Льем, куем, штампуем – как правильно?
Изделие, именуемое в обиходе колесным диском (или просто диском), в конструкторской документации называют колесом. Оно состоит:
- из дисковой части с центральным и крепежными отверстиями;
- и обода, на который монтируется шина (см. рисунок).
Колесо, «обутое» в резину, именуется колесом в сборе.
Все знают, что колеса изготавливают из стали или из легких сплавов. Давайте кратко ознакомимся с этими технологиями.
«Штампованные» стальные
Почему «штампованные» в кавычках? А вот почему. Если коротко, технология изготовления стальных колес такова:
- штамповка дисковой части;
- раскатка фигурной полосы для обода;
- гибка фигурной полосы в кольцо;
- сварка торцов полученного кольца;
- сварка готового обода с дисковой частью.
Как видим, называть стальные колеса штампованными неверно – штампуется здесь только дисковая часть. Хотя раскатка и гибка также относятся к операциям обработки металлов давлением – но это ни разу не штамповка! Как инженер-технолог говорю.
Изготовление стального колеса завершается нанесением трехслойного покрытия: грунтовки, порошковой эмали и лака, обеспечивающих надежную защиту как от коррозии, так и от ударов мелких камешков. Цвет покрытия – черный (такие колеса обычно эксплуатируются с декоративным колпаком) либо серебристый.
Легкосплавные колеса
Подобно многим автокомпонентам, легкосплавные колеса пришли к нам из спорта – там их достоинства были выигрышными в прямом смысле слова. Прежде всего, снижение массы неподрессоренных частей – а чем меньше ее доля в общей массе автомобиля, тем выше плавность хода.
По способу изготовления легкосплавные колеса подразделяются на литые, кованые и сборные.
Что такое «литые колеса», понятно всем, а вот термин «кованые» требует уточнения.
Классическая ковка (например, на паровоздушном молоте) тут ни при чем. Ковка – процесс многопозиционный и менее точный. Поэтому легкосплавные колеса не куют, а изготавливают методом горячей объемной штамповки на мощных прессах. Так что признаем: термин «кованые» здесь условен.
Кованые колеса отличаются от литых меньшей массой и увеличенным запасом прочности. Объясняется это следующим: зерна металла при пластическом деформировании вытягиваются в нужном направлении, происходит текстурирование материала. Поэтому штампованная деталь всегда прочнее литой. А улучшенные механические характеристики позволяют уменьшить толщину стенок и облегчить колесо на 15–25%.
Обработка металлов давлением – процесс сложный. А пластическое деформирование легких сплавов – это вершина, апогей, искусство. Подобные технологии относятся к разряду высоких.
Но вернемся к названиям. Вряд ли эта статья изменит профессиональный лексикон. Как называли стальные колеса «штампованными», так и будут называть. Как именовали легкосплавные колеса «коваными», так и будут именовать.
Бога ради, именуйте. Главное, не утверждайте, что стальные «штампованные» колеса штампуют, а легкосплавные «кованые» – куют. А загляните лучше в таблицу – и будет всем счастье.