Причины повреждения автомобильных стекол
Стекло обладает неповторимым сочетанием свойств, не имеющих аналогов среди других материалов. Высокая твердость, достойная механическая прочность, химическая инертность, дешевизна. Но главное – стекло прозрачно. Основной его недостаток – хрупкость. Все уникальные свойства стекла обусловлены тем, что это особый аморфный материал, при охлаждении переходящий из жидкого состояния в твердое, минуя стадию кристаллизации.
Трудно представить автомобильную индустрию без широчайшего применения стеклянных элементов кузова. При этом наряду с обеспечением обзорности детали остекления автомобиля в последние годы все чаще являются конструктивными изделиями, повышающими прочность и жесткость кузова. В первую очередь речь идет о вклеенных ветровых и задних стеклах, образующих вместе с панельными элементами единую, замкнутую конструкцию кузова, особенно когда он из алюминия, где необходимо применять клей с высоким модулем упругости, для того чтобы придать «мягкому алюминию» необходимую жесткость.
За последние сто лет индустрия производства стекла бурно развивалась. Сегодня стекольные изделия могут быть легко приспособлены к требованиям любого заказчика. Однако окончательно справиться с основным недостатком стекла – хрупкостью – так и не удалось, хотя несомненные успехи в этом направлении достигнуты.
Если говорить об автоиндустрии, то необходимо упомянуть о создании в 20-х годах прошлого века многослойных и закаленных стекол. Известно, что когда разбивается обычное стекло, оно разлетается на острые, иногда длинные осколки, способные нанести серьезные травмы водителю и пассажирам. Ни о какой безопасности в таком случае и речи быть не может.
В 1928 году специально для автомобилей было создано ветровое многослойное стекло – триплекс. Безопасность стекла этого типа обеспечивается конструкцией «сэндвича» с одним или несколькими слоями из пластмассы между двумя или более листами стекол. Пластмассовые прослойки из виниловых пленок или акриловых продуктов образуют неразъемное соединение со стеклами при высокой температуре под давлением. Такое многослойное стекло растрескивается без образования осколков даже в случае сильного удара.
Вскоре после создания триплекса было освоено производство безопасных закаленных стекол для бокового остекления автомобилей. Их стали подвергать термическому упрочнению: повторным нагревом почти до начала размягчения с последующим быстрым охлаждением. В результате меняется внутренняя структура стекла, и при ударе оно разбивается на осколки, не имеющие острых граней. Подобное решение значительно снижает возможность получения травм от разлетающихся при аварии кусочков стекла. Кроме того, как триплекс, так и закаленное стекло обладают повышенной механической прочностью.
Тем не менее даже такие безопасные стекла несут в себе родовой признак – повышенную хрупкость и в отличие от панелей из металла в процессе эксплуатации не проминаются, а растрескиваются. О причинах, ведущих к такому неприятному явлению, поговорим подробнее. Итак, каковы причины повреждения автомобильных стекол?
Иногда случается так, что стекло на автомобиле растрескалось как будто без видимых на то причин, само по себе. Но чудес на свете не бывает, и объективная причина все-таки имеется. В принципе причины разрушения стекол можно разделить на две группы: эксплуатационные и монтажные. С эксплуатационными все просто и понятно: летящий камень, упавшая ветка и т. д. Эти процессы объективному анализу не поддаются. К эксплуатационным причинам также можно отнести искажение видимости через стекло. Причиной таких повреждений чаще всего является воздействие агрессивных препаратов, применение которых недопустимо при мойке стекол.
С монтажными причинами сложнее ввиду их разнообразия. Попытаемся выделить основные:
– мелкие сколы и трещины на вклеенных стеклах в результате использования клея низкой прочности, например такого, объем которого снижается при отверждении;
– нарушения технологии при рихтовке кузова, например перекос оконного проема или появление остаточных напряжений в панельных элементах после сварочных операций;
– неправильная установка автомобиля на рабочем посту во время вклейки стекла. Автомобиль должен стоять на колесах на плоской поверхности;
– нарушения технологии вклейки, например использование бензина или ацетона для обезжиривания поверхности под клей. Такие растворители подходят для обычного обезжиривания металлических поверхностей, но категорически неприемлемы при вклейке стекол;
– конструкционные недостатки кузова автомобиля, ведущие к появлению в нем внутренних напряжений. Такое встречается в начале освоения производства новой модели;
– вклейка стекол низкого качества, у которых не выдержана геометрия или отслаивается промежуточная пленка, а также разрушается керамический слой;
– неправильная установка пластмассового уплотнителя. При этом трещина вначале незаметна, скрываясь под черной керамической окантовкой стекла, но во время эксплуатации она получает развитие и становится видимой;
– нанесение электропроводящего клея на полоски нагрева обогреваемого стекла. При подаче напряжения ток, вместо того чтобы протекать через нагревательные полоски, находит более короткий путь через клеевую прослойку, что вызывает локальный нагрев стекла и его растрескивание;
– нанесение черного грунта или активатора-очистителя на слой старого клея. Во время эксплуатации это приводит к отслоению клея от подложки и к образованию трещин, чаще всего у передних стоек;
– приклеивание к рамке только уплотнителя, а не самого стекла. При неправильной приклейке стекла по всему периметру оно просто выпадет. Если же дефект носит локальный характер, то на этом участке неизбежно появление трещины;
– недостаточная жесткость рамки стекла, которая на некоторых кузовах обеспечивается только после вклейки стекла. Об этом помнят не всегда и при вклейке могут деформировать рамку, особенно тонкую или алюминиевую, слишком сильно нажимая на нее;
– использование несоответствующего клея при приклеивании к стеклу дополнительных элементов, датчика дождя, зеркала. «Неправильный» клей не компенсирует разницу тепловых расширений стекла и приклеенного элемента, что провоцирует образование скола и развитие трещины.
Говоря о монтажных причинах появления дефектов при вклейке стекол, можно принять следующую аксиому: если в течение 12 часов после проведения работ дефектов не наблюдается, то вклейка была проведена правильно. Если же стекло трескается после указанного срока без наличия эксплуатационных повреждений, то причину следует искать в некачественной рихтовке, вызвавшей появление внутренних напряжений в кузове.
В связи с этим следует остановится на ошибках, часто допускаемых при проведении жестяного ремонта после ДТП:
– недостаточная вытяжка элементов кузова. Если рихтовщик спешит, то вытягивает деформированную зону только частично, подгоняя к ней панели наружной обшивки. В таком кузове возникают внутренние напряжения, способствующие деформации оконного проема;
– отсутствие знаний у мастера о несущих элементах автомобильных кузовах и о том, что напряжения, полученные во время столкновения, распространяются по всему кузову. Поэтому во время рихтовочного ремонта мастер должен учитывать, что автомобиль, который ударили спереди, может подвергнуться деформации в задней части. Автомобиль, ударенный сбоку, деформируется и с другой стороны. Выправление повреждения только с одной стороны кузова не устраняет деформацию с другой стороны, что является причиной искажения размеров оконного проема и возникновения внутренних напряжений в элементах кузова;
– отсутствие стекол у кузова, придающих ему необходимую жесткость (он легко подвергается деформации). Поэтому все работы при вытяжке кузова должны проводиться с установленными стеклами, даже разбитыми. Если ремонт осуществляется на кузове без стекол, то необходимо во время его проведения постоянно примерять стекла или шаблон;
– сушка окрашенного кузова в ОСК. Она вызывает «быстрое» высвобождение напряжения. Это положительное явление, если кузов был рихтован правильно. В кузове, рихтовка которого была проведена неправильно, размеры проемов для стекол искажаются, из-за чего вклейка стекла чревата риском быстрого повреждения. При любом возникновении нагрузок в кузове, например при наезде на яму или при подъеме автомобиля на подъемнике в СТО, стекло трескается.
Последствия неграмотных рихтовальных ремонтов очень часто наблюдают специалисты по установке вклеиваемых стекол. Обращается клиент в мастерскую для замены треснувшего стекла, причем трещина явно имеет начало у кромки стекла, т. е. можно утверждать, что ее причиной явилось наличие напряжений в кузове. После демонтажа треснувшего стекла проем под стекло деформируется, и при вклеивании нового стекла оказывается, что оно не подходит по размеру. Естественно, правильное решение в этом случае – повторное восстановление точных геометрических размеров кузова, но убедить в этом клиента очень сложно.
Все вышесказанное свидетельствует о необходимости наличия знаний о той роли, какую стекла выполняют в автомобиле, а также достоверной информации о процессах их установки. Настоящий специалист, занимающийся вклейкой стекол, ни в коей мере не должен относиться к этому элементу лишь как к средству предохранения от ветра и дождя и считать, что главным критерием выполненной услуги служит отсутствие протекания и то, чтобы процесс был как можно дешевле.
Подготовил Вячеслав Степаненко