«Шелл»: Обсудим?
Совсем недавно, а именно, 17 сентября сего года, в Москве прошло довольно интересное мероприятие: концерн «Шелл» совместно с российским клубом автомобильных руководителей «Автобосс» провели открытую дискуссию.
Причиной (и, естественно, темой) этого мероприятия стали массовые обращения автовладельцев в зимние периоды 2012-2013 гг. в авторизованные СТО с однообразной жалобой - невозможно запустить двигатель и загорание сигнальной лампы давления масла. Причем вал этих обращений пришелся на Москву и Московскую область.
Поэтому дискуссия была посвящена «…Анализу особенностей работы двигателей в зимнее время - и разработке практических решений и рекомендаций по подготовке к зимнему сезону 2013-2014 гг.». То есть, проще говоря, поиску ответов всего на два вопроса. Первый – что это было? И второй - как с этим бороться?
О важности обсуждаемой проблемы говорит, хотя бы, такой факт – участие в обсуждении приняли регуляторы рынка ГСМ: в частности, заместитель начальника отдела переработки нефти Министерства энергетики РФ Иван Антипов, заместитель руководителя ЦМТУ Росстандарта Марина Калинникова, заместитель начальника Территориального отдела (инспекции) ЦМТУ Росстандарта по Московской области Галина Горлова. Были приглашены также эксперты из отраслевых организаций и ВУЗов, журналисты.
Компания «Шелл» также очень озабочена этим эксцессом. И потому для участия в мероприятии привлекла «тяжелую артиллерию»: руководителя подразделения по применению смазочных материалов на легковом транспорте компании «Шелл Глобал Солюшнс» доктора Фолькера Нулла и руководителя подразделения исследований и разработок топлив той же компании доктора Герда Хагенау.
Сначала участников дискуссии познакомили собравшихся с результатами тщательного анализа возможных причин изменения работы моторных масел в бензиновых двигателях, которые наблюдались на протяжении двух зимних периодов 2012 – 2013 годов. Всего в независимых лабораториях России, Европы и технологическом центре «Шелл» (Гамбург, Германия) было проанализировано более 60 образцов работавших масел разных брендов, отобранных из двигателей автомобилей различных марок.
Результаты исследований специалистов компании «Шелл» показали - изменения в работе моторных масел (загустевание) не связаны с их составом и свойствами. Возможной причиной ухудшения низкотемпературных свойств моторных масел стало значительное их разбавление тяжёлыми углеводородами, которые накапливаются в моторном масле вследствие использования топлива нестабильного качества.
«Ситуация с ухудшением прокачиваемости масел при отрицательных температурах в Москве в 2012 и 2013 году затронула различные автомобильные и масляные бренды. Во всех образцах работавших масел обнаружены нетипичные для моторных масел соединения парафиновой природы, что позволяет предположить, что возможным источником их попадания в масла является топливо» - отметил доктор Фолькер Нулл, руководитель подразделения, специализирующегося на сотрудничестве с европейскими автопроизводителями в области исследований и разработок смазочных материалов.
Однако, справедливости ради, надо отметить, что участвовавшие в открытой дискуссии представители автодилеров и СТО рассказывали о фактах загустевания моторных масел прошедшей зимой в разных регионах России, а не только в Москве и Московской области.
А эксперты - среди которых был и хорошо знакомый читателям журнала «АБС Авто» заведующий отделом автомобильных и авиационных бензинов ВНИИ по переработке нефти Вячеслав Емельянов – пришли к выводу, что исследования необходимо продолжать, чтобы получить ответ на самый главный вопрос: откуда в моторных маслах появились парафины, приведшие к критическому их загустению? Ведь и в «свежих» маслах, и в топливе их нет...