Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Тормоза от Brembo: все в одних руках

Тормоза от Brembo:  все в одних руках

Аэропорт Милана, комфортабельный микроавтобус, и вот мы уже в Бергамо, уютном и старинном итальянском городке в предгорьях Альп. Здесь расположены штаб-квартира и производственные площадки компании Brembo – разумеется, далеко не все.

Компания эта представления не требует. Тем более для наших читателей, профессионалов автомобильного ремонта. Ее можно охарактеризовать одним словом – лидер.

Но коли ты лидер – изволь соответствовать. Будь первым везде – в инновациях, производстве, испытаниях, маркетинге, масштабах охвата рынка.

Brembo соответсвует. Это не просто лидер, а мировой лидер в области проектирования, разработки и производства тормозных систем и комплектующих для легковых автомобилей, мотоциклов и грузового транспорта. Именно систем, поскольку в ассортименте мы видим все: стандартные тормозные диски, диски с УФ-покрытием, двухкомпонентные тормозные диски (плавающие, композитные и литые), спортивные диски (Brembo Max и Xtra), дисковые колодки, тормозные барабаны и колодки для них, суппорты, тормозные цилиндры, шланги, тормозную жидкость и специальные смазки для ремонта и обслуживания тормозов. Не зря же мы указали в заголовке: все в одних руках.

Поставки осуществляются как на конвейеры целого созвездия автопроизводителей, так и на вторичный рынок. Особая гордость компании – производство тормозных компонентов для гоночных автомобилей, включая болиды Formula 1.

Но вернемся к нашему визиту. Нас ожидали интересные события. Посещение литейного производства тормозных дисков (включая механическую обработку и контроль готовой продукции); знакомство с обработкой и сборкой тормозных систем OE; экскурсия в зону испытаний продукции; визит в новую show-room в знаменитом технопарке Kilometro Rosso…

Но я начну с презентации, которую представил Марко Моретти, директор по маркетингу подразделения Brembo Aftermarket. Впрочем, правильнее назвать ее пресс-конференцией, поскольку доклад г-на Моретти сменился сессией вопросов и ответов.

«Всегда повышая планку» – лозунг этот подкреплен убедительными цифрами. Оборот компании в 2009 году составлял 826 млн евро, а в 2018 году – 2640 млн евро. Внутри этого диапазона нет никаких провалов, лишь плавный уверенный рост. А ведь в этот период были и кризисы…

В чем секрет роста? В умелом руководстве? Несомненно. Но и в людях тоже. Без их квалификации развитие невозможно. В компании это хорошо понимают и не экономят на кадрах. Более того, штаты расширяются! Если в 2013 году в компании работало около 7000 сотрудников, то в декабре 2018 года их было уже 10 634. Из них порядка 10% – инженеры и технические специалисты, занятые в R&D. Если кто не знает, это Research and Development, по-нашему НИОКР, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

Brembo ежегодно инвестирует в R&D 5% оборота. Это позволяет говорить, что компания живет и работает в реальности «Промышленность 4.0». Судите сами: промышленная автоматизация и личный рост, технологии будущего, связь со всем миром в реальном времени – все это в наличии уже сегодня!

Директор по маркетингу подразделения Brembo Aftermarket г-н Марко Моретти
Директор по маркетингу подразделения Brembo Aftermarket г-н Марко Моретти
Производство литых тормозных дисков начинается со склада сырья. Магнитный кран в работе
Производство литых тормозных дисков начинается со склада сырья. Магнитный кран в работе
Заливка чугуна в формы. Так жидкий металл становится тормозным диском
Заливка чугуна в формы. Так жидкий металл становится тормозным диском
Рецептура литейного чугуна контролируется компьютерной системой
Рецептура литейного чугуна контролируется компьютерной системой

Компания реализует продукцию фактически по всему миру. Производственные площадки и торговые представительства расположены в Италии, Германии, Испании, Швеции, Великобритании, Чехии, Польше, России, США, Мексике, Бразилии, Аргентине, Японии, Китае, Индии. Посмотрите на обычную географическую карту и оцените рынки сбыта в этих странах и регионах.

Структурно компания Brembo состоит из пяти бизнес-подразделений. Специально перечислять их не будем – вот они, на рисунке. Подразделения успешно реализуют концепцию «Каждый автомобиль достоин Brembo», увеличив присутствие в афтемаркете с 2014 по 2018 год в 4 раза. Более чем 15 тыс. артикулов запчастей обеспечивают полное покрытие автопарка.

Далее мы будем чередовать данные, озвученные на пресс-конференции, с впечатлениями от посещения производственных площадок.

Итак, Brembo может все. Но ее «конек», своеобразная визитная карточка – тормозные диски. А что такое тормозной диск? Напарник тормозной колодки. По-научному – контртело во фрикционной паре. Без него колодка не работает. Именно с производства дисков началась практическая часть нашего визита.

Литейное производство всегда впечатляет. А современное автоматизированное тем более. Компьютеры задействованы везде – от оптимизации соотношения «железо – углерод» в рецептуре и расчета легирующих добавок до контроля геометрии и структуры материала готового изделия.

Разумеется, автоматизировано и механическое производство. Все металлорежущие операции выполняются на станках CNC (Computer Numeric Control, по-нашему ЧПУ), объединенных в линии. Их немало, этих операций – но особенно интересны нестандартные, специфические для дисков. Например, балансировка. Здесь не навешивают грузики, как в шиномонтаже, а убирают дисковой фрезой лишний металл – причем мгновенно, не уследишь.

На этом участке с остывших готовых дисков сбивается облой
На этом участке с остывших готовых дисков сбивается облой
После всех операций готовые диски проходят строжайший контроль. На фото показан замер твердости поверхности по Бринеллю
После всех операций готовые диски проходят строжайший контроль. На фото показан замер твердости поверхности по Бринеллю
Весь обширный ассортимент суппортов Brembo производится на заводе в Курно (итал. Curno) недалеко от Бергамо
Весь обширный ассортимент суппортов Brembo производится на заводе в Курно (итал. Curno) недалеко от Бергамо
Тормозные колодки Brembo – экологичные, надежные и комфортные в эксплуатации
Тормозные колодки Brembo – экологичные, надежные и комфортные в эксплуатации

А из области «химии» впечатляет покрытие дисков особой краской, высыхающей под действием ультрафиолетовых лучей. Эту технологию так и называют – УФ-окрашивание. По сравнению с другими покрытиями такая технология обеспечивает лучшую антикоррозионную защиту. И придает отменный товарный вид, что тоже немаловажно.

Brembo выпускает различные диски: цельные стандартные, вентилируемые, с перфорацией, слотированные, составные с механическим соединением частей и составные с соединением посредством литья. Мы наблюдали изготовление цельных дисков. Но нам рассказали и о технологии составных дисков.

Стальную ступицу получают методом горячей объемной штамповки на прессе. Затем ее помещают в литейную форму, куда заливают (а точнее, вводят особым методом) жидкий чугун, имеющий температуру 1400° C. Температура плавления стали, из которой изготовлена ступица, выше, поэтому штампованная деталь прекрасно выдерживает эту операцию.

Далее чугун застывает, охватывая специальные стальные «зубья» на ступице, и пожалуйста – соединение готово. Перед нами монолитный композит – ступица из легированной стали и фрикционная поверхность из высокоуглеродистого чугуна.

В результате получается легкий диск, полностью взаимозаменяемый с оригинальным «коллегой». Наиболее важные его преимущества таковы: устойчивость к деформациям, легкость и управляемость, поскольку вес диска снижается на 15%, уменьшение воздействия на окружающую среду вследствие снижения потреб­ления топлива и эмиссии отработавших газов. И в качестве вишенки на торте – экологическое УФ-покрытие диска.

А вот любопытный факт: тормозным колодкам Brembo исполнилось 10 лет. Мы видели их производство тоже. Подготовка металлического каркаса для лучшей адгезии фрикционной композиции, прессование колодок, скорчинг для минимизации приработки новой колодки к диску – эти и другие операции выполняются на высочайшем технологическом уровне. В итоге получаются экологичные (без асбеста и меди!), надежные и что важно – комфортные фрикционные изделия.

Здесь нельзя не сказать о тормозных колодках XTRA, выпускаемых Brembo с использованием материала BRM X L01. Материал состоит из более чем 30 различных компонентов, подобранных в собственной исследовательской лаборатории.

Благодаря этому материалу тормозные колодки Brembo XTRA идеально подходят спортивным дискам XTRA и MAX, улучшая чувствительность педали, а также увеличивая комфорт и долговечность пары «диск – колодка».

По сравнению с материалом, используемым для стандартных колодок, новое решение отличается более высоким коэффициентом трения, что гарантирует более решительное и стабильное торможение как при низких, так и при высоких температурах.

Отметим, что специальная фрикционная композиция BRM X L01 делает эти колодки уникальными. Она гарантирует низкий износ дисков при любых условиях вождения, несмотря на большую эффективность по сравнению со стандартным составом. Этот инновационный материал появился благодаря опыту Brembo в производстве оригинального оборудования и High Performance продуктов.

Можно долго рассказывать об уникальных суппортах Brembo, с которыми нас также ознакомили. Об их классификации, технологиях и расцветках, как правило, привязанных к определенным автомобильным брендам или к типам автомобилей (например, к гибридам). Об испытаниях и перспективах. Но вы же знаете – нельзя объять необъятное. Тем более, в одной журнальной статье.

Не страшно. Ведь мы же не прощаемся с Brembo. Значит, и беседы наши будут продолжены.

Москва – Бергамо – Москва

  • Юрий Буцкий

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены