Технологии ремонта и обслуживания гибридных автомобилей. Школа Сергея Гордеева. Урок 19
Прошлый урок мы заканчивали так: «Причиной раздутых элементов и вышедших строя элементов часто является забитый или неисправный вентилятор охлаждения ВВБ. Соответственно, он требует к себе особого внимания. Располагается он в заднем левом крыле автомобиля. Проверить работоспособность вентилятора можно сканером в режиме активных тестов исполнительных механизмов».
Теперь к уроку 19.
Работоспособность электромотора не является признаком исправности системы охлаждения. Обязательно необходимо оценить степень загрязненности крыльчатки вентилятора. Разбирать что-либо для проверки крыльчатки при ремонте ВВБ нет необходимости, так как воздуховод уже будет снят. Вентилятор можно осмотреть невооруженным глазом.
При наличии любых отложений на крыльчатке ее необходимо очистить. Если при проверке самого вентилятора включаются не все скорости вращения – это говорит о неисправности транзистора, отвечающего за регулировку скорости вращения.
На самом деле это малораспространенная неисправность. Чаще всего его просто забывают подключить. Сам транзистор находится в воздуховоде охлаждения ВВБ. Крепление жгута проводов закрывает разъем транзистора, и поэтому он остается неподключенным.
Основные нюансы мы разобрали. Что делать после того как ВВБ установлена в автомобиль?
Вставляем на место размыкатель и надеваем клемму на вспомогательный аккумулятор. Подключаем сканер и включаем зажигание. Если все собрано правильно – никаких значков неисправностей на панели и мониторе быть не должно (в отличие от Prius 10). Инициализацию блока управления высоковольтной батареей проводить нет необходимости, так как она уже выполнена (сбросом питания с блока управления ВВБ). Для проверки заходим в дату блока управления ВВБ и проверяем значение Delta SOC. Если видим 20% – значит, можно переходить к эквализации. Меньше 20% этот параметр быть не может. Если все же он больше 20%, то ремонт ВВБ выполнен неправильно.
Стоит отметить, что пункт «инициализация» из прошивки блока управления ВВБ не удален, а вполне активен. Это значит, что скинуть значение Delta SOC можно, не выходя из автомобиля. Для этого достаточно на 30 секунд выключить зажигание. Процесс достаточно простой, поэтому не будем на нем останавливаться.
Как запустить процесс эквализации? Для этого выбираем пункт «Onboard equalizing charge» прямо в основном меню блока управления батареей. В открывшемся окне мы видим название выбранной процедуры, и ее предназначение – зарядка ВВБ для выравнивания уровня заряда элементов.
Жмем «Enter» и переходим к следующему окну, в котором расписаны условия, при которых возможен успешный запуск процесса. Всего их пять.
1. Автомобиль включен (горит надпись «READY» на панели приборов).
2. Рычаг положения КПП переведен в режим парковки.
3. Температура элементов ВВБ находится в пределах от 10 до 45 °С выше нуля.
4. Разница между показаниями температурных датчиков элементов не должна составлять более 2 °С. Это тот самый случай, когда не получится запустить эквализацию из-за незафиксированного датчика температуры на элементе.
5. Уровень заряда батареи SOC ниже 70%.
Проверяем, что у нас выполняются все перечисленные условия, и жмем на «Next». В следующем окне увидим небольшую инструкцию. Она сообщает, что процесс эквализации сейчас будет запущен. По времени он может занимать около 30 минут. По окончании процесса эквализации бензиновый двигатель остановится и потоки энергии на мониторе от двигателя к ВВБ прекратятся. После этого необходимо выключить автомобиль и оставить его с включенным зажиганием на 10 минут для охлаждения ВВБ.
Далее жмем Next и видим надпись о том, что процедура выполнена успешно. Первым признаком того, что эквализация включилась, будет являться работа вентилятора охлаждения ВВБ на максимальной скорости вне зависимости от показания датчиков температуры. Вторым признаком – не останавливающаяся зарядка (зарядка не отключается) ВВБ даже на 75% уровне заряда.
По окончании эквализации двигатель действительно остановится (если не включен кондиционер). Дальше по инструкции мы должны выключить автомобиль и включить зажигание. Не рекомендую этого делать, так как пока мы не выключили автомобиль, вентилятор охлаждения батареи продолжает работать на полную мощность, несмотря на окончание процесса эквализации. Как только мы выключим-включим зажигание, скорость вращения вентилятора вновь будет привязана к показаниям температурных датчиков. Летом в жаркую погоду температура элементов может значительно возрасти. В этом случае лучше всего закрыть все окна и двери прямо в процессе эквализации и запустить систему кондиционирования на максимальную мощность.
После завершения эквализации оставьте работать автомобиль до тех пор, пока температура элементов не упадет до 45 °С. В таком случае охлаждение будет более эффективным и позволит провести проверку нашей работы в движении. Если температура элементов будет больше 50 °С, то смысла проводит проверку на ходу нет – мощность отдачи высоковольтной батареи будет ограничена, и мы не увидим реальную картину состояния элементов под нагрузкой.
Не забывайте, что процесс может быть достаточно длительным. Двигатель внутреннего сгорания при этом будет работать под нагрузкой. А значит, вы должны быть уверены в трех составляющих: во-первых, система охлаждения двигателя исправна. То есть вентиляторы включатся в нужный момент и охладят радиатор; уровень охлаждающей жидкости в норме; помпа работает.
Во-вторых, количество топлива в баке позволит автомобилю работать длительное время без прекращения подачи топлива. Часто бывает, что клиенты приезжают с горящей лампочкой низкого уровня топлива.
В-третьих, вытяжка выхлопных газов подключена и помещение проветривается, либо автомобиль находится на улице. После охлаждения элементов до 45 °С выключаем автомобиль. Включаем снова и отправляемся на проверку.
Теперь рассмотрим высоковольтную батарею, установленную на Toyota Estima в 10-м кузове. Батарея находится прямо под третьим рядом сидений. Сверху она закрыта большим металлическим кожухом и обшивкой, поэтому догадаться о том, что там установлена батарея, достаточно сложно.
Размыкатель находится в задней левой части ВВБ. (Устройство, принцип работы – все как в Prius в 11-м кузове, если кто-то подзабыл предыдущий урок.) Для того чтобы вынуть размыкатель, не разбирая салон автомобиля, в металлическом кожухе сделано технологическое отверстие, закрытое резиновой шторкой. Чтобы его найти, необходимо открыть дверку багажника, вытащить пол багажника, скрывающий набор инструментов и домкрат, вытащить левую подложку. За левой подложкой рядом с предупреждающей наклейкой расположена шторка, скрывающая размыкатель.
Справа от размыкателя такой же разъем с заглушкой для подключения зарядного устройства ВВБ.
Под третьим рядом сидений ближе к передней части автомобиля расположены вентиляционные решетки для охлаждения батареи. Ни в коем случае их нельзя ничем закрывать. К сожалению, не все автовладельцы об этом знают.
Именно с этих решеток продолжаем разборку салона автомобиля, чтобы демонтировать ВВБ. Крепятся они только на клипсах и закрывают собой болты крепления заднего дивана. Демонтировав решетки, откручиваем сиденье третьего ряда и продвигаем его вперед по салону, предварительно сдвинув второй ряд сидений до упора вперед. Вытаскивать задний диван из салона необязательно.
Дальше откручиваем пластиковые заглушки, скрывающие под собой кронштейны для крепления заднего сиденья. Снимаем решетки обдува ног пассажиров задних сидений (если комплектация с задним отопителем). Затем вытаскиваем ковровое покрытие из-под боковых панелей и вытягиваем его назад. Клипсы крепления к кожуху можно не снимать.
Затем откручиваем все болты крепления металлического кожуха по кругу. Воспользовавшись размыкателем, снимаем две оранжевые клипсы и вытаскиваем кожух из автомобиля.
Обратите внимание, что болты крепления кожуха и третьего ряда сидений выходят прямо на улицу. А значит, они постоянно корродируют. Для исключения повреждения резьбы обязательно пользуйтесь смазкой при установке болтов на место. Этим вы сэкономите свое время либо время другого мастера при последующей разборке ВВБ.
Также стоит обратить внимание на верхние кронштейны, к которым прикручивается металлический кожух. В месте крепления кронштейнов к кузову часто образуются трещины, в которые попадает вода с колесных арок. Возможно, потребуется их герметизация.
Продолжение следует