске транспортных средств, у компании есть наработки, которые в дальнейшем можно использовать при строительстве электромобилей, а также практика работы с большим количеством поставщиков.

Она давно занимается разработками в области создания аккумуляторов для всевозможных iPhone и iPad, выпускает навигационные продукты, представила систему CarPlay, позволяющую полностью интегрировать технологии iOS в автомобиль. Bloomberg также отмечает, что руководство компании обсуждало возможность производства автомобилей еще до выпуска iPhone в 2007 году.

Охота за головами

Похоже, что в ближайшем будущем производители электромобилей будут представлять некий симбиоз IT-компаний и традиционных игроков авторынка. К примеру, над разработкой беспилотного автомобиля работает Google Inc., Tesla берет на работу бывших сотрудников Apple. Их число составило уже 150 человек – больше, чем у любого другого автопроизводителя.

Apple в свою очередь, по словам главы Tesla Элона Маска, пытается переманить его сотрудников, предлагая увеличить зарплату на 60%. Однако согласились на щедрое предложение пока лишь единицы, хвастается Маск. Между тем создатели iPhone давно набирают кадры из автомобильной промышленности. Тот же Задески пришел в компанию 16 лет назад из Ford Motor, где три года работал инженером. Финансовый директор перешел в Apple из General Motors. Еще несколько человек, участвующие в разработке батарей и в специальных проектах, включая радарные технологии, перешли из Ford Motor и Autoliv.

Наличие планов по созданию собственного электрокара Apple косвенно подтверждаются и иском производителя аккумуляторов для электромобилей A123 Systems. Компания обвиняет гиганта в «агрессивном переманивании ключевых сотрудников» и в нарушении договоренности с работниками о неразглашении профессиональной информации.

Tesla в ближайшее время выведет на рынок полноприводный кроссовер
Tesla в ближайшее время выведет на рынок полноприводный кроссовер

A123 Systems намерена добиться временного судебного запрета для бывшего сотрудника Муджиба Иджаза, работающего теперь в Apple, нанимать экс-сотрудников A123. Как следует из иска, производитель iPhone создал почти идентичную конкуренту лабораторию, переманивает высококвалифицированные кадры, тем самым срывая различные проекты и программы.

Активное участие государства и интерес к новым технологиям способствуют устранению одного из основных препятствий – неразвитости инфраструктуры. Как пишет издание «The Sacramento Bee» со ссылкой на данные Министерства энергетики США, в штате Калифорния (здесь налажен выпуск Tesla) насчитывается 1840 общественных станций для зарядки электрокаров. Всего в стране – 8514, второе место занимает Техас, где зарядить транспортное средство можно на 599 станциях.

Резкий рост инфраструктурных объектов совпал с бумом продаж высокотехнологичных транспортных средств. На Калифорнию приходится треть покупок электрокаров в стране (всего в США было реализовано 234 тыс. таких машин). Если в 2011 году гибридов и автомобилей с электромотором было продано всего 500 штук, то в 2013 – 42 тыс., рост составил 500%.

Долгий путь

Стоит отметить, что бум на машины с альтернативным источником энергии возник не на пустом месте. США шли к этому планомерно в течение десятилетий. Еще в 1992 году был создан Национальный образовательный консорциум по альтернативному топливу. Он объединял несколько центров, задачей которых было распространение учебных материалов по работе с альтернативными топливами и продвижению идей их использования в обществе.

В настоящее время более 10 тыс. человек, представляющих автомобильную отрасль, образовательную сферу и правительственные организации получили специальное техническое образование в этой области. К примеру, курсы проходили сотрудники американской Почтовой службы, ВВС и транспортных компаний.

Наш ответ Tesla
Наш ответ Tesla

В программу обучения входят основы новых технологий, видеоуроки, работа в лаборатории и экзамены. Консорциум располагает собственной технической лабораторией, где слушателям курсов наглядно демонстрируют последние достижения в области. Там же проводится обучение методам диагностики и ремонта новых транспортных средств.

Европа

Похожие занятия организуют и в Европе. Только в Великобритании под эгидой Ассоциации независимых автомастерских обучение основам работы с гибридными автомобилями прошли представители 1000 ремонтных мастерских страны. В ассоциации отмечают, что сильных отличий от обычных курсов здесь нет. Единственное, мастерам необходимо научиться технике безопасности при работе с высоким напряжением, для того чтобы получить допуск к обслуживанию гибридов.

Британский рынок занимает четвертое место по количеству гибридов после США, Японии и Франции. Количество этих транспортных средств почти удвоилось за последние три года до 25 тыс. единиц.

Как и в случае с любой новой машиной владельцы автомобиля с электромотором необоснованно полагают, что обслуживать ее можно только у официального дилера, однако это не так, подчеркивают в ассоциации. Независимые мастерские имеют такой же доступ к навыкам и необходимой информации, как и «официалы».

  • Андрей Филатов

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены