Успокой волну
Продолжаем изучение Mercasol Sound Stop – шумовиброизоляционной мастики образца 2013 года из Швеции. Наряду с технологическими параметрами рассмотрим этот материал с точки зрения популярной физики.
Предложите тишину
Сегодня даже дети понимают, что за рекламными лозунгами об экономичности, экологичности, удобстве, дизайне, «крутости» и прочем «драйве» скрыта «одна, но пламенная страсть» – продать как можно больше автомобилей. И получается, как в песне – «кавалергарда век недолог». Прошло три, максимум пять лет, и потребителю советуют автомобиль поменять. Как же, вышла новая модель! А у вас, кстати, и гарантия кончилась... А мы вам выгодную схему обмена предложим. Многие меняют. И уезжают на новом автомобиле. Сервис, конечно, не может оставаться в стороне. Он просто обязан быть в тренде. А значит, надо вовремя предложить клиенту «правильную» услугу. Купившему новый автомобиль на пять-семь лет порекомендовать антикоррозионную защиту. Решившему приобрести «секонд-хенд» – тем более. А если новая машина покупается на те самые три-четыре года, задумываться о коррозии счастливый владелец не станет – он прекрасно понимает, что его авто обойдется и заводской защитой. Такому нужно предложить другой вид защиты – от шума. То есть комфортную эксплуатацию здесь и сейчас, сразу после покупки – и до очередной замены.
Светлая и темная
Как мы уже писали в феврале (см. «АБС-авто» № 2/2014, с. 22-25) наилучший результат при защите от шума дают напыляемые мастики. Интересующихся техническими нюансами и цифрами рекомендуем обратиться к этой статье, сами же двинемся дальше. Напыляемые защитные материалы можно разделить на две группы: для наружной обработки и для внутренней. Соответственно различают три вида обработки: • внутреннюю с разборкой салона и покрытием панелей именно внутри кузова; • наружную, сходную с нанесением антикоррозионных препаратов на днище и в колесные арки; • комплексную, сочетающую первые два вида защиты. Для внутренней обработки целесообразно применять светлую экологичную мастику Noxudol 3100 на основе водорастворимого полимера. Для внешней – препарат Mercasol Sound Stop. Это тоже мастика, но уже черного цвета с минимумом летучих растворителей. «Минимум» означает, что этот материал удовлетворяет европейским экологическим требованиям в своем классе. Оба препарата выпускаются шведским концерном Auson AB и наносятся на панели без особого труда – с помощью стандартной антикоррозионной оснастки.
Иногда они возвращаются
Mercasol Sound Stop – не новичок на нашем рынке. В течение ряда лет его применяли для противошумной, антикоррозионной и антигра-вийной защиты арок и днища, но какой-то «бомбой» он не считался. Добротный импортный препарат, но не более. Все изменилось в 2013 году, когда Auson AB вывел на рынок новую версию материала. Во-первых, обновленный Mercasol Sound Stop стал более густым. Это, безусловно, улучшило шумоизоляцию, но об этом позже. Консистенцию изменили и по другой причине – для увеличения прочности и эластичности покрытия. После высыхания пленка вроде бы твердеет, но при надавливании пальцем ощущаешь мягко-упругое сопротивление. То есть его можно условно называть «квазит-вердым». Во-вторых, изменился наполнитель. Наряду с традиционным стекловолокном разработчики ввели в основу особые микросферы – полимерные оболочки, наполненные газообразным углеводородным веществом. Такие же микросферы используются в антикоррозионной системе Mercasol Microshield, в частности в материалах для днища Mercasol 845 AL. Чем они замечательны? Полимерные капсулы реагируют на все температурные и механические воздействия. Например, при повышении температуры газ расширяется и капсула начинает работать как маленький амортизатор. При снижении температуры пленка сжимается, грозя трещинами, но микросферы нейтрализуют опасные напряжения. В итоге даже при уменьшенной толщине пленка стала более износостойкой, гибкой и прочной. Она не боится любых температурных и механических деформаций кузовных панелей при эксплуатации. А помогают ли микросферы в борьбе с шумом? Об этом в следующем разделе – «физическом».
Сферическая механика
Инновации – это не только электроника и прочие «тонкие материи». Инновационными могут быть и защитные покрытия, если в них использованы твердые знания естественных наук, помноженные на творческую инициативу. Давайте посмотрим на мастику Mercasol Sound Stop с точки зрения физики, химии и синергетики. Будем считать, что мастика – это дисперсная система. Здесь дисперсионная среда – основа препарата (будем называть ее матрицей), а дисперсионная фаза – наполнитель, те самые микросферы. Право на такое допущение дает нам неполное затвердевание препарата, некоторая остаточная подвижность – помните, мы говорили об этом в предыдущих разделах? В таких системах звуковую волну можно погасить несколькими способами. Например, звук, как и всякая волна, претерпевает отражение и преломление на границе двух сред.
А кстати!..
В журнале «Популярная механика» № 1/2012 есть любопытная информация. На с. 68–71 опубликовано интервью с Джеймсом Кэмероном – создателем фильмов «Терминатор», «Титаник», «Чужие», «Аватар» и др. Но Джеймс не только режиссер, он еще и исследователь, работающий с учеными самых разных специальностей. Так вот: говоря об изготовлении корпусов глубоководных аппаратов, Кэмерон упоминает «синтактическую пену», «сферопластик» – т.е. пластик с наполнителями из полых сферических частиц. Вам это ничего не напоминает? Конечно, напоминает – подобные сферические наполнители применяются в системе Mercasol Microshield. Они придают пленке завидные свойства, о которых рассказывается в нашей статье. Так композиты, создающие анизотропные среды, позволяют создать материалы с совершенно новыми свойствами. Mercasol – всего лишь защитный препарат для автомобилей и другой техники, а какие интересные технологии в нем заложены...