Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Почему автомобиль перестал быть роскошью

Почему автомобиль перестал быть роскошью

Каждый месяц на автомобильном рынке происходят события, способные резко изменить существующие тенденции или задать новые. Журнал «АБС-авто» публикует самые яркие из них.

Компания Ford опубликовала свой пятый по счету ежегодный отчет, в котором проанализировала ключевые тренды потребительских настроений и поведения и составила прогноз на 2017 год.

На фоне глобальных изменений в окружающем мире потребители пересматривают свои ценности, привычки, приоритеты и модели поведения, обращая все большее внимание на то, насколько искренне ведут себя бренды, и в какой мере их деятельность отвечает интересам отдельных людей и общества в целом.

Анализ мнений ведущих экспертов в сфере технологий, экономики, социальных явлений и политики позволяет специалистам Ford понять, как новые тренды в этих областях могут быть использованы для создания полезных транспортных средств и сервисов, объяснили значение исследования в компании.

Шерил Коннелли, менеджер по глобальным потребительским трендам и прогнозированию компании Ford, считает, что постоянные изменения становятся нормой для современного мира.

В своем юбилейном выпуске отчета Ford выделил несколько основных трендов, которые будут определять наше будущее.

• «Больше» теперь далеко не всегда значит «лучше», а богатство уже не является синонимом счастья. Потребители научились получать удовольствие не от самого факта владения, а от того, как тот или иной предмет влияет на их жизнь. Те же, кто продолжает выставлять свое богатство напоказ, вызывают лишь раздражение – 77% опрошенных по всему миру в возрасте 18–29 лет подтверждают этот тренд.

• Время больше не ценный ресурс: в современном мире пунктуальность теряет свою привлекательность, а склонность откладывать все на потом считается абсолютно нормальной. В целом отношение к понятию «время» очень сильно изменилось – 72% взрослых людей по всему миру сказали, что занятия, которые раньше они считали пустой тратой времени, теперь не кажутся им столь бесполезными.

• Проблема выбора: Интернет предлагает потребителям невероятно широкий выбор, что усложняет процесс принятия окончательного решения, и в итоге покупатели просто-напросто отказываются от покупки. Подобное многообразие приводит к тому, что люди сейчас предпочитают перепробовать много разных вариантов, в итоге не купив ничего. По данным исследования Ford, 73% взрослых людей по всему миру считают, что Интернет предлагает им слишком широкий выбор, в котором они не нуждаются.

• Технологическая спираль: улучшают ли технологии нашу повседневную жизнь или только усложняют ее? Технологии действительно сделали жизнь людей более удобной и эффективной. Однако потребители начинают ощущать на себе и обратную сторону технологического прогресса. Многие опрошенные отмечают, что в некотором смысле технологии делают нас глупее – данной точки зрения придерживаются 47% взрослых респондентов.

• Сегодня люди все больше ощущают свою ответственность за те решения, которые принимает общество в целом. 86% опрошенных по всему миру считают, что стоит уделять дополнительное внимание вопросам этики в процессе производства интересующего их продукта.

• Ловушка для родителей: современные родители не стесняются делиться своими трудностями с окружающими, в надежде на поддержку и ценный совет. Ford выяснил, что 66% людей считают оценкой качества их родительского поведения жизненный успех своего ребенка, при этом 41% родителей сталкивается с негативной общественной оценкой выбранных ими методов воспитания.

В современном мире автомобиль является неотъемлемой частью жизни человека. Личное транспортное средство больше не ассоциируется с роскошью, а считается помощником в различных каждодневных ситуациях. Именно поэтому большинство автомобилей теперь предлагают автовладельцам множество технологических решений для того, чтобы сделать их жизнь проще и комфортнее.

Официальных дилеров стало меньше

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» провело исследование дилерских сетей автопроизводителей, представленных на российском рынке. Согласно результатам исследования, по состоянию на январь 2017 года в России в общей сложности насчитывается около 3,5 тыс. официальных дилерских центров по продаже и обслуживанию легковых автомобилей. Это на 8% меньше, чем год назад, когда их число составляло примерно 3,8 тыс. штук.

Самую крупную дилерскую сеть в стране традиционно имеет отечественный бренд LADA, которая насчитывает 327 автосалонов. Далее следует другой российский производитель – УАЗ, у которого числится 182 дилера. Третье место в общем зачете и лидерство среди иностранных марок принадлежит корейской KIA, которая в нашей стране представлена 174 дилерами. В ТОП‑10 по объему дилерских сетей также входят: Renault (170 шт.), Hyundai (163 шт.), GM-AVTOVAZ (154 шт.), Lifan (148 шт.), Nissan (143 шт.), Volkswagen (130 шт.) и Skoda (128 шт.). Кроме них, можно еще отметить Mitsubishi, Ford и Toyota, которые имеют более сотни дилеров.

Сильнее всего за год сократилась дилерская сеть корейской марки SsangYong, у которой стало на 72 дилера меньше (до 29 шт.). Также заметное количество дилеров потеряли Great Wall (–55) и Chevrolet (–42). У Mitsubishi стало на 13 автоцентров меньше, у Chery и Changan – на 11, а у Citroёn и Geely – на 10.

Вместе с тем у некоторых производителей наблюдается расширение дилерских сетей. При этом сильнее всего оно коснулось узбекского бренда Ravon, дилерская сеть которого увеличилась на 28 автосалонов, или в 2,5 раза. На 12 дилеров больше стало у отечественного УАЗа, на 8 – у Hyundai, на 7 – у KIA. Шестью новыми автосалонами обзавелись LADA, GM-АВТОВАЗ и Datsun.

Кто лоялен марке?

Наибольшую лояльность брендам демонстрируют владельцы сертифицированных подер­жанных автомобилей. Как показал анализ, 75% владельцев таких транспортных средств делают повторные покупки в этой же категории.

На авторынке в США наибольшим спросом среди покупателей пользуются сертифицированные подержанные автомобили – Certified Pre-Owned Cars (сокращенно CPO). Это происходит благодаря многоточечной проверке, предусмотренной производителем.

Исследование поведения покупателей новых и подержанных автомобилей (сертифицированных и несертифицированных), проведенное компанией Experian, выявило, что самой лояльной группой клиентов оказались владельцы сертифицированных подержанных автомобилей: в большинстве случаев они возвращались на рынок для покупки очередного автомобиля CPO той же марки.

«Как показал анализ американского рынка автомобилей, за последние несколько кварталов выросли продажи подержанных автомобилей, их популярность растет среди представителей всех категорий, – комментирует Наталия Фролова, директор по маркетингу Experian. – Производители автомобилей продолжают наращивать продажи за счет расширения лизинга, а снятые с лизинга транспортные средства переводятся в парк сертифицированных подержанных транспортных средств. По сути, они контролируют и предложение, и спрос на снятые с лизинга автомобили и формируют необыкновенно лояльную клиентскую базу. Понимание такой приверженности потребителей позволяет производителям, дилерам и посредникам принимать более взвешенные решения, выгодные и для них самих, и для их клиентов».

В исследовании Experian рассматривалось почти 12,6 млн сделок повторной покупки в период с сентября 2015 года по август 2016 года.

  • Наибольшую лояльность продемонстрировали покупатели, меняющие один сертифицированный подержанный автомобиль на другой от того же основного изготовителя оборудования (OEM), – 75%.
  • На втором месте, с показателем 60,9%, – те, кто пересаживается с одного нового автомобиля на другой.
  • Далее в пятерке лидеров: те, кто меняет подержанный сертифицированный автомобиль на новый (54,1%), новый на подержанный (CPO) (49,1%), и те, кто сдает несертифицированный подержанный автомобиль в обмен на тоже подержанный, но сертифицированный (47,1%).

Какие же бренды потребители выбирают снова и снова?

75% владельцев сертифицированных подер­жанных автомобилей, повторно выбравшие автомобиль CPO, были верны бренду Ford – 84,6%. Пятерка лидеров выглядит следующим образом.

Приверженность бренду при обмене CPO на CPO:

  • Ford – 84,6%;
  • Mercedes-Benz – 82,8%;
  • Honda – 81,9%;
  • Toyota – 81,6%;
  • Lincoln – 78,1%.

Владельцы автомобилей CPO, выбравшие взамен новый автомобиль, продемонстрировали лояльность бренду Kia: 65% владельцев Kia верны марке. Вот пять ведущих брендов.

Приверженность бренду при покупке нового автомобиля взамен сертифицированного подержанного:

  • Kia – 65%;
  • Ford – 63,5%;
  • Toyota – 63,1%;
  • Honda – 60,5%;
  • Chevrolet – 58,4%.

Если говорить о приверженности бренду по всем категориям в целом, на первое место выходит Tesla:

  • 70,3% владельцев Tesla выбирают транспортное средство этой марки;
  • на втором месте Subaru – 65,9%;
  • за ней следуют Ford (65%);
  • Toyota (63,5%);
  • Mercedes-Benz (63,1%).

Другие результаты исследования

Наибольшую лояльность показали:

  • владельцы кроссоверов / полноприводных внедорожников – 69,6% повторно покупают автомобиль этого же класса;
  • за ними следуют владельцы пикапов (59,6%),
  • седанов (58,4%);
  • минивэнов (33,2%);
  • хэтчбеков (29,4%).

Как может выглядеть кроссовер от УАЗа?

Уазовцы разрабатывают 4,6-метровую полноприводную машину, вполне современную по конструкции: с несущим кузовом, постоянным полным приводом на основе классического дифференциала и независимыми подвесками (спереди – на двойных поперечных рычагах, сзади – многорычажная).

Прежние «уазики» проект «SUV УАЗ‑3170» напоминает только продольным расположением бензиновых моторов ЗМЗ да приличным – более 200 мм – клиренсом. Всё остальное – новое, отмечает портал auto.mail.ru.

Как сообщалось ранее, существовал проект, по которому УАЗ предоставлял свои мощности под производство автомобилей проекта «Кортеж», а в обмен получал Единую модульную платформу (ЕМП), пригодную для кроссовера.

По информации портала, Федеральная служба по интеллектуальной собственности 16 декабря прошлого года зарегистрировала патенты на промышленные образцы автомобиля повышенной проходимости – судя по иллюстрациям, как раз среднеразмерного кроссовера. Патентообладателем значится ФГУП НАМИ, т.е. организация, которая занимается разработкой автомобилей ЕМП.

О том, что на иллюстрациях будущий кроссовер от УАЗа, говорит несколько фактов. Во-первых, в списке создателей обоих образов значится Андрей Сухановский – бывший вазовец, который с октября 2014 года является главным дизайнером научно-технического центра ОАО «УАЗ» – проще говоря, именно этот человек рисует новые «уазики».

Во-вторых, журналисты отмечали, что УАЗ заказал разработку внешности на стороне: несколько вариантов нарисовала студия НАМИ, другие – ателье Pininfarina. Получается, что на иллюстрациях – намишные варианты дизайна, созданные весной 2016 года.

Дизайнеры не решились наделить внешность машины яркими штрихами от культовых моделей марки УАЗ. В обоих исполнениях получились этакие «типичные кроссоверы нашего времени».

От Заволжского моторного завода известно, что моторы, разработку которых начали на базе «четыреста шестого» семейства, пригодятся и рамным машинам. Это будут атмосферный 2,5-литровый двигатель мощностью под 150 л. с., а также пара 2,3-литровых «турбочетверок» отдачей 150 и 170 л. с.

Как рассказывал ранее директор управления дистрибуцией автомобилей марки Антон Карпов, основной прирост сегмента SUV идет за счет кроссоверов. Их отличает от внедорожников отсутствие рамного кузова, раздаточной коробки с понижающими передачами, а также наличие независимой подвески.

Люди пересаживаются с когда-то ставших популярными в России седанов габаритных классов В, С и D на кроссоверы. То есть идет замещение одного класса машин другим. Почему это происходит? По известным причинам, кроссовер более функционален, чем седан, что позволяет использовать его, по сути, во всех случаях жизни.

Количество автокредитов значительно подросло

В 2016 году количество выданных автокредитов выросло на 13,8% по сравнению с 2015 годом и достигло 552,4 тыс. При этом в IV квартале 2016 года темпы выдачи автокредитов были еще выше – рост на 23,2% до 161,3 тыс. Также существенно выросла в 2016 году доля «кредитных» автомобилей в структуре авторынка – до 44% (+7 процентных пунктов).

По информации 4000 кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), по итогам 2016 года количество проданных в кредит автомобилей составило 552,4 тыс. ед., увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 13,8% (в 2015 году – 485,3 тыс. ед.). При этом в IV квартале 2016 года темпы роста автокредитования были еще выше – на 23,2%, а количество «кредитных» авто составило 161,3 тыс. ед. (в IV квартале 2015 года – 130,9 тыс. ед.)

Также необходимо отметить, что, согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», объем рынка новых легковых автомобилей в 2016 году сократился на 4,1% по сравнению с предыдущим годом и составил 1 255,3 тыс. ед. (в 2015 году – 1 308,5 тыс. ед.). При этом в IV квартале 2016 года впервые за два последних года был отмечен рост рынка новых автомобилей – на 8,5% до 367,5 тыс. ед. (в IV квартале 2015 года – 338,7 тыс. ед.).

Сопоставление данных НБКИ об автокредитах и агентства «АВТОСТАТ» о динамике объемов авторынка указывает на увеличение доли «кредитных» автомобилей в общих продажах. Так, в 2016 году доля автомобилей, проданных в кредит, составила 44,0%, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 6,9 п. п. (в 2015 году – 37,1%).

«Несмотря на продолжающееся второй год падение автомобильных продаж, темпы выдачи автокредитов и, соответственно, их доля в структуре авторынка неуклонно растут, – комментирует генеральный директор НБКИ Александр Викулин. – Вместе с тем качество автокредитов продолжает ухудшаться, превысив уровень 9% (доля просроченной задолженности свыше 30 дней). Тем не менее в этом сегменте розничного кредитования ситуация с просрочкой существенно лучше, чем в случае с необеспеченными кредитами. Важно, что новые данные и решения НБКИ позволяют кредиторам проводить детализированную оценку риск-профиля заемщиков и управлять рисками. Если говорить о факторах, продолжающих сдерживать развитие не только автокредитования, но и всего авторынка, то, по нашему мнению, главным из них по-прежнему остается снижение реальных доходов населения».

«Действительно, авторынок четвертый год подряд демонстрирует падение, – говорит исполнительный директор аналитического агентства «АВТОСТАТ» Сергей Удалов. – Однако результаты IV квартала 2016 года вселяют оптимизм: впервые за два последних года был отмечен квартальный рост продаж автомобилей по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Что касается роста доли “кредитных” автомобилей в структуре рынка, то он во многом обусловлен реализацией госпрограммы льготного автокредитования, действие которой продлевается и на 2017 год. Таким образом, автокредитование остается для банков одним из достаточно привлекательных продуктов розничного кредитования, а для граждан – одним из наиболее доступных способов приобретения автомобилей».

Китай выйдет в лидеры по электромобилям

Всемирным лидером в области разработки, производства и внедрения электромобилей будет Китай, а не Америка, как одно время казалось. Это стало окончательно ясно в 2016 году, сообщило издание DW.

Число зарегистрированных в КНР легковых и коммерческих автомобилей, а также автобусов с электрическими или гибридными двигателями увеличилось за минувший год на 53% и превысило 1 млн. На китайском рынке было продано свыше 400 тыс. таких транспортных средств, в США – порядка 160 тыс.

«Многое говорит в пользу того, что Китай и дальше останется, причем с большим отрывом, лидером в области электромобильности». Таков ключевой вывод опубликованного 24 января исследования Центра автомобильного менедж­мента (CAM) в немецком Бергиш-Гладбахе, из которого взяты приведенные цифры (по другим источникам, продажи в КНР составили полмиллиона). Исследование подготовил коллектив авторов во главе с руководителем центра профессором Штефаном Брацелем (Stefan Bratzel).

В ближайшие несколько лет, по мнению немецких экспертов, число электромобилей на большинстве других рынков будет расти медленно. Однако «в условиях внедрения технических инноваций и изменения политических рамочных условий следует, начиная с 2020‑х годов, ожидать стремительного всемирного роста электромобильности». Это, предупреждают ученые, может привести к кардинальным изменениям в цепочках создания добавленной стоимости и в расстановке сил в мировой автомобильной промышленности.

Автопром Китая может серьезно усилить свои позиции, ведь уже сейчас абсолютное большинство продаваемых на рынке КНР электромобилей – это продукция китайских компаний. В исследовании указывается, что мощный толчок этим фирмам может дать обсуждаемая сейчас в Пекине система квот. Правительство собирается уже с 2018 года обязать всех работающих в Китае автопроизводителей выпускать как минимум 8 % электромобилей – или платить штрафы.

  • Андрей Филатов

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены