Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Рискованная экономия

Рискованная экономия

Каждый год инженеры английской фирмы Dunlop Garage Equipment выборочно посещают российские СТО, эксплуатирующие гаражное оборудование Dunlop, в частности автомобильные подъемники. Увиденное ими зачастую становится темой невероятных баек, которые рассказывают про Россию в английских пабах.

Судя по состоянию дел у независимых автосервисных предприя­тий, последствия кризиса еще не преодолены. Действительно, за последние два года поток желающих заехать в сервис по любому поводу снизился. Автовладельцы стараются игнорировать мелкие поломки, оставляя их устранение «на потом». К ремонту прибегают только тогда, когда автомобиль окончательно встает, некоторые ждут ближайшего ТО или другой неисправности, чтобы решить все проблемы разом, в одно посещение. Кроме того, многие дилерские центры проводят кампании скидок, вновь привлекая владельцев автомобилей, у которых истек срок официальной гарантии. Результат – простой в сервисе, падение оборота и уменьшение выручки.

В этих условиях руководители независимых СТО пытаются экономить буквально на всем. Падение прибыли вынуждает их отказываться от качественного европейского оборудования, которое теперь «не по карману», в пользу недорогой китайской продукции. Ведь отечественное гаражное оборудование хоть и сделано неплохо, все равно уступает по дизайну и технологиям китайским аналогам. Да и по цене не всегда конкурирует с ними.

Мировая мода и европейские стандарты

Пытаясь сэкономить на рабочей силе, многие известные европейские фирмы размещают заказы на производство шиномонтажных и балансировочных станков, стендов регулировки углов установки колес и подъемного оборудования в Поднебесной и даже строят там собственные фабрики. Поражают бешеные темпы развития страны, врожденное трудолюбие китайцев, отличная организация логистики. Однако более чем десятилетний опыт сотрудничества с китайскими партнерами убедил нас в том, что культура производства в Китае пока сильно отстает от соседних Кореи, Малайзии и Японии. Конечно, китайцы способны изготавливать и качественные изделия. Но, как правило, российские поставщики в стремлении вытеснить конкурентов с рынка интересуются только самым дешевым товаром. Нам неоднократно приходилось видеть продукцию, подготовленную для экспорта в Европу, и аналогичные изделия для российского рынка. Разница в стоимости при одинаковых характеристиках может достигать 50%. В погоне за низкой себестоимостью производитель использует менее качественный металл и дешевые комплектующие. Это снижает прочностные свойства, стойкость к коррозии и безопасность эксплуатации оборудования и в то же время увеличивает издержки на его ремонт. Как застраховаться от таких неприятностей?

Мы рекомендуем ни в коем случае не экономить на оборудовании, работа на котором связана с повышенной опасностью. Прежде всего это касается подъемников. Не следует доверять самому дешевому предложению. Если подъемник немногим дороже стоимости израсходованного металла, это должно стать первым предупреждением для потенциального покупателя. Качество металла и электродвигателя – ключевые моменты, которые влияют на жесткость конструкции и ее долговечность. Качественный подъемник при соблюдении регламента обслуживания должен проработать до десяти лет.

… и ничто не мешает массивной каретке таранить узел
крепления троса
… и ничто не мешает массивной каретке таранить узел крепления троса

У европейских фирм, работающих в Китае, также есть свой негативный опыт. Например, английская фирма Dunlop Garage Equipment, следуя общемировой моде, перевела производство подъемников и шиномонтажных станков в Китай. Однако после получения первых партий продукции поспешила заменить всех ключевых технологов и ответственных по приемке китайских работников фабрики на английских специалистов. Теперь они контролируют поставки металла, гидравлики, датчиков и других комплектующих от проверенных подрядчиков. Помимо этого интересы европейских потребителей защищает строгий, подробно расписанный стандарт не только на подъемники, но и на шиномонтажные станки и другое гаражное оборудование. Его нарушение может повлечь полный запрет продаж в Европе. Казалось бы, подъемник – один из самых простых автосервисных механизмов. На самом деле современный подъемник, как предписывает стандарт, должен быть оборудован многочисленными устройствами и системами, призванными обеспечить его длительную эксплуатацию без серьезных расходов на ремонт. И что немаловажно, эксплуатацию безопасную – ведь никакие затраты на восстановление сломанного оборудования или автомобиля несравнимы с ценой человеческой жизни.

Для предотвращения несчастных случаев при работе с подъемником в его конструкции предусмотрена система безопасности, включающая многочисленные датчики. Кроме того, датчики своевременно сигнализируют о необходимости замены изношенных компонентов, чтобы исключить более серьезный ремонт в дальнейшем. Концевые выключатели крайнего верхнего положения останавливают подъем кареток при достижении максимальной высоты. Они необходимы для того, чтобы массивная каретка с подхватами не ударяла в верхний ролик колонны и не выдергивала шток гидроцилиндра. Датчики нижнего положения кареток предотвращают случайное зажатие ноги механика при опускании автомобиля. Как только каретка доходит до уровня 10 см от пола, раздается предупредительный сигнал, и скорость спуска замедляется. Датчики натяжения следят за тем, чтобы металлические тросы, синхронизирующие перемещение кареток, не ослабли. В случае их обрыва или провисания гидравлическая система блокируется, предотвращая перекос кареток и падение установленного на подъемник автомобиля. Аналогичное устройство контролирует натяжение цепей подъема кареток.

Помимо конструктивных мероприятий, европейское законодательство требует регулярной проверки работоспособности гаражного оборудования его производителем и, конечно, соблюдения правил эксплуатации автосервисными предприятиями. Следуя этим требованиям, сотрудники фирмы Dunlop осуществляют выездной контроль своего оборудования по истечении гарантийного срока, причем для них это не столько рутинная работа, сколько защита «чести мундира». Хотя Россия не входит в сферу действия европейских стандартов, английские специалисты не делают исключения и для российских сервисов. Не реже одного раза в год они выборочно навещают СТО, которые эксплуатируют оборудование Dunlop более двух лет, и интересуются тем, как оно работает. Во время таких туров иностранным гостям открывается много удивительных, недоступных для их понимания вещей.

О чем «баят» в пабах

Как правило, любой производитель обязывает пользователя после монтажа подъемника подключить и проверить работоспособность всех устройств системы безопасности и датчиков. Регламент Dunlop предусматривает их регулярную смазку и ежегодную проверку. Если в период гарантийного срока руководство СТО еще обращает внимание на состоя­ние оборудования, то по истечении гарантии, к сожалению, часто игнорируются элементарные нормы. Например, у проверенных нами 4-тонных гидравлических подъемников Dunlop DL45, которые проработали около трех лет в одном из автосервисов Москвы, на полозьях каретки, цепях и тросах отсутствовала смазка. Датчики были частично отключены, частично – намеренно отогнуты, чтобы предупреждающий об опасности сигнал не досаждал механикам во время работы. «Экономия» на регулярном техническом обслуживании, которая исчисляется, в общем-то, стоимостью смазки, привела подъемники в состояние, угрожающее не только ремонтируемым автомобилям, но и жизни персонала сервиса.

Зима – это время особенно сильного негативного воздействия на оборудование. Причина не только в пониженной температуре. Многие сервисы не могут позволить себе содержать мойку, и автомобили заезжают на подъемник сразу с улицы. Снег, а вместе с ним все то, что выливается на дороги коммунальными службами, стекает на пол. Вместо того чтобы оградить подъемник от влаги, уборщик на наших глазах старательно заталкивал грязную жижу в желоб между стойками, создавая видимость чистоты. А ведь делать это категорически запрещается – в желобе проходят тросы синхронизации подъема. Мы подняли крышку и обнаружили предсказуемый результат «уборки» – ржавые тросы синхронизации без каких-либо следов смазки. Это реальная опасность обрыва троса при подъеме автомобиля и критического перекоса кареток, что может случиться в любой момент. Для предотвращения фатальных последствий такой аварии инженеры Dunlop оснастили подъемники двухступенчатыми автоматическими стопорами японского производства. Они не дают автомобилю упасть в случаях обрыва троса, повреждения цепи или резкого падения давления в гидросистеме. Впрочем, на обследовавшемся подъемнике эти стопоры были демонтированы!

Не мудрено, что трос системы синхронизации поврежден
Не мудрено, что трос системы синхронизации поврежден

Повсеместное игнорирование элементарных правил безопасности в России каждый раз вызывает у британских гостей искреннее удивление. Вот еще несколько характерных примеров. Установленные в нужное угловое положение телескопические подхваты подъемника фиксируются подпружиненными стопорами. Цель – предотвратить случайное выскальзывание подхвата и падение автомобиля. Чтобы изменить положение подхвата, приходится вначале освободить стопор, а затем вновь его задействовать. Видимо, это сильно осложняло жизнь нашим механикам, и их находчивый ум нашел простое, но действенное решение – под стопоры подложили обычные гайки. Фиксаторы вышли из зацепления и теперь ничто не мешает подхватам свободно двигаться. Более того, подъемник несколько раз окрашивался, и стопоры заляпаны краской так, что их нормальная работа принципиально невозможна. К сожалению, механик и управляющий сервисом или не думают о том, что автомобиль может упасть на тот самый «находчивый ум», или полагаются на русское «авось».

Многие современные подъемники имеют асимметричные подхваты – на каретке один подхват короче, другой – длиннее. Это делается для того, чтобы центр тяжести автомобиля, смещенный в сторону массивного двигателя, располагался ближе к опорам стоек – так уменьшается опасность опрокидывания машины. К тому же при этом можно свободно открывать передние двери. Понятно, что обе цели достигаются только в случае, если передняя часть автомобиля располагается на коротких подхватах, а задняя – на длинных. Увиденная английскими инспекторами картина была прямо противоположной: автомобиль был вывешен на подъемнике по принципу «как удобно, так и заехал», т.е. «задом наперед». За такую провинность в Англии могут просто закрыть автосервис, а у нас на это не обращают внимания. Управляющий сервиса в оправдание говорил об уменьшении количества клиентов, о срезании бюджета, снижении зарплат и текучке квалифицированного персонала. Однако не стоит забывать, что Dunlop DL45 – не самый дешевый подъемник. Он оборудован непростой системой предупреждения неисправности, которая призвана сократить эксплуатационные расходы. Более того, только благодаря тому, что подъемник оснащен продвинутой системой безопасности, автосервис пока обходился без несчастных случаев.

По окончании проверки мы подсчитали дополнительные траты, которые предстоит понести СТО по причине несоблюдения элементарных правил эксплуатации гаражного оборудования. Один из четырех подъемников должен быть полностью демонтирован – его базовые детали предельно изношены, например, внешняя кромка корпуса колонн имеет глубокие задиры. Остальным подъемникам предписана замена всех тросов, роликов и цепей, а также ремонт стопоров, восстановление датчиков и тотальная смазка механизмов. Стоимость комплектующих с работой была ориентировочно оценена в 150 тыс. руб. И это при гарантированном производителем ресурсе не менее восьми лет эксплуатации! А ведь при соблюдении несложного регламента ежегодные расходы не превысили бы несколько сотен рублей на хорошую смазку.

Управляющий СТО обещал заняться ремонтом подъемного оборудования, но по истечении пары месяцев мы так и не дождались звонка в нашу сервисную службу. Станция продолжает рискованную работу с расчетом «на авось». Что ж, кризис есть кризис…

www.dunlopge.ru

(495) 771-70-31, 789-46-31

  • Станислав Светозаров, директор компании «Нео Системс»

Адрес редакции

111033 Москва, ул. Самокатная, 2а, стр.1, офис 313

На карте

Контакты

Тел.: (495) 361-1260

E-mail: dostavka@abs-magazine.ru

Социальные сети

Журнал «АБС-авто» © 2019, все права защищены