Замена автомобильных стекол. Советы Dinitrol
О причинах повреждений автомобильных стекол вы только что прочитали. Но ремонту подлежат не все сколы и трещины. В большинстве случаев пострадавшему стеклу выносится более суровый вердикт: «Замена».
Операция замены стекол приносит автостекольному участку основной доход. Но чтобы он был стабильным, необходимо правильно выбирать клеевые составы и выполнять технологические требования. В этом нам поможет руководитель компании «ЮВК» Юрий Климин.
– На сборочных конвейерах для монтажа ветровых стекол применяют, как правило, полиуретановые клеевые составы. Иногда боковые стекла автобусов и коммерческих автомобилей вклеивают с помощью MS-полимеров или STP-составов. Поэтому важно, чтобы ремонтный клей был идентичен заводскому.
Основное внимание следует уделять ветровому стеклу. Его замена сопряжена с огромной ответственностью, поскольку при аварии оно обязано удержать подушку безопасности. А на многих моделях и две – водительскую и пассажирскую. И если при раскрытии подушек стекло выскочит на дорогу, последствия ДТП будут более серьезными. И надо же – это напрямую зависит от тонкой полоски клеевого шва.
Производителей полиуретановых составов для вклевания стекол можно пересчитать по пальцам. Во всяком случае, в Европе их не больше пяти, но выпускаемая ими продукция применяется едва ли не на всех марках и моделях автомобилей. Качество клеевых составов обеспечивается неукоснительным соблюдением технологических параметров производства и строгим контролем. К лидерам отрасли, безусловно, относится компания Dinol, выпускающая клеи марки Dinitrol. И не только клеи, но и все сопутствующие препараты для стекольного ремонта.
Вот показательный пример. Клей Dinitrol производят партиями. Отбирают из партии образцы и тестируют их. Если все испытания пройдены без замечаний, принимают решения о начале продаж. Одновременно из той же партии отбирают контрольные образцы, которые в течение ряда лет хранят на закрытом складе. Если возникают претензии, образец проверяют вторично в присутствии заинтересованных лиц. Тем самым доказывается соответствие клея из данной партии заявленным характеристикам. Ведь если клеевой шов не удержал стекло и пострадали люди, финансовые претензии к производителю клея будут очень серьезными.
Свои требования к стекольному клею выдвигает и конструкция кузова. Стекла в современных автомобилях являются силовыми элементами, придающим кузову необходимую прочность, жесткость, стойкость к вибрациям. А что связывает стекло с металлической рамкой? Ну конечно, все тот же клеевой шов.
Производитель клеев Dinitrol строго придерживается принципа: после замены стекла конструктивные характеристики кузова и показатели безопасности автомобиля должны остаться прежними. Отсюда вытекают правила работы мастеров с фирменными праймерами, активаторами, клеями. И первое из них – внимательно прочитать инструкцию, поставляемую вместе с препаратами.
Компания Dinol подчеркивает, что берет ответственность за отрицательные последствия замены стекла только в том случае, если технология вклеивания не была нарушена. Так что изучение фирменных «мануалов» обязательно. Кроме того, фирма «ЮВК», генеральный дистрибьютор Dinitrol в Росии и СНГ, регулярно организует для своих дилеров и всех желающих семинары – приходите, спрашивайте, учитесь.
Казалось бы, все просто: следуй руководству, не пропуская ни одного шага. Дилеры «ЮВК» на своих сервисных станциях так и поступают. Но есть и другие СТОА, с фирменными технологиями не знакомые. Тамошние мастера инструкций не читают, предпочитают клей подешевле и никаких гарантий не дают.
Несколько простых примеров: многие ли установщики стекол работают в специальных нитриловых перчатках? А ведь их применение обязательно, поскольку отпечатки пальцев на клеевых подложках резко снижают прочность клеевого шва. Многие ли используют специальные составы для подготовки поверхностей? Ведь применение ацетона и растворителей для ЛКМ тут недопустимо – обезжирить подложку они смогут, а вот обеспечить адгезию и активировать клей – нет. И быть такому стеклу рано или поздно на дороге… Многие ли используют безворсовые салфетки? Есть ли в мастерской термометр и гидрометр? Ведь без показателей температуры и влажности невозможно определить время застывания клея. Это грустный список можно продолжить.
Впрочем, есть повод и для оптимизма. Фирма «ЮВК» отмечает, что число мастерских, готовых соблюдать все требования клеевых технологий, неуклонно возрастает. Хотя процесс этот идет не так быстро, как хотелось бы. А теперь несколько практических рекомендаций по выбору клея.
Как уже говорилось, клей должен быть идентичен конвейерному, а показатели жесткости кузова и безопасности автомобиля после замены стекла не должны измениться. Компания Dinol официально и совершенно свободно распространяет список автомобилей с указанием рекомендуемого клея. Этот документ, например, можно скачать из Интернета. Нашел нужную марку и модель, посмотрел в соседнюю графу и заказал соответствующий клей.
А что делать, если автомобиля в списке нет? В этом случае нужно узнать характеристики клея, применяемого для монтажа стекол на заводе-изготовителе. Здесь тоже помогут специализированные сайты Интернета. Затем необходимо выбрать ремонтный клей с характеристиками, близкими к конвейерным. Этих характеристик четыре: прочность, эластичность, модульность и электропроводность.
Давайте вспомним, что определяет каждая из характеристик. От прочности клеевого шва зависит безопасность. Следовательно, чем больше подушек безопасности, тем более прочный клей необходимо использовать. А наименее прочный состав применяется на автомобилях, подушками не оснащенных.
Высокая модульность клея обеспечивает жесткость кузова, повышает его долговечность, улучшает управляемость автомобиля. Кузов и стекло, вклеенное высокомодульным клеем, становятся единой конструкцией. Но с другой стороны, клеевое соединение должно быть достаточно эластичным, чтобы компенсировать напряжения, обусловленные различными температурными расширениями стекла и металла. Модульность и эластичность – противоречие, разрешаемое точно подобранной рецептурой клея.
При выборе клея необходимо узнать, при какой предельной минусовой температуре сохраняется эластичность. Для европейской части России этот показатель должен достигать –40 °С.
Электропроводность – характеристика, связанная с автомобильной электрикой и электроникой. Низкопроводный клей применяется при вклеивании стекла с интегрированными антеннами, обогревателями, датчиками дождя и т. д. Он должен препятствовать возникновению паразитных токов и помех, а также предотвращать ускоренную коррозию рамки кузова.
Однако выбирать клей только по марке нельзя, поскольку показатели ремонтных клеевых составов могут разниться. Например, у клеев Dinitrol прочность может отличаться в 2,5 раза, эластичность – в 3 раза, модульность – в 2,5 раза, а электропроводность – в 1000 раз!
После определения характеристик можно приступать к выбору клея по технологическим параметрам. «Быстрый» состав или «медленный»?
На скорость застывания шва влияют два параметра: температура и влажность воздуха. Средняя скорость отверждения при нормальных условиях (+23 °С и 50% влажности) составляет около 3 мм в сутки. Для окончания поперечной «сшивки» полимера необходимо не менее 196 часов. Однако для каждой марки клея оговорено минимальное время, за которое клей набирает «безопасную» или эксплуатационную прочность. Оно зависит от наличия и количества подушек безопасности и составляет несколько часов. В течение этого времени машина должна быть неподвижна.
Если заказчик готов оставить в мастерской машину на продолжительное время, можно использовать «медленный» клей. Он существенно дешевле «коллег» с высокой скоростью отверждения. Если же клиент проявляет нетерпение, предложите ему «быстрые» препараты.
Существуют клеи (обычно обозначаемые FC), у которых процесс отверждения столь стремительный, что эксплуатационная прочность достигается уже через час-полтора. Однако работать с такими препаратами сложнее. Монтаж здесь надо начинать не мешкая, для чего необходимы навыки и определенная эргономика рабочего места.
В ассортименте Dinol есть уникальный клей Dinitrol 9100, наилучшим образом подходящий для российских условий. Используя его, можно вообще не ждать начала отверждения. Прочности этого клея в жидком виде достаточно для удержания стекла при срабатывании двух подушек безопасности. У «девятитысячного» очень велика «зеленая сила» – прочность до начала поперечной «сшивки» клеевого шва. Поэтому Dinitrol 9100 можно вклеивать стекло даже при очень низкой температуре, до –18 °С. Это не опечатка! На всякий случай напишем словами: «до минус восемнадцати по Цельсию».
Автомобиль можно эксплуатировать практически сразу после монтажа стекла, но владелец должен понимать, что прочие свойства (в частности, модульность и эластичность) клей наберет постепенно. Поэтому необходимо быть аккуратным при вождении.
Компания Dinol выпускает и двухкомпонентные составы, отверждение которых не зависит от погодных условий. Однако они существенно дороже однокомпонентных клеев и требуют специального оборудования для нанесения.
Многие производители стремятся уменьшить число технологических приемов вклейки. В ассортименте компании Dinol есть специальный праймер-активатор («Активатор плюс»), позволяющий применять любые клеи Dinitrol по беспраймерной схеме.
Однако тут есть несколько ограничений. Например, данная технология допускается к использованию только на легковых автомобилях. Само стекло должно соответствовать определенным требованиям – так, его керамический слой обязан обладать очень низким светопропусканием. Кроме того, поверхности под склеивание надлежит готовить особенно тщательно. При внедрении беспраймерной системы компания Dinol будет предоставлять исчерпывающую информацию об особенностях ее применения.