Шанхайский экспресс. Отчет о выставке Automechanika 2019 в Китае
Декабрьская «Автомеханика» в Шанхае завершает годовой марафон самой известной всемирной выставки запчастей и оборудования для автосервисов. Несмотря на более чем восьмичасовой перелет из Москвы и разницу в пять часов, эта выставка стоит на втором месте по посещению нашими соотечественниками после Франкфуртской. Поэтому, если вам надо попасть именно в это время в один из самых крупных в мире аэропортов – шанхайский «Пудон», подумайте о приобретении билета на прямой рейс Аэрофлота за несколько месяцев до поездки.
Русская речь в многомиллионном городе и в павильонах выставки слышится на каждом углу. А на пограничном паспортном контроле были замечены руководство и менеджеры по закупкам многих известных интернет-магазинов, которые специализируются на продаже запасных частей к автомобилям. И правильно делают, поскольку все больше производств компонентов перемещается в Поднебесную.
Рынок автомобилей в Китае очень похож на наш, отечественный. В том плане, что очень много разных брендов с локализованной сборкой и специально адаптированными под местных рынок моделями и дизайном. Кто-нибудь слышал о Hyundai Lafesta? Поверьте, даже сотрудники московского офиса этого автоконцерна о ней не знают. А это довольно интересный седан, с виду гибрид Genesis и Sonata, который производится на заводе корейского бренда в Пекине. Кстати, сразу бросается в глаза большое обилие электрокаров, которые выделяются в полосе своими зелеными номерами. Оказывается, после приобретения машины владелец должен купить номерной знак, который стоит не 500 руб., как у нас, его цена может доходить до 50 тыс. долл. в зависимости от региона регистрации машины. Это своеобразный налог на транспорт.
Например, на юге Китая, в Шеньжени, цена максимальная, поэтому купить машину могут только довольно состоятельные граждане. Нет смысла платить большие деньги за номер, если он стоит дороже самого автомобиля. Поэтому и дешевых моделей в Шеньжене мало. Владельцы же электрических авто освобождены от необходимости покупки номера, да и паркуются бесплатно. Поэтому парк электрокаров уже достигает около четверти всех машин во многих провинциях Китая.
Оказавшись в одном из бедных районов Шанхая, где мне удалось забронировать номер в гостинице, я был очень удивлен, обнаружив во внутреннем дворе десять столбиков зарядных устройств, удобно установленных на внутренней парковке среди обшарпанных башен-апартаментов с вывешенным в окнах для просушки нижним бельем. Центр продаж Tesla занимает в Шанхае первый этаж одного из самых фешенебельных небоскребов, находясь в одном ряду с бутиками Prada и Luis Vuitton. Такси же, как правило, это самая крупная местная марка – Geely, почти все электрические.
Когда я стоял утром в первый день работы выставки в грандиозной очереди на вход, то мечтал о том, как выставка потрясет меня громадным выбором оборудования для обслуживания, диагностики и ремонта гибридных и электрических автомобилей. Но этого не произошло! К сожалению, участники ограничились только специнструментом, адаптированным для работы с высоким напряжением, который можно и так заказать во всем известном интернет-магазине.
Если вы все же решитесь посетить эту выставку, будьте готовы к тому, что почти на каждом шагу вас будут проверять и досматривать вещи. Сумки в обязательном порядке надо пропускать через рентген даже на входе и на выходе из станций метро. Ну а при входе на выставку тотальный досмотр создает огромную очередь из тысячи людей, как посетителей, так и участников. Поэтому если вы не любитель стоять в медленно двигающейся толпе, советую взять стратегию прибытия на два часа позже открытия. Это сэкономит время и поможет избежать давки.
Вообще, сам выставочный центр настолько громадный, что его сложно запечатлеть на одном фото целиком. Он представляет собой огромную ромашку с двухэтажными лепестками-павильонами, каждый из которых, наверное, полкилометра в длину. В сердцевине архитектурного цветка находится своеобразный круг-арена с ресторанчиками и закусочными. Циклопические размеры создают проблемы посещения этой выставки, поскольку ходить приходится много, а присесть негде! Скамеек между павильонами мало, и все заняты курильщиками.
В обеденное же время вся выставка превращается в большую столовую. Едят везде. На стендах, в проходах и даже в курилках. Не говоря уже о закусочных, в которых образуются длинные очереди. Соответствующие ароматы китайской кухни заполняют все углы, и даже туалетные комнаты. Поесть в Китае – это святое дело. Если пришло время принятия пищи, китайцы заказывают доставку «коробочки-бенто» прямо на стенд, прекращают работу и принимаются за еду, яростно орудуя палочками и не обращая никакого внимания на ваш интерес к их продукции.
Тут лучше сделать паузу и подойти тогда, когда священный обряд будет завершен. По причине огромности выставки и физической нехватки времени на посещения всех павильонов я ограничился анализом новинок только по сервисному оборудованию в режиме «экспресс», без проникновения в детали. Надеюсь, что читатели сами найдут заинтересовавшие их приборы в интернете, а часть новинок мы закажем на доскональный тест в 2020 году.
Из шестнадцати павильонов выставки под оборудование были отданы только два. Все остальные – под запчасти и аксессуары. Надо сказать, что в этот раз подавляющее большинство участников были местные компании. Мировые и иностранные бренды в одном зале, мелкие и средние – в другом. Кстати, многие крупные международные производители игнорировали выставку в этом году, тем самым несколько снизив уровень шоу. Судя по слухам, все из-за козней американцев. Например, ранее постоянный участник – BOSCH в этом году отказался от экспозиции, видимо, решив приберечь все новинки до Франкфурта.
В первую очередь меня интересовала диагностика. Как обычно, самые большие стенды были у AUTEL и LAUNCH, экспозиция которых почти в точности повторяла стандартный ассортимент этих брендов на других выставках. Акцент компании делают на продвижение систем калибровки ADAS и новые low-cost решения типа «сканер только для чтения ошибок и параметров» всех блоков всех марок с ограниченными возможностями по спецфункциям, но с максимально низкой ценой.
На мой взгляд, предложение таких приборов несколько запоздало, поскольку сегмент сканеров для механиков уже прочно занят другими брендами, например, FOXWELL. Последняя, кстати, отмечала 10-летний юбилей и подготовила несколько новинок. Среди них новейший прибор i80 на базе защищенного планшета на Android с огромным дисплеем. Эта фирма всегда отличалась особым отношением именно к «железной» части приборов, что подтвердил наш тест другой новой модели i70Pro, опубликованный в прошлом номере журнала. Если вы читали тот материал и смотрели видео, то вам будет понятно, что i80 выполнен в том же стиле, что и i70Pro и обладает идентичным функционалом, но с более качественным и широким дисплеем.
На стенде FOXWELL также был представлен обновленный GT90 на базе Windows 10, у которого теперь два встроенных аккумулятора: один основной и второй резервный. Нововведение было сделано опять-таки на основе просьб и пожеланий пользователей, которые могут каким-то образом влиять на стратегию разработок диагностических приборов компании.
Другая новинка бренда – TPMS-тестер – также запоздал к выходу и по покрытию уступает лидеру технологий по программированию датчиков в шинах, французcкой фирме ATEQ. Кстати, французы тоже участвовали в шанхайской «Автомеханике» с полным модельным рядом приборов, анонсировав специальную версию, которая поддерживает программирование сенсоров шин китайских автомобилей Haval, Geely, Lifan, BYD, Cherry, Brilliance, DFM, Changan и некоторых других. Президент компании Жан Люк Регеф, которого я встретил на стенде ATEQ, заверил меня, что русифицированная программа с китайскими марками ожидается для российских пользователей прибора уже в январе 2020 года.
В целом я насчитал более тридцати марок всевозможных сканеров, не считая поставщиков ELM-читалок и OBDII-ридеров. Это как известные у нас бренды, как FCAR или AUTOLAND, так и не очень, типа AUTEK, TOPDON или EUCLEA, и масса вообще неизвестных. Такое разнообразие марок делает затруднительным выбор подходящего прибора, поскольку сложно понять отличия одних от других. Проясняю: программное обеспечение китайских сканеров практически идентично до мельчайших подробностей, что говорит в пользу того, что производители имеют одинаковые источники поставки программных блоков.
Если принять во внимание, что условия гарантии и платы за обновление тоже схожи, то сделать выбор в пользу той или иной марки очень сложно. Я бы рекомендовал при выборе именно китайского прибора больше обращать внимание на качество изготовления самого прибора и наличие локализации программы и местной техподдержки, чем на глубину диагностики и покрытие, поскольку она примерно одинакова. Обновления тоже выходят практически одновременно.
Интересную линейку приборов-планшетов привезла тайваньская AUTOLAND, которая 20 лет назад очень неплохо продавала приборы в России. Кто-нибудь помнит OD91? Его взломанная версия позже продавалась у нас под маркой БАРС. Сейчас тайваньцы лучше защищают свои приборы и предлагают специализированные решения для диагностики суперкаров или японского коммерческого транспорта. Качество изготовления планшетов AUTOLAND выше всяких похвал и выполнено в стилистике английского AUTOLOGIC. Специальная модель планшета подготовлена для дилерских программ. То есть вы можете загрузить несколько программ прямо в планшет и работать той, которую выберете. В меню приборов есть TECH STREAM, BMW ICOM, PORSCHE PIWIS, ODIS, VIDA и т.д. Таким образом, дилерские интерфейсы уже покупать нет необходимости! Тут все в одном приборе.
Кстати, клоны дилерских приборов (как и клоны клонов) также весьма открыто предлагались на нескольких стендах. Как известно, китайцы смотрят сквозь пальцы на авторские права, если копирование делают соотечественники, поэтому и проблем с презентацией защищенных ноутбуков Panasonic c инсталлированными «ломанными» копиями дилерских диагностических нет. Тут же можно прикупить клон сканера для Mercedes и Volvo абсолютно свободно. Одна из компаний за 800 долл. даже предлагала онлайн с сервером немецкого автопроизводителя для возможности генерирования SCN-кодов. Мой знакомый предприниматель, живущий в Дубае, которого я неожиданно встретил на одном таком стенде, решился рискнуть суммой и проверить, будет ли реально работать такая система. Я обязательно расскажу, как проходит его эксперимент, в одном из наших будущих номеров.
Еще один интересный прибор для диагностики китайских грузовиков предлагает фирма INDUTECH. Этот производитель ориентируется в основном на коммерческую технику и дизельные двигатели. Судя по заявленной спецификации, он лидирует по возможностям работы с HOWO, SHAQMAN и другими марками не через Generic-протокол, а по заводскому оригинальному диагностическому протоколу. При этом прибор поддерживает также сельхозтехнику JOHN DEER, строительную LIEBHER, VOLVO, BOBCAT, CATAPILLAR, плюс дизельные электростанции на основе агрегатов PERKINS. Набор адаптеров впечатлил. По некоторым брендам заявлено даже программирование блоков управления. Мы решили заказать такой прибор для проведения теста и также опубликуем результаты в одном из будущих номеров журнала.
Как обычно, на выставке можно было выделить основные тренды. В этот раз это повышенное увлечение участников тестерами АКБ, дымомашинами и инфракрасными измерителями температуры, так называемыми температурными камерами, когда, наведя камеры на источник тепла, можно на экране в инфракрасном спектре посмотреть интенсивность температуры компонента. У нас популярно такое решение, как приложение для смартфона и BT-камера. Но я бы рекомендовал специализированный прибор, который работает точнее и не зависит от приложения, батареи и работы других функций телефона. Да и цена теперь почти идентична.
По мере увеличения количества потребителей в бортовой сети автомобиля, внедрения специальных блоков распределения питания, вопрос контроля правильной работы аккумулятора становится все более актуальным. Многие сервисы уже имеют хорошую привычку распечатывать и прикреплять к наряд-заказу чек с результатом диагностики АКБ во время приемки машины. Сейчас нет проблем в выборе оптимального тестера.
Обратите внимание на качество термопринтера и тип используемой бумаги, ибо не всегда возможно купить у нас в розничной сети комплектующие к устройствам, приобретенным в китайском интернет-магазине. Также обратите внимание на скорость проведения теста и выбор стандартов, по которым прибор проводит диагностику.
Что касается дымогенераторов, то технология подачи продуктов горения масла в двигатель несложна. Самое главное – используется именно дым или это вапоризация, как у SMOKEWIZARD. Губительность детского масла, как для автомобиля, так и для человека во время проведения поиска утечек, уже давно доказана, поэтому меня интересовало, что используют местные производители для генерации пара. На двух стендах мне показали некую жидкость в одинаковых колбах без маркировки, не похожую на детскую продукцию Johnston & Johnston, однако качество работы многочисленных устройств следует, конечно, проверять на практике, поскольку заявляться могут любые характеристики, которые зачастую написаны только на бумаге.
Из попавшихся мне на глаза любопытных устройств для диагностики можно выделить четырехканальный осциллограф под брендом MICSIG на планшетном компьютере. Качество графики, простота настройки и скорость семплирования выше всяких похвал. И это по предлагаемой цене в 300 долл. Однако качество кабелей, а также их креплений в приборе не на высоком уровне. Набор аксессуаров тоже довольно скудный. Нет, например, никаких адаптеров для получения сигнала вторичного зажигания на системах COP. Токовые клещи ограниченного диапазона. Почему этот вопрос нельзя было продумать сразу, так и осталось мне неясным.
В отличие от осциллографа, прибор TA500J японской WAS Inc как раз предназначен для анализа работы катушек зажигания и свечей. Прикоснувшись к верхней части катушки, можно моментально определить пиковое напряжение, время горения свечи и обороты двигателя. Тестер запоминает максимальные и минимальные значения. Прибор настраивается на нужное количество цилиндров и определяет порядок зажигания тоже.
В рамках моего экспресс-набега на выставку, который, кстати, занял три полных дня, больше мне не удалось найти никаких других значимых инноваций в области автодиагностики. Но вот мобильный тормозной стенд от JEVOL привлек внимание своей оригинальной конструкцией. Вопрос специальной подготовки фундамента для инсталляции такого стенда – это головная боль многих автосервисов. Расположение стенда должно быть тщательно продумано, лучше еще на этапе строительства, ибо переставить стенд позже в другое место – довольно затратная процедура.
Китайская фирма JEVOL представила реально работоспособную конструкцию, которую можно ставить прямо на ровный пол и перемещать по сервису, поскольку платформы с роликами имеют небольшое возвышение и колесики для перемещения. Если концепция подтвердит свою надежность на практике, это станет спасением многих сервисов, которые не могут трогать фундамент арендованного помещения или перекрытия этажа здания.
В целом могу констатировать, что выставка в этот раз не показала никаких прорывных решений. Конечно, в павильонах с аксессуарами опытный глаз может найти много чего интересного. Например, одна фирма предлагала пол из ценных пород дерева для почти любой марки. Выбираешь палисандр или орех и получаешь вырезанные по профилю твоей машины паркетные панели. Получается как на яхте. Другой участник предлагал мини-принтеры для лейблов ключей. Приезжает клиент в сервис, и на его ключ вешается не засаленный пластиковый бейдж, а специальная красивая бирка с указанием номера машины, которую распечатывает приемщик.
Но, в общем, эта выставка не ориентирована на потребителей. И многие владельцы автосервисов приехали сюда зря. Я бы рекомендовал не распылять средства и посетить в будущем сентябре одноименную выставку в Германии, где многие местные участники также заказывают экспозиции. При всем уважении к организаторам, я должен констатировать, что шоу в Шанхае скорее интересно продавцам запчастей и аксессуаров, чем пользователям оборудования, и адресовано специалистам-дистрибьютерам, а не конечному потребителю-автосервису. Но что ж, посмотрим, какие сюрпризы и новинки преподнесет в этот раз Франкфурт. Ведь до него осталось всего девять месяцев!
Прощай, Шанхай!