«Синтетика» – что в слове этом?
Сегодня большинство автовладельцев скажет, что «синтетика» лучше «минералки». Такое вот «народное» мнение.
Господа, а по большому счету, какая вам разница – «синтетика», «не синтетика»? Вам, заливающим масло в свои моторы? Много ли вы рассуждаете, из какой стали отштампован кузов нашего авто, из какой руды ее выплавили и на каком стане прокатали?
Так и с маслом: на конвейер или на прилавок должен поступить продукт, отвечающий требованиям классификаций SAE, API, ACEA, ILSAC. Иногда сюда добавляются допуски (одобрения) автопроизводителей. Всё это написано на канистре с маслом и перечислено в «Руководстве по эксплуатации автомобиля». А уж как производитель масел обеспечит указанные требования – это его дело.
Далее мы будем использовать термин «индекс вязкости». Иногда его путают с классами вязкости по SAE. Увидят надпись 5W‑40 и говорят, что 5 и 40 – это как раз индексы вязкости и есть. Мы сами встречали подобное в рекламных статьях.
«Нет, ребята, все не так, все не так, ребята!» Индекс вязкости (ИВ) – это совсем другое. Это безразмерная величина, характеризующая изменение вязкости масла при разных температурах. Чем больше индекс вязкости, тем меньше зависимость вязкости от температуры. То есть масло одинаково хорошо работает и на холодном, и на горячем двигателе.
По классификации API существует пять групп базовых масел (см. таблицу). Группа первая – собственно минеральные масла. Они имеют индексы вязкости от 80 до 120.
Предельные насыщенные – это углеводороды, где нет двойных связей. На что влияют эти предельные? Чем их больше, тем лучше растворимость присадок, но (вот беда!) – выше окислительная способность масла.
Серы в первой группе более 0,03%, и она может доходить до 1% в зависимости от нефти, из которой получают базу.
Вторая группа имеет такие же индексы вязкости, но предельных здесь более 90%. Это означает, что масло облагорожено водородом. Серы во второй группе меньше, а база второй группы более стабильна.
Третья группа. Это гидрокрекинговое масло – т. е. минеральная база, подвергнутая глубокой термокаталитической переработке в присутствии водорода. Такая технология позволяет получить высокий индекс вязкости и большой процент предельных. А в целом – существенно повысить реологические свойства продукта.
Четвертая группа – это полиальфаолефины (ПАО), получаемые из непредельных линейных углеводородов, родственников этилена. ПАО позволяют получить высокий индекс вязкости, максимум предельных и практически исключить серу.
И наконец, пятая группа. Сюда включено всё, что не вошло в первые четыре группы. Это базы на основе сложных эфиров, полисилоксанов (кремнийорганических соединений), полигликолей и т. д. Так, на рынке известны качественные продукты на основе сложных эфиров (эстеровые масла).
Масла групп III–V продавцы относят к синтетическим. Таким образом, «синтетика» – это лишь технологический путь для достижения эксплуатационных свойств товарного масла. У одной «синтетики» одни преимущества, у другой – другие.
Да, у синтетических баз лучше прокачиваемость и легче зимний пуск; меньшая испаряемость и меньшие потери на трение. Но и у минеральных баз есть свои козыри. Среди них большой и хорошо изученный опыт использования, неагрессивное отношение к резиновым деталям, высокая растворяющая способность и обеспечение высокой коллоидной стабильности присадок. Иными словами, в минеральной базе присадки выпадать в осадок не торопятся.
А вот у масел на основе ПАО с растворимостью похуже – чтобы правильно ввести туда композицию присадок, требуются знания, специальные технологии и финансовые вложения.
Но использовать термины «синтетика – не синтетика» как критерий выбора неправильно. Можно взять минеральную базу и поднять индекс вязкости введением загущающей присадки. Или с одним и тем же пакетом присадок получить на одной базе масло API SL, а на другой базе – API SM. Еще раз: командует всем наука и технология, а не маркетинговые заклинания.
Так что давайте при выборе масла пользоваться классами вязкости SAE, категориями API и АСЕА и рекомендованными производителем автомобиля. И будет нам счастье.