Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Применение бюджетной диагностики Launch для установки ГБО. Личный опыт

Применение  бюджетной  диагностики  Launch для  установки ГБО.  Личный опыт

Как быстро бежит время. В этом году можно было бы смело отметить десятилетие газобаллонного оборудования (ГБО) четвертого поколения. Канули в лету страхи из-за непроизвольных «хлопков» и жутких запахов из-под капота и выхлопной трубы. Тогда, в 2004 году, казалось: еще немного – упадет цена на комплекты, отечественные производители наладят выпуск достойных баллонов, расширится сеть заправочных станций и от клиентов не будет отбоя. Но как это часто бывает, ожидания не оправдались. Один из факторов отсутствия устойчивого спроса на ГБО, на мой субъективный взгляд, – некорректный монтаж оборудования. Как следствие – преждевременный выход из строя катализатора, выпускных клапанов, головки блока, «заглючивание» электронных блоков управления двигателем (ЭБУ), автоматической коробкой и т.д. и т.п. Отсюда негативное отношение потенциальных клиентов. Производители ГБО в условиях жесткой конкуренции постоянно совершенствуют оборудование, особенно электронные блоки управления. Установщики ГБО имеют большие возможности корректировать подачу топлива, но многие ограничиваются только автокалибровкой. «Человек подобен колбасам, что в него положишь, с тем он и ходит» – афоризм Козьмы Пруткова. Надеюсь, что наш опыт поможет кому-то изменить свой подход к инсталляции ГБО. Технология настройки не является «know-how», еще в 2004 году Роберт Шенфельд на курсах повышения квалификации установщиков ГБО акцентировал внимание на этом методе. Суть его в коррекции длины впрыска газовых форсунок исходя из временной коррекции впрыска форсунок бензиновых. Проще говоря, задача – установить длину газового впрыска таким образом, чтобы на всех режимах укладываться в коррекцию впрыска бензинового. В идеале газовая смесь «богаче» бензина на 2-3%. Немного истории: после 2000 года наступила эра «системы OBD» и большинство автопроизводителей используют сейчас протоколы с так называемой «закрытой петлей», когда показания датчика кислорода (oxygen sensor) используются для коррекции впрыска топлива – с короткой (Short Fuel Trim, SFT) и длинной (Long Fuel Trim, LFT) петлей. Если коррекция выходит за допустимый коридор, загорается лампа ошибки (MIL). Конечно, горящая лампа не даст клиенту «расслабиться». Но диапазон LFT для некоторых прошивок может составлять ±20% от нормы. Так вот, в случае неправильной корректировки времени газового впрыска двигатель начинает работать в «богатом» или «бедном» сегменте. При этом лампа (MIL) не горит, но долгая эксплуатация в этих режимах приводит к проблемам запуска и снижения ресурса двигателя из-за специфики газового топлива. Понятно, что «на глазок» отследить эту коррекцию не получится и приходится применять специальное диагностическое оборудование. Мы для этих целей используем компактный считыватель кодов неисправностей Launch CReaderVll, который выполнен в удобном пылезащищенном корпусе, имеет яркий LCD-дисплей и дружественный интерфейс, позволяющий быстро освоить прибор. Кроме того, в комплект входит одна марочная программа полной диагностики автомобиля на выбор (мы используем BMW как профильную модель в нашем сервисе). Удобно, что в память прибора «зашита» библиотека кодов ошибок OBD с расшифровкой возможных причин неисправностей, что позволяет оперативно решать проблемы. Кроме того, эта информация позволяет в дальнейшем корректно общаться с клиентом. Итак, опишем процедуру настройки. Вначале с помощью CReaderVll делаем входную диагностику состояния автомобиля, особое внимание уделяя показаниям датчиков кислорода № 1 (А) и № 2 (В), соответственно до и после катализатора. Смотрим динамику изменения показаний, фиксируем SFT и LFT, также проверяем наличие ошибок. Коридор SFT (-3/+3%), LFT (-7/ +7%) и отсутствие ошибок дает возможность корректно провести автокалибровку. При наличии ошибок создаем папку и сохраняем там «ошибки» для дальнейшего анализа, удаляем временные, а постоянные «лечим», или клиент устраняет их самостоятельно. Далее устанавливаем ГБО, делаем первичную автокалибровку, вносим изменения в зависимости от SFT. После пробной поездки проводим повторный тест и делаем необходимую коррекцию. Каждый раз, когда клиент посещает сервис, мы с помощью CReaderVII выполняем диагностику, считывая потоковые данные и сохраняя их в архиве, что позволяет сравнивать их с более ранними данными, полученными до установки ГБО. Если при первичной калибровке критерием является SFT, то после небольшого пробега главный параметр – LFT. Когда соответствующие значения корректны, тестер OBD должен показать значение STFT, близкое к 0%. Финальной целью такой калибровки является сравнение значения SFTF + LTFT, они должны быть как можно ближе к 0% во времени работы на газе. Опыт показывает, что при соблюдении этих нехитрых правил проблемы сводятся к минимуму, а ведение архива данных диагностики является надежной гарантией от любых необоснованных претензий со стороны клиента. Может показаться, что процедура настройки ГБО довольно трудоемка. Но на самом деле, благодаря «бюджетному» CReaderVll, освоить ее несложно. Этот прибор стал просто незаменимым в нашем сервисе. И несмотря на то что он принадлежит к начальному сегменту DIY (Do It Yourself – «сделай сам»), предназначенному в первую очередь для автолюбителей, мы с уверенностью можем рекомендовать его для небольших гаражей и автосервисов. Кроме того, в этом сегменте у Launch появился новый перспективный продукт – EasyDiag, о котором уже говорилось в предыдущих номерах журнала. Этот прибор представляет собой диагностическую колодку в разъем OBD, а в качестве информационного терминала используется любой гаджет с Android или iOS. Связь между устройствами обеспечивается посредством технологии Bluetooth. В стандартную комплектацию прибора включена программа EOBD, которая позволяет диагностировать автомобиль по протоколу OBDII. EasyDiag может выполнять: чтение и стирание кодов неисправностей, считывание потоков данных, отображение текущих параметров, просмотр «стоп-кадра» данных, тест датчика кислорода, тест системы отработавших газов, чтение информации об автомобиле, просмотр описаний кодов ошибок. Дополнительно можно приобрести более 30 диагностических программ для различных марок. Имея вдвое меньшую стоимость по сравнению с CReaderVII и более информативную и удобную программу, EasyDiag имеет все шансы стать в ближайшем будущем весьма популярным прибором для автолюбителей. Конечно в одной статье невозможно рассмотреть все аспекты установки ГБО, но при наличии интереса эта тема может быть продолжена.

  • Альберт Баранов, «СГМ-авто», технический эксперт

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены