Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Простые сельские мужики

 Простые сельские мужики

Ушедший 2011 год был богат на юбилеи многих автомобильных компаний. В Германии 60 лет назад начался выпуск полутрактора-полугрузовика UNIMOG. Казалось бы, в истории завоевания мира этим удивительным автомобилем нет и не может быть никаких белых пятен. С годами он превратился в многофункциональное энерговооруженное транспортное средство высокой проходимости, которое не только работает во всех отраслях экономики, но и служит в армиях почти 60 государств.

Ему посвящены сотни книг, вышедших в десятках стран. Но ни в одной стране с ним не происходило, да и не могло произойти такое, как в России. Многие детали истории, о которой я хочу рассказать, стали доступными совсем недавно. Ее герои – те, кого называют «труженики полей». Но последствия их вмешательства в большую политику оказались круче любой легенды.

В те самые «лихие девяностые» главной задачей российских бизнесменов новой формации было поразить грандиозностью, но не реальностью замыслов. Один из них был связан ни много ни мало с выпуском UNIMOG в нашей стране. В новейшей истории России организовать производство UNIMOG пытались дважды. Первая попытка датируется началом 1990-х годов и связана с популярной тогда идеей превратить всю Русь в скопище индивидуальных фермерских хозяйств. Видимо, авторам проекта Россия 1990-х годов напоминала Германию 1950-х. Вряд ли мы когда-нибудь узнаем, как звали нашего доморощенного Моргентау, который пытался превратить послевоенную Германию в одно сплошное картофельное поле, но «орудие» для реализации своего плана он выбрал идеальное. Роль инициатора он отвел самому Президенту России Борису Ельцину. Не секрет, что тогда это был путь многих нынешних капитанов российского бизнеса.

В 1991 году Борис Николаевич отправился в Германию. Оркестром подирижировать, расслабиться, а заодно и побывать в штаб-квартире Daimler-Benz в Штутгарте. Там ему и объяснили, что без тракторов UNIMOG нашим потенциальным фермерам никак не выжить. Способность Б. Ельцина аналитически мыслить знали все, и когда после визита ему «подпихнули» высочайший Указ, он по традиции «подмахнул» его не глядя. Так появился на свет Указ Президента РФ от 5 ноября 1991 года, который повелевал «принять предложение Совета Министров РСФСР об организации производства многоцелевого автомобиля, оснащенного комплектом навесного и прицепного оборудования для крестьянских (фермерских) хозяйств…».

И хотя в документе конкретная модель и марка не обозначались, определить их было несложно. Достаточно сопоставить сроки визита и появления указа, чтобы понять – речь может идти только о чем-то из семейства UNIMOG. Как выяснилось чуть позже, это была модель U900. Тех, кто выбрал ее, не смущал тот факт, что при всех достоинствах она не вписывалась по колее в принятые у нас в стране размеры междурядий.

Заняться ее выпуском, согласно президентской воле, должно было некое АО «Униросс». «УНИ» – от UNIMOG, остальное – от «РОССИЯ». Интересно, что протокол о намерениях создать его был готов еще до подписания Указа и торжественно подписан в Штутгарте. В общество должно было войти несколько прогоравших оборонных предприятий, некая ассоциация «Импекссервис», НПО «Висхом» (бывший Всесоюзный институт механизации и электрификации сельского хозяйства) и еще несколько фирм – всего 12 участников. В задачу АО «Униросс» входили планы, не имевшие ничего общего с реальной жизнью, – при 80% локализации производства обеспечить выпуск 100 000 (ста тысяч!) автомобилей UNIMOG. Отметим, что сама компания Daimler-Benz собирала в те годы 2500–4500 машин в год. Первой площадкой для сборки машин предполагалось сделать Воронежский завод упаковочных машин, следом освоить сборку в Калуге, Смоленске, Кургане и нескольких других городах. Техническое задание определяло стоимость российской машины в 60 тыс. немецких марок против 120 тыс. в оригинальном исполнении. За счет чего это должно было произойти, не мог объяснить никто.

А дальше все пошло по накатанному сценарию. Немцы, естественно, нашим планам не очень поверили, но две машины U900А для испытаний передали российской стороне.

Испытания будущего российского «универсала» проводились по расширенной программе в 1992 году на Владимирской (город Покров) и Северо-Западной (город Калитино) машиноиспытательных станциях Министерства сельского хозяйства РФ. На полигоны вывели U900А с самосвальным кузовом с трехсторонней разгрузкой. В официальных документах его называли «универсальное энергетическое средство».

Надо отдать должное высокому профессио­нализму сельских испытателей, которые за полтора года самым тщательным образом проверили возможность работы машин UNIMOG практически со всеми видами навесного и прицепного сельскохозяйственного оборудования немецкого и отечественного производства. Их вердикт был однозначен – применение UNIMOG в его нынешнем виде в российском сельском хозяйстве нецелесообразно, слишком велики были бы переделки и доделки. По сути, сельские механизаторы объяснили тем, кто «пропихивал» этот проект в высших сферах, что они представляют собой как специалисты.

Предугадать судьбу гигантского и абсолютно нереального проекта, которыми была так богата наша история тех лет, несложно. Никаких гарантий под кредиты немецких банков для финансирования проекта от Правительства РФ получить не удалось. Несколько лет спустя, комментируя ситуацию с АО «Униросс», Хартмут Хетцль, отвечавший за продажи и оперативный маркетинг проекта UNIMOG в странах СНГ, назвал ее «щекотливой», признавая, что «несколько лет было потрачено впустую». Он полагал, что главной ошибкой стало «привязывание» UNIMOG к сельскохозяйственному производству.

Но на этом история не закончилась, и в 1995 году все началось сначала. На сей раз выпускать UNIMOG решили в Подмосковье. Чтобы «процесс пошел», нужны были новые приемочные испытания. И их провели, потратив еще год. Теперь это была модель U90. И опять ее придирчиво «гоняли» по полям и лугам, сажали и убирали картофель. И опять результат, естественно, отрицательный. Но теперь к множеству технических тонкостей сельские испытатели добавили несколько цифр. Давайте вдумаемся: убыточность от применения UNIMOG U90 немецкого производства составляет 2 396 967 руб. в год. Звучит? Это, между прочим, касается ОДНОЙ машины. А их хотели выпустить 100 000! Будем умножать?

Так на пути гигантской аферы встали простые сельские испытатели, далекие от политики. А ведь могли подписать и любой другой протокол – деньгами они были не богаты, и любой машиноиспытательной станции пригодились бы любые средства. Но им, как говорится, «за державу обидно» было.

Наша история подходит к концу. Слава Богу, к счастливому. Всего-то и убытков, что без следа пропали все государственные деньги, выделенные под аферу «Униросса». Их тихо «распилили» среди «узкого круга ограниченных лиц», и «Униросс», а вместе с ним 100 000 невыпущенных машин и вся ахинея с поголовной фермеризацией России канули в Лету.

Большинство из тех, кто решил судьбу несостоявшейся «сделки века», по-прежнему работают на российских МИС, испытывая новую отечественную технику для аграрного комплекса. И импортную, кстати, тоже. Так что если кто-то опять захочет поразить нас «планов громадьем», стоит как следует подумать, прежде чем браться за них.

  • Любовь Ильина

Эксклюзивное издание

"Экспертиза технического состояния
и причины неисправностей
автомобильной техники"
3 ведущих эксперта | 960 стр. | 2100 иллюстр.
Узнать детали

Адрес редакции

111033 Москва, ул. Самокатная, 2а, стр.1, офис 313

На карте

Контакты

Тел.: (495) 361-1260

E-mail: dostavka@abs-magazine.ru

Социальные сети

Журнал «АБС-авто» © 2019, все права защищены