Промышленность 4.0. Проект будущего. Уже ближайшего
Мир стоит на пороге четвертой промышленной революции. Приведенная в движение Интернетом, она развивает материальный и виртуальный миры в направлении «ИНТЕРНЕТА ВЕЩЕЙ». В рамках цикла статей о стратегии «Промышленность 4.0» мы планируем внести свою скромную лепту в просвещение российского сообщества автобизнеса. Надеемся, что статьи, которые мы публикуем, помогут читателям оценить масштабы глобального процесса, происходящего в экономиках передовых развитых стран.
Материалы, посвященные этой теме, мы будем делать на основе опыта Германии. Почему Германии? Потому что эта страна является безусловным мировым лидером в этом процессе. Итак, пора начинать.
Ориентированный на будущее проект «Промышленность 4.0» (4.0) нацелен на то, чтобы обеспечить амбициозные планы немецкой промышленности занять лидирующее положение в будущем мирового производства. Время сегодня характеризуется усилением индивидуализации продукции в условиях высокоэффективных и предельно гибких технологий массового производства изделий мелкими сериями. Клиенты и бизнес-партнеры задействованы непосредственно в бизнес-процессах создания новой ценности.
А само производство завязано еще и на реализацию услуг, приносящих новую ценность. Сегодня создаются условия для интеллектуального мониторинга процессов как производства, так и принятия решений. Современное производство в ближайшей перспективе будет создавать новую ценность в режиме реального времени, получая команды по оптимизации производственных процессов и систем, а в перспективе и заводских производственных сетей, состоящих из нескольких или многих предприятий.
Говоря сегодня о мировом развитии бизнеса, мы упоминаем такие глобальные тенденции в промышленности, как дигитализация (Digitalisation) – перевод информации в цифровую форму. Более технологическое определение этого понятия: цифровая трансмиссия данных, закодированных в дискретные сигнальные импульсы. При этом следует сказать, что (4.0) как проект будущего возник всего лишь в 2011 году как хай-тек (High Tech) – стратегия будущего Германии.
Федеральное правительство утвердило эту программу и теперь участвует в ее непосредственной реализации. Инициаторы получили на это из казны порядка 120 млн евро. При этом правительство делает основной упор на стандартизацию и регулирование вопросов развития новых направлений бизнеса и только в это инвестирует до 80 млн евро. Параллельно министерство экономического развития стало инициатором создания целого ряда научно-исследовательских направлений в этой области.
В основном дебаты идут по четырем направлениям.
1. «Промышленность 4.0» для малых и средних предприятий.
2. Развитие стандартов и IT-архитектуры.
3. IT-безопасность.
4. Повышение квалификации персонала.
Пойдем по порядку.
1. Промышленность 4.0 для малых и средних предприятий
Сегодня количество продуктов и перспективных разработок, которые позволили бы инвесторам вкладывать деньги в развитие малых и средних предприятий, работающих в этом направлении, весьма ограниченно. Отсутствие стандартов не позволяет предпринимателям принимать взвешенные решения – какую технику и технологию выбрать, чтобы не прогореть в этом, казалось бы, очень перспективном, но весьма рискованном для начинающих бизнесменов направлении. Для того чтобы минимизировать возможные инвестиционные потери, в недрах институций немецкой экономики принимаются стандарты, которые позволяют буквально «прививать» проект (4.0) на почве уже работающих современных цехов.
При этом целенаправленно разрабатывается обширный арсенал инструментов оценки эффективности внедрения проекта (4.0). Это позволяет с достаточной точностью просчитывать инвестиционные риски в случае принятия положительного решения по развитию бизнеса в данном направлении. Следующим логичным шагом на этом тонком пути следуют всесторонние изучения и анализ «лучших практик» и специфических подходов для дальнейшего ознакомления с ними специалистов малых и средних предприятий. Это, безусловно, позволит уже в ближайшей перспективе малому и среднему бизнесу Германии адаптироваться к новым бизнес-условиям и возможностям.
Разрабатываемые современные подходы претворения в жизнь новых стратегий предлагают рекомендации по переоборудованию и переоснащению современных немецких предприятий средней руки под потребности будущего бизнеса в рамках «Промышленность 4.0».
2. Развитие стандартов и IT-архитектуры
Важный момент – создание платформы промышленных союзов Германии, которые будут заинтересованы в развитии «Промышленности 4.0». Работа этих профессиональных объединений будет направлена на развитие стандартизации бизнеса на принципах архитектуры проекта (4.0). Разработкой одних только технических стандартов дело ограничиваться категорически не будет. Большая доля усилий придется на развертку стандартов уровня ИСО 9000 и создание ценностей на основе стандартизации в машино- и приборостроении. А также за счет развития программного и аппаратного обеспечения в направлении полной автоматизации.
Однако в этой части экономика Германии сталкивается с серьезным усложнением задач. Это касается разрабатываемых программных и аппаратных комплексов для «Промышленности 4.0», которые должны производиться рентабельно и экономически оправданно. Что подразумевает их высочайшую производительность, надежность и, несмотря на возрастающую сложность всего комплекса, простоту исполнения в деталях.
Для организации отточенной работы команд таких интегральных программно-производственных комплексов повсеместно задействуются инструменты менеджмента качества и «tool for success» – инструменты успеха. Мы в формате данного цикла статей планируем серию публикаций о таких инструментах и инструкциях по их применению. Эти средства успеха и менеджмента качества назовем единым термином – «Инструменты обеспечения качества и успеха в бизнесе».
3. IT-безопасность
Часто представителями малого и среднего бизнеса Германии высказываются опасения в том, что программа (4.0) не сможет обеспечить безопасность информации.Что бизнес-секреты и тщательно охраняемые знания предприятий, хранящиеся в электронном виде, попадут к конкурентам. Эти опасения экономика воспринимает очень серьезно и предлагает развиваться малому и среднему бизнесу в направлении продвинутых систем IT-безопасности. Помимо этого федеральное правительство рассматривает IT-безопасность как ключевое вложение инвестиций правительства в направлении «Промышленности 4.0».
4. Повышение квалификации персонала
Интеграция людей в подходы (4.0) подразумевает развитие IT-технологий и включение новейших разработок в производственные бизнес-процессы, что, в свою очередь, влечет за собой изменения как содержания рабочих процессов, так и их исполнения. Это приводит к изменениям на рынке труда и к расширению профиля квалификаций специалистов на предприятиях. Появляется значительная необходимость в новых преподавательских кадрах, которые формируются из вчерашних производственных инженеров и активных предпринимателей. Сегодня промышленности Германии практически не требуются «чистые» инженеры-теоретики. Для новых проектов нужны специалисты с опытом работы на современном производстве как головой, так и руками.
Уже существуют первые наработки в указанном направлении, но до полной систематизации такого подхода еще далеко. Представители федерального правительства и бизнеса работают над концепцией развития «Промышленность 4.0». Все работающие в стране специалисты призваны воспользоваться шансом поучаствовать в создании перечня новых профессий и новых компетенций и разработке первоочередных проектов. Уже разработаны некоторые части «Программы инноваций для производства и сферы услуг завтрашнего дня», которые представляют собой мероприятия по реализации в жизнь хайтек-стратегии, или, другими словами, «стандартизации хайтек-стратегии».
Немного истории: с чего же все начиналось?
Исторический взгляд на качество
Этот раздел составит краткий экскурс погружения в историю развития понятия качества, а также понятия «обеспечение качества».
Работа над качеством и связанными с ним проблемами, а также возможностями их решения уходит корнями в далекую древность. Так, в древнем Египте замеры длины имели право делать исключительно квалифицированные специалисты. 3700-летний «Кодекс Хаммурапи» стал легендарным из-за своих чудовищных штрафов за плохое качество строительства. Процитируем несколько положений из этого исторического труда.
«Если строитель строит дом для человека и закончит строительство, то тот должен заплатить ему в качестве вознаграждения два шекеля серебра за каждый сар (1 шекель = 360 зерен пшеницы = 9,1 г; 1 сар (вавилонская мера площади) = 35 м2).
Если строитель строит дом и делает его конструкцию непрочной так, что она обрушится и вызовет смерть хозяина дома, то этот строитель должен быть убит. Если разрушение дома вызовет смерть сына хозяина дома, то должны убить сына строителя.
Если при этом погибнет раб хозяина дома, то строитель должен отдать хозяину дома своего раба той же стоимости.
Если при обрушении дома будет разрушена собственность, то строитель обязан восстановить то, что было разрушено.
Так как он построил дом недостаточно прочно, он строит его снова на собственные средства.
Если строитель строит дом и делает его конструкцию недостаточно прочной, так что обрушится одна стена, то он должен построить ее снова более прочной за собственный счет».
Другой исторический источник требований к качеству строительных материалов представляет собой труд «Десять книг об архитектуре» римского архитектора Витрува (I век до Рождества Христова). В нем говорится:
«Его (кирпич) формуют весной и осенью, чтобы он равномерно высыхал, так как тот, который формовался на солнце, имеет дефекты так, что от солнечной жары получается корка и кажется, что он сухой, хотя внутри он еще мокрый…»
В средние века профессиональные гильдии, которые своими стандартами регламентировали качество изготовляемой продукции, играли важную роль.
Вклад в обязательства по качеству в средние века и тем самым ответственность за продукт вносит выдержка из ремесленного уложения для золотых и серебряных дел мастеров:
«Также золотых и серебряных дел мастера имели точные предписания. Все переработанное серебро должно быть хорошего коммерческого качества так, чтобы оно было достойно городского герба.
Золото ниже 16 карат не должно было обрабатываться, и только по заказу было разрешено опускаться до 14 карат.
Каждые 6 месяцев гильдия ремесленников назначала двух мастеров в качестве наблюдателей золотых и серебряных дел мастерами, которые должны были незаметно ходить по всем мастерским, проверять время от времени готовые работы на содержание благородных металлов и все, что не соответствовало бы предписанному качеству благородного металла, разбивать, а с мастера взимать штраф.
Кто с целью обмана подмешивал медь, цинк, свинец, сталь или железо в золото или серебро, наказывался телесно и имущественно. Тот, кто продавал неблагородные металлы как благородные, тому связывали руки и ноги, и его тогда топили в Дунае».
Насколько серьезно рассматривалось качество в недавнем прошлом, показывают нам выдержки из «ГЕНЕРАЛЬ РЕГУЛАТИВ» фирмы Фридриха Круппа в 1872 году:
«§ 1. На всем производственном оборудовании – как в производстве на заводах вообще, так и в отдельности – в качестве высшего закона иметь перед глазами цель: фирма в производстве продукции должна постоянно добиваться наилучшего и по возможности совершенного.
§ 2. Для того чтобы достичь этой цели, следует закупать сырье и вспомогательные материалы всегда наилучшего качества и далее всегда тщательно обдумывать, чтобы производить только самые целесообразные станки и применять по возможности самые совершенные технологии производства.
§ 3. Далее, самым тщательным образом, как в подготовке, так и в производстве и контроле следить за тем, чтобы не возникали простои и непредвиденные ситуации, чтобы каждая вновь возникающая потребность могла быть сразу удовлетворена. Каждый, от первого до последнего, должен найти для этого всегда соответствующие возможности».
Дальнейшее подтверждение стремления к высококачественной работе мы находим в следующей цитате Роберта Боша:
«Все наилучшее, что при хороших намерениях может быть изготовлено после зрелых размышлений и детальных испытаний, из наилучшего сырья и при помощи совершеннейших средств техники, достаточно хорошо для того, чтобы носить имя “БОШ”».
Этот короткий исторический экскурс показывает развитие представлений о качестве от конечного контроля потребителем либо государственными службами через письменные требования к качеству, значение ресурсов и методов производства до осознанно качественного и ответственного подхода к работе сотрудников предприятия.
История развития взгляда на качество с точки зрения взаимоотношений «клиент – поставщик» началась в 1887 году, когда Британская нижняя палата приняла решение о том, что импортируемые в Англию товары должны иметь маркировку страны-производителя. Возникший при этом слоган «Сделано в Германии» первоначально был задуман как клеймо, но за десятилетия превратился в выраженный знак качества.
С бурным развитием индустриализации в начале 1920-х годов благодаря победному шествию разделения труда (тейлоризм) произошли события, отрицательно повлиявшие на представления о качестве. Ответственность за затраты, время и качество была разделена и не рассматривалась как единая задача. Введение строгого контроля качества было необходимо для поддержания определенного стандарта продукции.
Вторая мировая война способствовала развитию системы качества, прежде всего в США. Огромное количество военных материалов могло быть изготовлено только при значительно улучшенном планировании качества и производства. Значение качества было осознанно и целенаправленно поддержано.
В 1951 году Джозеф Джуран написал «Руководство по управлению качеством» («Quality Control Handbook»). Эта инициатива рассматривала проблемы приемлемых и неприемлемых затрат по качеству. Джуран в своей книге определил следующие виды затрат.
• Неизбежные затраты, например, проведение выборочных проб и инспекторских проверок в целях профилактики дефектов.
• Устранимые затраты, такие как ошибки, недостатки, дефекты материала.
Уже тогда стало ясно, что обычный контроль качества при учете действующих сегодня аспектов затрат далеко не достаточен. Арманд Фейгенбаум в 1956 году говорил в своей книге «Всеобщее управление качеством» («Total Quality Control») о том, что наивысший уровень качества не может быть достигнут предприятием, которое все решение проблем качества делегирует только производственным подразделениям. Обеспечение качества должно быть учтено в следующих фазах производства продукции: снабжение и разработка – производство – продажа – маркетинг. А это означает не что иное, как:
• проверка конструкторских проектов/проверка разработки новой продукции;
• проверка используемых материалов;
• проверка продукции.
Таким образом, всеобщее управление качеством означает, что ни одно подразделение предприятия не должно брать на себя полную ответственность за качество. За деятельность и функционирование предприятия несет ответственность исключительно его руководство. Согласно концепции А. Фейгенбаума была создана новая философия качества, которая называется «Разработка надежности» («Reliability Engineering»).
Ее основание опирается на огромную статистику и теорию вероятности. Точками применения этой стратегии были космическая техника и электротехника, в которых развились новые концепции качества. Это:
• специфические методы понижения доли брака уже на стадии разработки и проектирования продукции;
• обнаружение возможных слабых мест в конструкциях за счет анализа причин возникновения дефектов и ошибок;
• анализы по расчетам дефектности ключевых узлов конструкции;
• проверка срока жизни в рамках специфицированных стандартов для испытательных нагрузок.
Многие идеи качества имеют свои корни в военной области. В 1961 году при разработке и производстве ракет для армии США была впервые воплощена в жизнь «Программа – 0 дефектов».
В 1960-е и 1970-е годы началась эра стремительного японского подъема. Японцам удалось невероятное. Они почти повсеместно внедрили ежедневную практику предприятий частично разработанную в США философию качества. Учтя специфику японского производства, они подогнали фундаментальные основы философии качества под ментальность и культуру страны.
Эта интеграция и последовательное воплощение в жизнь концепции качества на всех уровнях предприятия создали предпосылки для победного шествия японской промышленности и для мгновенного подъема ее до уровня мировой экономической державы. Это явление наблюдается также в государствах членах АСЕАН. А всему остальному миру был воочию продемонстрирован потенциал процесса постоянного улучшения и возможности инструментов качества.
Продолжение следует