Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Школа Станислава Светозарова. Английский – язык диагностики. Урок 6

Школа  Станислава Светозарова. Английский – язык диагностики. Урок  6

Названия компонентов и параметры: FR, RR, FL, RL, MIL, Yaw rate, G-sensor, SAS, статус и состояния и др.

Необходимость знания небольшого количества англоязычных терминов – обязательное требование к современному грамотному специалисту в автомобильной диагностике. Особенно это важно для точного определения компонента системы. Проблема осложняется тем, что зачастую автопроизводители придумывают и патентуют собственные названия одних и тех же компонентов и систем, видимо, в маркетинговых целях. А может быть, то или иное выражение больше нравилось разработчикам. Причину понять сложно, но надо быть к этому готовым. Но, прежде чем разобраться в возможных «подводных» камнях сокращений, давайте рассмотрим домашнее задание прошлого урока, где мы рассматривали системные термины.

Internal Control Module Torque Calculation Performance Bus Signal/Message Failures – начинаем перевод по нашему правилу с конца фразы и понимаем, что данный код неисправности вызван либо неправильной передачей сигнала в шину с данными расчетного сигнала крутящего момента двигателя или с какой-либо проблемой самого сигнала.

Internal Control Module Checksum Error no subtype information – такая неисправность вызвана невозможностью блока управления посчитать контрольную сумму. Каждый раз при запуске внутренней программы контроллер блока управления рассчитывает так называемую «контрольную сумму» и сверяет ее с определенным значением. Если оно совпадает, это значит, что все настройки в норме и программа готова к работе. Если рассчитанное значение не совпадает с контрольным, то ЭБУ выдает ошибку, связанную с его расчетом. В данном случае ЭБУ не имеет какой-то более подробной информации о типе проблемы. Но это знак того, что есть какой-то программный сбой. Он может решиться с помощью функции сброса или перезагрузки памяти ЭБУ или же перепрограммированием блока управления на свежую прошивку.

Invalid Data Received from TCM Invalid Serial data received – такая неисправность может встретиться в том случае, если при замене или перепрограммировании блока управления неправильно внесены данные о других блоках управления в сети. Другая причина – повреждение самого блока управления или шины данных. В нашем варианте ЭБУ получает по коммуникационной шине некорректную информацию с блока управления трансмиссией.

TDS Communication Line High Fixation – данный код получен на автомобиле Toyota. TDSу данного производителя означает Theft Deterrent System или просто Противоугонная система. Дословный перевод – «Обнаружение высокого сигнала в коммуникационной линии TDS». В инструкции по ремонту для Toyota есть более подробное описание – «Постоянная выдача сигналов высокого уровня в линии связи противоугонной системы». Проблема появляется в случае неисправностей в линии связи между ЭБУ двигателя и системой управления иммобилайзером.

Event Data Recorder Request Circuit / Open – разрыв в цепи или проблема запроса на запись информации о событии. Такой код может возникнуть в блоке управления трансмиссией Mercedes-Benz и, конечно, никак не связан с видео- или аудиозаписью каких-либо реальных событий. Он также не связан и с работой самой трансмиссии, а относится к функциям мониторинга работы систем коммуникации между блоками управления. В случае его появления заводская инструкция рекомендует просто провести перепрограммирование блока управления.

Low Speed CAN Communication BUS (–) shorted to Bus (+) – надеюсь, что все наши читатели справились с данным кодом и поняли, что речь идет о замыкании на плюс линии коммуникации низкоскоростной CAN-шины.

Теперь давайте вернемся к теме нашего урока. Самая большая сложность в понимании названия компонента – это его аббревиатура, которая используется в дилерской документации. Очень часто одни и те же сокращения могут иметь разные значения для разных марок. Тут следует проявлять смекалку. Например, «TDS» – это противоугонная система у Toyota, а у BMW – это «турбодизель с интеркулером». Лампа сигнализации неисправности может называться MIL (Malfunction Indication Lamp), LED, Fault Lamp или просто Indicator. В параметрах системы ABS сигнал датчика скорости колеса может быть обозначен как WSS (wheel speed sensor) или как VSS (vehicle speed sensor). Причем все варианты могут встречаться в тексте одной инструкции. Конечно, невозможно в одной статье рассмот­реть все возможные сокращения, потому что их несколько сотен. Да и нет в этом необходимости, поскольку многие уже всем знакомы. Поэтому мы остановится только на некоторых наиболее часто встречающихся. В случае появления неизвестного акронима я бы рекомендовал обратиться к интернету, забив акроним в поиск вместе с маркой и системой, в которой он появился. Это также поможет найти дополнительную информацию о конкретной системе и тем самым ближе подойти к решению проблемы.

Наиболее сложно привыкнуть к сокращениям в списке параметров, поскольку дисплей любого прибора ограничен не только разрешением экрана, но и необходимостью вывода другой полезной информации, например, минимального и максимального значения сигнала, единиц измерения и т. п. Поэтому все производители сокращают текст в меню параметров. Например, CAM или CMP означают датчик положения распредвала, а Crank или CKP – датчик коленвала. TR или TH может быть сокращением от слова «дроссель» (Throttle) и т.д. В принципе, можно скачать в Сети многочисленные доступные словарики таких сокращений, которыми раньше увлекались многие компании по продаже оборудования и инструмента, и держать их под рукой.

В целом сокращения параметров основных систем, например двигателя и трансмиссии, не вызывают сегодня особых проблем. Больше проблем с компонентами таких систем, как электронный контроль стабильности (ESC/ESP/VSC). В них главную роль играют Yaw Rate Sensors – дословно «датчики рыскания», которые призваны сообщать управляющему модулю угловую скорость автомобиля вокруг его вертикальной оси. Созданные по принципу гироскопа, они помогают определить правильность поворота автомобиля, и их параметр соотносится с реальным углом поворота руля по датчику SAS (Steering Angle Sensor).

Есть несколько разновидностей таких датчиков. Lateral Acceleration Sensor – датчик бокового ускорения может находиться с одном корпусе или «кластере» с Yaw rate-датчиком. Расположение зависит от конструкции, но, как правило, кластер располагают в центре тяжести автомобиля. Датчик Longitudinal Acceleration Sensor или Accelerometer также помогает определить изменение автомобиля в пространстве по скорости продольного ускорения. Он измеряет степень ускорения по запросу водителя, а также уровень торможения или Deceleration. Также этот датчик может использоваться для расчета движения по подъему или во время спуска с холма. Roll Sensor измеряет уровень вращения относительно горизонтальной плоскости или наклон автомобиля с одного бока на другой. Поскольку все эти виды датчиков измеряют угол ускорения или силы G, некоторые автопроизводители называют их G-датчиками и могут присваивать им номера, например, G-sensor 1, или определять по расположению Front (FR) – для переднего и Rear (RR) – для заднего.

Указание на расположение компонента в салоне автомобиля может внести дополнительную путаницу, поскольку тут много похожих сокращений. Особенно часто это можно встретить при работе с электроникой подвески, дверей, кресел или с системами подушек безопасности. К примеру, RR может означать как просто «располагающийся в задней части», так и быть сокращением от Rear Right, т.е. «задний правый». В таком случае «передний правый» будет Front Right или FR, «передний левый» – Front Left или FL, «задний левый» – Rear Left или RL. Последнее сокращение может просто означать сразу и левую и правую стороны. Поэтому не стоит торопиться, а быть внимательным, чтобы не ошибиться. Если сочетание встречается в коде неисправности, то для проверки правильности догадки можно зайти в текущие параметры и посмотреть, как там указаны данные компоненты.

Некоторые производители указывают в кодах ошибок статус датчика или системы. Например, в Ниссан код С1924 SAS (Not Neutral Status) говорит нам о том, что показание датчика угла руля не находится в нейтральном (нулевом) положении. Если речь идет о системе замков дверей, то их статус также может быть LOCK (закрыт, заблокирован) или UNLOCK (открыт, разблокирован). Тут таится еще одна опасность, вызванная многозначностью уже нашего русского языка. В нем словосочетание «открытая дверь» может означать как открытый замок двери, так и физически распахнутую дверь салона. Мне неоднократно приходилось встречаться с небрежным переводом процедуры программирования брелоков в системе иммобилайзера, когда в русском варианте указание на необходимость работы после закрытия двери означало в английском первоисточнике необходимость блокировки замка двери, а не просто ее закрытие.

В следующем уроке мы разберем нюансы лексики, связанной с активацией исполнительных механизмов. А пока потренируйтесь с переводом нескольких новых кодов ошибок, которые мы обсудим в следующем номере.

Словарик для запоминания

Camshaft, CAM, CMP - датчик положения распредвала

Crankshaft, Crank, CKP - датчик положения коленвала

WSS, VSS - датчик скорости колеса

Yaw Rate sensor - датчик ускорения

Lateral Acceleration sensor - датчик бокового ускорения

Longitudinal Acceleration sensor - датчик продольного ускорения

Deceleration - торможение

Roll sensor - датчик бокового уклона

Steering Angle Sensor - датчик угла поворота колес или рулевого колеса

Front Left - передний левый

Front Right - передний правый

Rear Left - задний левый

Rear Right - задний правый

LOCKED закрытый (о замке), заблокированный (о дифференциале)

UNLOCKED открытый (о замке), разблокированный (о рулевой колонке)

  • Станислав Светозаров, зам. директора компании «Интерлакен - Рус»

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены