Слово о топливе
Все журналы так или иначе пишут о топливе – куда же без него? Оно не только питает автомобили, но и будоражит умы бесконечным ростом цен. Но мы не о ценах – о терминах в тематических публикациях. Всегда ли они правильно отражают суть?
«Новый внедорожник оснащается двумя двигателями – бензиновым и работающим на тяжелом топливе». Оставим на совести автора два двигателя, хотя трудно представить серийное авто с двумя капотами. Возможно, он имел в виду альтернативу «либо – либо». Мы же перейдем к топливу.
Не побежит новенький внедорожник на тяжелом топливе. А если и побежит, то финиш будет невеселым. Ибо дизельное топливо для современных автомобилей и тяжелое топливо – «две большие разницы». Разный состав, разная вязкость и многое, многое другое. Да, тяжелое топливо применяют в дизелях – но громадных судовых. А это немножко другие двигатели.
А как же называть автомобильное дизельное топливо? Соляркой? Опять мимо. Ибо слово «солярка» произошло от солярового масла, тоже топлива, но для тихоходных тракторных, стационарных и опять же судовых дизелей. Такие тракторы остались лишь на экранах старых советских кинофильмов. И если уж использовать «солярку» в автомобильных статьях, то в кавычках.
Теперь о бензине. Давно ушел в прошлое А-76, но в исторических статьях его иногда вспоминают. Пишут, что «восьмидесятый» бензин был «более октановый», чем «семьдесят шестой». Аж на четыре единицы!
А вот и нет. Октановое число 76 получено по моторному методу (ОЧМ), а 80, 92, 95, 98 – по исследовательскому (ОЧИ). Разные стенды, разные методики, разные шкалы. И заниматься арифметикой здесь нелепо.
Кстати, бензин АИ-80 имел октановое число по моторному методу именно 76. Как и древний А-76. А цифра 80 дана по другому методу – исследовательскому. Отсюда и буква «И» в маркировке. Все просто, если немного изучить вопрос.
Идем дальше. Часто слышу, что в Америке все ездят на «девяностом бензине» и не парятся. И опять все не так. Американцы для маркировки бензина применяют особый показатель (ОЧМ + ОЧИ) / 2. Это так называемый октановый индекс AKI (Anti-Knock Index). А история его происхождения такова.
Когда американцы разрабатывали стандарт на бензины, автопроизводители требовали узаконить показатель ОЧИ, а нефтяники – ОЧМ. После долгих дебатов стороны пришли к компромиссному решению: пусть будет полусумма «исследовательского» и «моторного» октановых чисел.
Таким образом, американский бензин «EuroSuper» или «EuroPremium» А-90 соответствует нашему АИ-95, поскольку число 90 получено как (95 + 85) / 2. Для справки: здесь 85 – октановое число для АИ-95 по моторному методу.
Но что интересно: от введения октанового индекса выиграли хитрые производители бензина. Ориентация на среднее дала им возможность манипулировать технологиями, экономя на дорогих компонентах.
Судите сами: бензин с ОЧИ = 95,3 и ОЧМ = 84,7 имеет октановый индекс 90 и у американцев проходит «на ура». У нас же стандарты были непреклонны: АИ-95 должен иметь ОЧМ не менее (!) 85 единиц – никаких тебе 84,7...
Идем дальше. Что такое качественный бензин? Только не надо сыпать терминами «высокооктановый», «высокосортный», «чистый», искренне считая их синонимами качества. Что, АИ-92 не может быть качественным? Или высокооктановый бензин АИ-98 не бывает, например, грязным?
Да и расхожее выражение «высокосортный бензин» требует уточнения. Если подходить формально, сортность – это характеристика авиационных бензинов. А для автомобильных бензинов она никак не нормируется. Поэтому утверждать, что АИ-98 является высокосортным, неверно. Нет у этих бензинов такого показателя – «сортность», «сорт»...
И тут мы подошли к ключевому вопросу: что такое качество? Ответ прост: соответствие требованиям, записанным в нормативной документации. А требования эти рождаются из реалий автопарка – каков автомобиль, таков и бензин. Двигатель ЗИЛ-130 должен работать на качественном АИ-80. Но поскольку такого бензина уже практически нет, то на качественном АИ-92.
А двигатель иномарки, созданный под АИ-98, должен работать на качественном АИ-98. И если ее владелец заявит: «мне нужен более качественный бензин, чем грузовику», мы ему не поверим. Как не поверим жителю Экваториальной Африки, если тот начнет доказывать: «Эта меховая куртка некачественная – я в ней потею...». Качество меховых курток мы будем обсуждать с жителем Аляски.
Отсюда следует парадоксальный, но вполне профессиональный вывод: АИ-92 может быть «качественнее», чем АИ-98, если первый получен с соблюдением технологии, а последний – с ее нарушениями.
На сегодня все, спасибо за внимание.