Технарь вместо комиссара
Вернулся из Франкфурта, с выставки Automechanika. Что порадовало – никто нас не третирует, санкциями в нос не тычет, оккупантами братских стран не обзывает.
Зашел вечером в кафе – обслужили. Заглянул в магазин купить какую-то мелочь – продали, улыбнулись, сказали «спа-си-по». Словом, видели во мне нормального человека, а вовсе не бородатого большевика с балалайкой наперевес и медведем на поводке.
А что огорчило, так это сравнение ярмарки во Франкфурте с нашими московскими выставками. Нет, не по масштабам – тут тягаться не приходится. А вот по экспозиции... Не везут к нам в Москву изобилие инновационных решений. В составе готового автомобиля – ради бога, покупайте, но вместе с автомобилем. Информационные и сервисные технологии – пожалуйста. Но главным образом в рамках дилерских или корпоративных программ.
А вот конвейерными инновациями делиться не спешат. Это понятно – каков потенциал рынка, таково и предложение. Где, на каких российских конвейерах внедрять эти самые инновации? Зарубежные модели у нас собираются, не скажу, что устаревшие, но и не суперновые. А от родного автопрома почти ничего не осталось.
Но сейчас его решили вроде как реанимировать – в частности, из-за обоюдных санкций. Грядущее возрождение, конечно, радует. Да только твердых решений и политической воли для этого мало. Нужны специалисты – в том числе и на самом верху.
Сегодня хорошим тоном стало ностальгировать по СССР. И даже говорить о возрождении позитивного советского опыта. Что ж, будем, как говорится, в тренде. Вспомним Алексея Николаевича Косыгина – Председателя Совета Министров СССР.
По образованию он был инженер. Правда, текстильщик. Но если вы думаете, что текстильные машины проще автомобиля, то глубоко ошибаетесь. Они намного сложнее. Представьте себе ткацкий станок – там уток летает через нити основы со скоростью пули. А вязальный автомат – с чем сравнить виртуозные движения его механизмов? А швейные и вышивальные машинки – это ли не торжество инженерной мысли? Сегодня к этой чудо-механике добавилось программное управление. Зачастую посложнее систем управления двигателем.
Да, одежду в СССР шили ужасную. Почему – тема отдельного разговора. Но ткани и текстильные машины были великолепны. Недаром и то и другое экспортировали во многие страны мира. Это я к тому, что инженеры-механики по текстильному оборудованию были Инженерами с большой буквы.
Косыгин не сразу стал премьером. Он поработал и начальником цеха, и главным инженером большого предприятия. Он знал и понимал технику, а потому умел определить направление развития всего машиностроения. Иными словами, был главным инженером страны. Журнал «Newsweek» писал о нем: «Алексей Косыгин – это новый тип советского руководителя, не столько партийный функционер, сколько специалист. Такой человек мог бы возглавить корпорацию типа Ford или General Motors».
Что мы видим сегодня? Как известно, наш премьер – юрист. Замечательно. Но возможно, подобный Косыгину человек есть среди многочисленных вице-премьеров? С инженерным образованием, производственным опытом и техническим кругозором? Смотрим: экономист, юрист, журналист... А вот Косыгина – нет.
Однако возрождать отечественный автопром рано или поздно все равно придется. И без профессиональной кадровой вертикали здесь не обойтись. Но зато когда на российских конвейерах появятся собственные перспективные разработки, Франкфуртская ярмарка пожалует в Москву во всем техническом великолепии.
P.S. Отчет о поездке во Франкфурт – в следующем номере. В этот ну никак не успеть...