Ползучая революция
Электромобили и гибриды стремительно переходят из разряда дорогих игрушек в категорию автомобилей на каждый день. Бурное развитие рынка отмечается в Америке, Европе и Азии. Где-то этойтенденции способствуют меры государственной поддержки, где-то – вынужденная необходимость.
Подъему китайской автомобильной промышленности способствовал приток иностранных инвестиций. Вместе с долгожданными деньгами страна столкнулась и с новой проблемой – смогом в крупных промышленных центрах, заставляющим бежать из городов богатых граждан и экспатов.
Местные чиновники давно вынашивают идеи замещения иностранных инноваций, капитала и источников энергии местными ресурсами, что в конечном счете должно привести страну к технологическому лидерству. Очистить воздух в городах и утереть нос Западу был призван электромобиль. Однако сделать этого до последнего времени не удавалось. На конец января 2014 года в КНР в среднем за месяц реализовывалось около 600 электрокаров. Для сравнения, в США – 6000.
Однако все изменилось в последние четыре месяца прошлого года: продажи резко рванули вверх. Только в декабре китайцы купили 27 тыс. грузовиков и легковушек с электродвигателем, впервые обойдя Соединенные Штаты по этому показателю (с 2013 года в ряде крупных городов КНР ограничена продажа транспортных средств с традиционными моторами). В результате объемы реализации электромобилей выросли почти в 30 раз по сравнению с январем 2014 года.
Помогли смежникам
Спрос на электрокары тянет за собой и смежные области. Глобальный рынок суперконденсаторов оценивается экспертами в 3,8 млрд долл. Ожидается, что в ближайшие четыре года он будет расти в среднем на 21,3%. Одним из значительных игроков здесь стал Китай, где изначально этот рынок был не сильно развит. Стране не хватало технологий, и она сильно зависела от импорта. Однако, согласно подсчетам, уже в прошлом году объем продаж суперконденсаторов в КНР составил 2,86 млрд юаней (12,1% от мирового). Если раньше основными поставщиками продукции были иностранцы – Maxwell, Panasonic, NEC с долей в 90%, то теперь страна активно наращивает собственное производство.
Несколько лет назад суперконденсаторы использовались в основном в бытовой электронике, однако затем спрос на эти детали стали обеспечивать производители электромобилей, железнодорожного транспорта и тяжелой строительной техники. Специалисты считают, что именно этот сектор будет способствовать росту спроса на суперконденсаторы. Китайские компании постоянно повышают уровень технических исследований, чему способствуют ряд правительственных программ. В результате доля местных фирм на рынке увеличилась до 40%.
Хотя Китай при разработке транспортных средств на альтернативных источниках энергии отдает предпочтения литий-железо-фосфатным и никель-металл-гидридным аккумуляторам, суперконденсаторы также захватили свою нишу на рынке. По состоянию на июль 2014 года КНР для машин, использующих различные технологии сбережения энергии, и транспортных средств на альтернативных источниках энергии, выпустила 129 315 аккумуляторов. 12,4% таких автомобилей были также оборудованы суперконденсаторами.
Соединенные Штаты
Стремительно развиваются технологии, связанные с электромобилями, и на другом конце земного шара. В Соединенных Штатах увеличение доли заряжаемых от розетки машин поддерживается на государственном уровне. Как заявляют в Белом доме, задача – стать первой страной, где будут производиться доступные для средней американской семьи электромобили. Их цена должна быть сопоставима с ценой транспортного средства с двигателем внутреннего сгорания. С 2009 года стоимость производства аккумуляторов уже снизилась на 60%. После этого в продаже появилось больше моделей электромобилей, причем их реализация неуклонно растет.
Продажи электромобилей за первые 10 месяцев 2014 года выросли почти на 25% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. Сегодня электрокары предлагают уже 13 автомобильных компаний, а число моделей достигло 19. Такое разнообразие способствует конкуренции и повышению доступности автомобилей. Кроме того, по мнению Белого дома, это также позволяет государству усиливать позиции на мировом рынке.
Развитию технологии способствует не только растущий потребительский спрос, но и инициативы энергетических компаний. Так, 70 из них взяли на себя обязательство выделять 5% средств, предусмотренных на пополнение автопарка, для закупок электромобилей и связанных с ними технологий. В совокупности на данные цели будет направляться около 50 млн долл.
Приобретаться будут не только легковые транспортные средства. Средства направят в том числе и на закупку грузовиков, чье рабочее оборудование приводится в движение электродвигателями (такие средства называют еще мягкими гибридами). Наличие в парке электромобилей позволит не только экономить на традиционном топливе, но и продвигать технологии среди населения. Новые транспортные средства послужат еще и наглядной рекламой.
Успех американской Tesla, автомобили которой воспринимались сначала как дорогие игрушки, теперь заставляет задуматься о производстве транспортных средств с электромоторами далеких от индустрии компаний. Во всяком случае агентство Bloomberg сообщило недавно о том, что производитель персональных и планшетных компьютеров, аудиоплееров, телефонов и программного обеспечения Apple работает над созданием собственного электрокара.
Как рассказал источник агентства на условиях анонимности, несколько сотен сотрудников Apple работают над засекреченным проектом под рабочим названием «Титан». Возглавляет его вице-президент по дизайну Стив Задески. Правда, источник уточнил, что компания часто работает над реализацией идей, о которых не распространяется, и проект не обязательно может быть связан с автомобилем.
Тем не менее новость подхватили большинство ведущих американских СМИ. «Wall Street Journal» уточняет, что новый автомобиль разрабатывается в кузове «минивэн». Высокопоставленные представители Apple уже посетили Австрию для переговоров по заключению контрактов с поставщиками автокомпонентов. Несмотря на отсутствие опыта в выпуске транспортных средств, у компании есть наработки, которые в дальнейшем можно использовать при строительстве электромобилей, а также практика работы с большим количеством поставщиков.
Она давно занимается разработками в области создания аккумуляторов для всевозможных iPhone и iPad, выпускает навигационные продукты, представила систему CarPlay, позволяющую полностью интегрировать технологии iOS в автомобиль. Bloomberg также отмечает, что руководство компании обсуждало возможность производства автомобилей еще до выпуска iPhone в 2007 году.
Охота за головами
Похоже, что в ближайшем будущем производители электромобилей будут представлять некий симбиоз IT-компаний и традиционных игроков авторынка. К примеру, над разработкой беспилотного автомобиля работает Google Inc., Tesla берет на работу бывших сотрудников Apple. Их число составило уже 150 человек – больше, чем у любого другого автопроизводителя.
Apple в свою очередь, по словам главы Tesla Элона Маска, пытается переманить его сотрудников, предлагая увеличить зарплату на 60%. Однако согласились на щедрое предложение пока лишь единицы, хвастается Маск. Между тем создатели iPhone давно набирают кадры из автомобильной промышленности. Тот же Задески пришел в компанию 16 лет назад из Ford Motor, где три года работал инженером. Финансовый директор перешел в Apple из General Motors. Еще несколько человек, участвующие в разработке батарей и в специальных проектах, включая радарные технологии, перешли из Ford Motor и Autoliv.
Наличие планов по созданию собственного электрокара Apple косвенно подтверждаются и иском производителя аккумуляторов для электромобилей A123 Systems. Компания обвиняет гиганта в «агрессивном переманивании ключевых сотрудников» и в нарушении договоренности с работниками о неразглашении профессиональной информации.
A123 Systems намерена добиться временного судебного запрета для бывшего сотрудника Муджиба Иджаза, работающего теперь в Apple, нанимать экс-сотрудников A123. Как следует из иска, производитель iPhone создал почти идентичную конкуренту лабораторию, переманивает высококвалифицированные кадры, тем самым срывая различные проекты и программы.
Активное участие государства и интерес к новым технологиям способствуют устранению одного из основных препятствий – неразвитости инфраструктуры. Как пишет издание «The Sacramento Bee» со ссылкой на данные Министерства энергетики США, в штате Калифорния (здесь налажен выпуск Tesla) насчитывается 1840 общественных станций для зарядки электрокаров. Всего в стране – 8514, второе место занимает Техас, где зарядить транспортное средство можно на 599 станциях.
Резкий рост инфраструктурных объектов совпал с бумом продаж высокотехнологичных транспортных средств. На Калифорнию приходится треть покупок электрокаров в стране (всего в США было реализовано 234 тыс. таких машин). Если в 2011 году гибридов и автомобилей с электромотором было продано всего 500 штук, то в 2013 – 42 тыс., рост составил 500%.
Долгий путь
Стоит отметить, что бум на машины с альтернативным источником энергии возник не на пустом месте. США шли к этому планомерно в течение десятилетий. Еще в 1992 году был создан Национальный образовательный консорциум по альтернативному топливу. Он объединял несколько центров, задачей которых было распространение учебных материалов по работе с альтернативными топливами и продвижению идей их использования в обществе.
В настоящее время более 10 тыс. человек, представляющих автомобильную отрасль, образовательную сферу и правительственные организации получили специальное техническое образование в этой области. К примеру, курсы проходили сотрудники американской Почтовой службы, ВВС и транспортных компаний.
В программу обучения входят основы новых технологий, видеоуроки, работа в лаборатории и экзамены. Консорциум располагает собственной технической лабораторией, где слушателям курсов наглядно демонстрируют последние достижения в области. Там же проводится обучение методам диагностики и ремонта новых транспортных средств.
Европа
Похожие занятия организуют и в Европе. Только в Великобритании под эгидой Ассоциации независимых автомастерских обучение основам работы с гибридными автомобилями прошли представители 1000 ремонтных мастерских страны. В ассоциации отмечают, что сильных отличий от обычных курсов здесь нет. Единственное, мастерам необходимо научиться технике безопасности при работе с высоким напряжением, для того чтобы получить допуск к обслуживанию гибридов.
Британский рынок занимает четвертое место по количеству гибридов после США, Японии и Франции. Количество этих транспортных средств почти удвоилось за последние три года до 25 тыс. единиц.
Как и в случае с любой новой машиной владельцы автомобиля с электромотором необоснованно полагают, что обслуживать ее можно только у официального дилера, однако это не так, подчеркивают в ассоциации. Независимые мастерские имеют такой же доступ к навыкам и необходимой информации, как и «официалы».