Сколько компаний вложились в разработку летающих автомобилей
Каждый месяц на автомобильном рынке происходят события, способные резко изменить существующие тенденции или задать новые. Журнал «АБС-авто» публикует самые яркие из них.
Российским беспилотникам не хватило денег
Анонсированный правительством эксперимент по допуску беспилотных автомобилей на дороги общего пользования столкнулся с нехваткой финансирования. 40 млн руб. нужно для испытания автомобилей в НАМИ, еще 200 млн руб. требуется для проезда беспилотных грузовиков по трассе М11. Если Минпромторг и НТИ «Автонет» уже попросили у вице-премьера Максима Акимова выделить средства для испытания в НАМИ, то во втором случае источники финансирования пока не определены.
О ситуации с допуском беспилотных транспортных средств (водитель будет находиться в салоне для подстраховки) на дороги общего пользования рассказали Александр Морозов, заместитель главы Минпромторга, и Александр Гурко, соруководитель национальной технологической инициативы (НТИ) «Автонет» (создана для разработки документов и технологий для автономных транспортных средств).
Как напоминает «Коммерсант», в постановлении Правительства РФ № 1415 (принято в 2018 году) заложены юридические основания для проведения в Москве и Татарстане эксперимента, в рамках которого беспилотные машины смогут передвигаться в общем потоке машин. В эксперименте, который продлится до 1 марта 2022 года, участвуют шесть компаний: «Яндекс» (100 беспилотных машин на базе Toyota Prius), Университет Иннополис (три авто на базе Kia Soul, Hyundai Santa Fe, КамАЗа), «Аврора Роботикс» (автобус собственной разработки), КамАЗ (три грузовика), Московский автодорожный институт (одна машина на базе Ford Focus), АО «Научно-конструкторское бюро вычислительных систем» (два авто на базе Kia Soul).
Каждый экземпляр должен быть проверен в НАМИ на предмет корректности работы штатных систем машины (ABS, рулевое управление, АКПП и т. д.) после установки систем автоматического управления.
В случае аварии с беспилотником будет проводиться расследование: если сбой произошел в заводских системах машины, ответственность, согласно законодательству (вплоть до уголовной – в случае гибели людей), понесет НАМИ, если в нештатном оборудовании – владелец беспилотной машины.
Проверка каждого автомобиля в НАМИ стоит 214 тыс. руб., пояснил Александр Морозов, с учетом того, что проверить требуется более 100 машин, нужно около 40 млн руб. Причем расходы могут вырасти, так как до 2022 года для участия в эксперименте могут заявиться другие компании. Господа Морозов и Гурко в статусе соруководителей рабочей группы НТИ «Автонет» направили письмо в адрес вице-премьера Максима Акимова (курирует тему НТИ и цифровой экономики) с просьбой предоставить финансовую поддержку.
В аппарате господина Акимова обращения пока не получали. Александр Морозов уверен, что гранты из фонда НТИ будут выделены и уже в мае первые беспилотные машины выйдут на дороги (Москва и Казань должны определить зоны для тестирования). Компании могут начать испытания в НАМИ за свой счет, считает Александр Гурко, с расчетом на финансовую помощь государства. В «Яндексе» изданию сообщили, что пока не заявляли машины на экспертизу, но планируют это сделать, как только будет согласована процедура. Процесс может занять до двух недель, говорят источники «Коммерсанта», знакомые с ситуацией.
С проблемами столкнулась подготовка еще одного эксперимента – по проезду беспилотных транспортных средств на федеральных трассах. Еще в мае 2018 года премьер Дмитрий Медведев поручил Росавтодору и госкомпании «Автодор» определить участки дорог и начать тестирование до 30 ноября 2018 года.
Цель эксперимента – отработка технологий V2X (Vehicle-to-Everything) по передаче данных от дорожной инфраструктуры высокоавтоматизированным машинам. Пилотным должен стать участок трассы М11 Москва – Петербург, однако, пояснил вчера Александр Гурко, выполнить поручение премьера в срок не удалось.
По его словам, для оборудования дороги специальными датчиками нужно 200 млн руб., но источник финансирования не определен. В Минтрансе, Росавтодоре, «Автодоре» ситуацию не комментировали. «М11 отлично подходит для тестирования, так как построена и эксплуатируется по современным стандартам качества, – заявили газете в Северо-западной концессионной компании (владелец М11, принадлежит французской VINCI и группе «Мостотрест» Аркадия Ротенберга). – Особое внимание уделяется вопросам безопасности на дороге. Мы полностью поддерживаем данную инициативу и готовы рассмотреть возможность проведения испытаний беспилотников на головном участке и предоставить инфраструктуру для установки оборудования». По прогнозу Гурко, испытания могут начаться «до конца 2019 года».
Кто любит электромобили в России
Digital-агентство «Интериум» составило портрет типичного пользователя социальных сетей – любителя электромобилей.
14 марта компания Илона Маска Tesla представила новую Model Y. Она станет наиболее доступным кроссовером марки и, вероятно, через какое-то время доберется до России. Во всем мире сейчас на ходу около 5,3 млн электромобилей, из них более 1,1 млн в США, но больше всего в Китае – почти 3 млн. На этом фоне Россия пока остается в числе стран, для которых электромобиль – это скорее экозотика. В нашей стране зарегистрировано около 2,5 тыс. электрокаров, а ежемесячные продажи исчисляются буквально штуками.
С учетом этого digital-агентство «Интериум» решило выяснить, кто же все те люди в России, покупающие и перепродающие электромобили, каждый день садящиеся в них за руль или пока просто интересующиеся темой. Анализ по социальным медиа был основан на мониторинге упоминаний популярных у нас в стране моделей. Учитывались только аккаунты частных лиц за последний месяц.
Типичный любитель электрокаров – это мужчина 30–32 лет из Москвы, пользователь сети «ВКонтакте», поклонник Nissan Leaf.
Увы, женщин тема машин на электродвигателе совсем не привлекает: их было едва ли 7%. Молодежь и люди старшего поколения смотрят на подобные новинки автопрома без особого интереса: пользователи сети от 20 лет и младше встречаются в связи электромобилями в 18% случаев, а старше 45 – лишь в 12%.
Среди регионов, которые чаще других упоминают электрокары в Сети, Москва (19,5%), Санкт-Петербург (7,9%), Ульяновская область (6,5%), Иркутская область (5,6%) и Краснодарский край (5,6%). Интересно, что такая картина идет в разрез со статистикой продаж. Согласно данным агентства «Автостат», большинство электромобилей зарегистрировано в Приморье и только потом в Москве и Подмосковье.
Двумя самими популярными моделями среди пользователей соцмедиа были Nissan Leaf и Tesla Model X. А вот Mitsubishi i-MiEV, который занимает второе место по продажам в России, оказался лишь на пятой строчке по упоминаниям в Сети. Но что интереснее, большинство пользователей оказались «однолюбами», поклонниками лишь одной автомарки. Почти 77% авторов в сети писали только о какой-то одной марке, 16% упоминало хотя бы две. Тех, кто готов был рассуждать сразу о пяти электромобилях, набралось меньше 1%.
А рассуждают об электрокарах пользователи прежде всего в сети «ВКонтакте» (51,8%), где на один пост приходилось в среднем по три комментария. В Facebook тоже обитает немало любителей «зеленого» транспорта – 16,2%. Сеть Instagram также вошла в топ‑3 (8,7%), и здесь автомобили замечены прежде всего на фото и видео в постах.
В Instagram (во «ВКонтакте» и Twitter реже) пользователи оставляли хэштеги. Какие же были самые популярные? Не считая вполне очевидных тэгов из названий марок, в числе наиболее частых были, конечно, #elonmusk, горделивый #тесланамбаван и мечтательный #idealcar.
Среди обычных пользователей, обсуждавших электромобили, были и более известные владельцы. Например, популярный Youtube-блогер The Warpath с его «Теслой», которую он показывает у себя на канале и во «ВКонтакте», депутат Законодательного Собрания Ульяновской области Александр Чепухин на Nissan Leaf, о котором он также часто публикует фото в Instagram, блогер и культурист из Астрахани Дмитрий Алферов (тоже на Nissan Leaf). «Тесла» засветилась на видео популярного детского блогера Супер Сени. И это только те, кто попался за последний месяц.
Транспорт уходит в небо
К 2025 году рынок производителей летающих автомобилей будет насчитывать минимум 15 игроков. Такой прогноз сделали специалисты международной консалтинговой компании Frost & Sullivan.
Частные летающие автомобили в скором времени станут обыденностью. По данным исследования консалтинговой компании Frost & Sullivan (Future of Flying Cars, 2017–2035), к 2025 году как минимум 15 компаний выпустят свои модели частных летательных аппаратов, а к 2050 году широкое распространение получат сервисы коммерческой перевозки пассажиров.
Стимул к развитию сегмент летающих автомобилей получил с приходом в эту сферу не только специализированных компаний (AeroMobil, PAL–V, Terrafugia), но и с появлением разработок у крупных технологических корпораций (Uber, Airbus, Google). За последние четыре года уже восемь компаний провели тестовые полеты на своих прототипах, что говорит о быстром развитии технологии и рынка.
Крупнейшие компании мира независимо друг от друга работают над проектами летающих автомобилей. К примеру, сооснователь Google, Ларри Пейдж, недавно инвестировал более 100 млн долл. в два стартапа (Kitty Hawk и Zee.Aero), разрабатывающих собственные решения в области летающих автомобилей, а Управление перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США (DARPA) поддерживает компании, работающие над проектами летающего автомобиля-трансформера. Разработкой в области летающих автомобилей занимаются не только крупные компании: студенты из стартап-инкубатора Северо-Западного университета (США) планируют представить результат своей работы в 2024 году.
Тем временем, голландская компания PAL–V первой добилась продажи своих моделей летающего транспорта, который может эксплуатироваться как в воздухе, так и на земле. В 2019 году ожидается выпуск премиум-модели Liberty Pioneer (которая выйдет ограниченным тиражом в 90 единиц), а годом позже – массового Liberty Sport. 45 единиц PAL–V Liberty уже зарезервированы для продажи на Североамериканском рынке и 25 – на европейском. Стоимость автомобилей составит 600 тыс. и 400 тыс. долл. соответственно, что соответствует прогнозируемому диапазону цен на летательные аппараты в пределах 200–600 тыс. долл.
Другая разновидность летающих средств передвижения – ховербайк – по ожиданиям экспертов займет более бюджетную нишу – 60–100 тыс. долл. Следом за PAL–V выпустить свои версии летающих машин собираются Lilium Aviation (конец 2020 года) и Airbus (2021).
«Сейчас наблюдается заметный рост числа разработок в области создания частных пилотируемых летательных аппаратов, – комментирует Алексей Волостнов, управляющий директор Frost & Sullivan в России. – В основном этими разработками занимаются стартапы и узкопрофильные технологические компании. Крупные автомобильные концерны, такие как Volkswagen AG, BMW Group, Toyota Motor и другие, пока ограничиваются созданием концептов и не занимаются глубокой разработкой собственных моделей. В то же время мы ожидаем масштабных инвестиций в развитие летательных технологий со стороны крупных автопроизводителей, что непременно приведет к появлению первых рабочих прототипов в течение ближайших восьми лет».
Технология летающих автомобилей существенно расширит сферу применения воздушного транспорта, включая такие виды сервисов, как воздушное такси, аренда летающих автомобилей, перевозка тяжелобольных пациентов (скорая неотложная помощь) и обеспечение безопасности в населенных пунктах.
Ключевую роль в этом сыграет развитие технологии вертикального взлета и посадки (VTOL), наличие которой исключает необходимость строительства взлетно-посадочных полос. Компания Uber планирует запустить целый парк летающих такси в период 2025–2035 годов и инвестировать в этот проект от 400 млн до 1 млрд долл.
По словам Волостнова, основными факторами, сдерживающими коммерциализацию технологии летающих автомобилей, остаются: организация взлета и посадки аппаратов в населенных пунктах, влияние человеческого фактора на безопасность полетов, эффективность применяемого топлива, дальность полета, организация и регулирование воздушного движения.
Последний вопрос уже неоднократно поднимался в ряде стран, вследствие чего были внесены соответствующие поправки в положения, касающиеся коммерческого использования дронов. Эксперты Frost & Sullivan не исключают, что обновленные правила в ближайшее время появятся и для летающих автомобилей.
За скрученный пробег предложили сажать
Депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга предложили серьезно ужесточить наказание за скрученный пробег.
Депутаты предложили дополнить Уголовный кодекс статьей «Мошенничество при продаже автомобиля».
Под данным деянием предлагается понимать «обман или введение продавцом автомобиля покупателя в заблуждение относительно пробега транспортного средства либо полученных автомобилем повреждений, повлекшее причинение покупателю указанного автомобиля значительного ущерба».
Наказывать за данное деяние, считают депутаты, должны штрафом в размере до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев либо обязательными работами на срок до 360 часов.
При этом ответственность за данное деяние предлагается ужесточить в случае, если оно было совершено группой лиц по предварительному сговору или было сопряжено с причинением крупного ущерба.
Тогда провинившиеся наказываются штрафом в размере от 100 тыс. до 700 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет либо без такового.
За особо крупный ущерб придется провести в местах лишения свободы до шести лет.
«Принудительное изменение показаний одометра либо иного прибора, фиксирующего полный пробег автомобиля, либо замена такого прибора или прибора, составной частью которого тот является, если это повлекло изменение его показаний, – наказывается лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей либо без такового», – указывается в тексте законодательной инициативы.
Под ущербом, отмечается в документе, понимается разность стоимости, уплаченной покупателем автомобиля, и фактической стоимости автомобиля с учетом скрытых продавцом характеристик.
«Фольксваген» переходит на электрические рельсы
Крупнейший автомобилестроительный концерн Европы Volkswagen намерен расширить ассортимент электромобилей, передает «Интерфакс».
Согласно внутренним прогнозам группы, доля электромобилей на авторынках Евросоюза, США и Китая к 2025 году может достичь 25%, а к 2030 году – 50%.
По словам главы концерна Маттиаса Мюллера, Volkswagen должен «существенно увеличить» долю электромобилей в модельном ряде, чтобы достичь целей по сокращению выброса углекислого газа в атмосферу, которые все сильнее ужесточаются.
«Политическое давление на нашу отрасль продолжит расти», – заявил Мюллер, выступая перед руководством концерна в Гамбурге, сообщает отраслевое издание «Automobilwoche».
Электромобили играют важную роль в новой бизнес-стратегии VW, согласно которой концерн планирует к концу 2025 года увеличить продажи машин с электрическими двигателями до 1 млн в год, или порядка 10% от текущего объема продаж. С 2014 года концерн продал в общей сложности 64 тыс. электромобилей.
Мюллер также сообщил, что VW ведет с другими автопроизводителями переговоры по развитию инфраструктуры для зарядки электромобилей. Как пишет газета «Handelsblatt», Volkswagen вложит до 10 млрд евро в строительство большого завода по производству аккумуляторов для электромобилей. Однако пресс-служба VW назвала эти сведения домыслами.
В общей сложности новая бизнес-стратегия Volkswagen насчитывает восемь ключевых инициатив, включая в числе прочего пересмотр структуры подразделений и портфеля брендов, развитие профильного бизнеса, упор на цифровые технологии и устойчивое развитие компании, а также отношения со стратегическими партнерами, сделки M&A в отрасли и создание совместных предприятий.
В настоящее время группа предлагает потребителям три модели электрокаров (Volkswagen e-Up и e-Golf, а также Audi R8 e-tron) и шесть вариантов гибридных автомобилей: Volkswagen Golf GTE, Passat GTE, Audi A3 Sportback e-tron, Q7 e-tron quattro, Porsche Panamera S E-Hybrid и Cayenne S E-Hybrid.
К концу 2020 года предполагается вывод на рынок 20 новых моделей с электрическими и гибридными двигателями.
Системы помощи водителю сделают обязательными в ЕС
Европарламент, Евросовет и Еврокомиссия достигли предварительного соглашения по регламенту, касающемуся повышения уровня безопасности на дорогах. Как сообщила во вторник пресс-служба Еврокомиссии, в соответствии с новыми правилами с 2022 года автопроизводители должны будут оборудовать машины, которые продаются на территории ЕС, в том числе «черными ящиками» и системой автоматического удержания в полосе транспортного средства.
«Институты ЕС достигли предварительного соглашения по пересмотру общих правил безопасности [дорожного движения]. С 2022 года новые технологии безопасности станут обязательными для европейских транспортных средств, чтобы защитить жизни пассажиров, пешеходов и велосипедистов», – говорится в сообщении.
Бортовые самописцы, данные из которых можно будет использовать для установления причин ДТП, и система, фиксирующая то, насколько водитель внимательно следит за дорогой, будут обязательными для всех транспортных средств. Помимо этого в легковых автомобилях и фургонах будут устанавливать системы удержания полосы, системы экстренного торможения и улучшенные по результатам краш-тестов ремни безопасности.
В Еврокомиссии надеются, что подобные меры помогут к 2038 году избежать по меньшей мере 140 тыс. тяжелых травм и спасти более 25 тыс. жизней, что приблизит ЕС к долгосрочной цели – нулевой смертности на дорогах. В дальнейшем согласованный регламент поступит на голосование в Европарламент, а затем – на утверждение в Евросовет, отмечает ТАСС.
Легковушки Ford уйдут с моторами
Акционеры совместного предприятия Ford Sollers, Ford Motor Company и ПАО «СОЛЛЕРС» достигли соглашения и подписали протокол о намерениях о реструктуризации совместного предприятия, деятельность которого в будущем сконцентрируется на сегменте легкого коммерческого транспорта.
Новая структура бизнеса позволит компании укрепить позиции и увеличить продажи Ford Transit, производство которого продолжится на заводе в ОЭЗ «Алабуга» (г. Елабуга, Татарстан). За последние три года продажи Ford Transit выросли более чем на 200%, что позволило модели выйти в лидеры сегмента среди иностранных брендов.
Протокол о намерениях был подписан по итогам пересмотра стратегии совместного предприятия акционерами, Ford Motor Company и ПАО «СОЛЛЕРС». Целью изменений является необходимость возврата к прибыльности компании в краткосрочной перспективе и повышение эффективности инвестиций в условиях сложной ситуации на рынке. Переговоры между акционерами продолжаются, и окончательные договоренности будут достигнуты в ближайшие месяцы.
«Это решение – важный шаг на пути к повышению эффективности и конкурентноспособности бизнеса Ford в интересах всех наших партнеров, – сказал Стивен Армстронг, исполнительный вице-президент и президент европейского, ближневосточного и африканского регионов, Ford Motor Company. – Новая структура Ford Sollers соответствует нашей стратегии по укреплению лидерства бренда Ford в сегменте коммерческого транспорта на всех европейских ранках, а также отражает наше намерение принимать сложные решения и покидать убыточные сегменты, такие как рынок легковых автомобилей в России».
В новой структуре Ford Sollers акционеры Ford Motor Company и ПАО «СОЛЛЕРС» остаются партнерами, при этом ПАО «СОЛЛЕРС» будет владеть долей 51% в уставном капитале совместного предприятия.
«Мы находимся на пороге нового этапа в долгосрочном партнерстве с Ford в России, – сказал Вадим Швецов, генеральный директор ПАО «СОЛЛЕРС». – Мы уверены, что решение сконцентрировать бизнес на сегменте легкого коммерческого транспорта позволит совместному предприятию повысить эффективность и заложить крепкий фундамент для дальнейшего роста».
Реструктуризация бизнеса предполагает завершение производства легковых автомобилей к концу июня 2019 года с последовательным закрытием двух автомобильных заводов Ford Sollers в Набережных Челнах и Всеволожске, а также завода двигателей в ОЭЗ «Алабуга» (г. Елабуга). Данные меры приведут к значительному сокращению штата сотрудников, которое будет проводиться в первую очередь по программе добровольного увольнения с выплатой дополнительных компенсаций.
Ford Sollers совместно с партнерами продолжает переговоры по дальнейшим действиям, необходимым для проведения реструктуризации бизнеса.
«Решение, которое мы анонсируем сегодня, сложное, но необходимое для обеспечения конкурентоспособности Ford Sollers в долгосрочной перспективе. Ford Transit и линейка специальных версий на базе модели являются лидерами сегмента среди иностранных брендов и обладают большим потенциалом для дальнейшего укрепления позиций на российском рынке», – сказал Адиль Ширинов, президент и СЕО Ford Sollers.
Ford Sollers подтверждает, что все обязательства по гарантийному ремонту и сервисному обслуживанию легковых автомобилей будут выполнены в полном объеме.