Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

В начале было Слово

В начале было Слово

Не нами сказано, что язык – зеркало души. Хочется добавить: а еще – компетентности. Понимания, что говоришь и о чем пишешь. Давайте посмотрим, что происходит с нашим языком в журналистике, PR, рекламе, и вообще в человеческих коммуникациях?

Далее будет много цитат. Источники неважны – эти перлы кочуют из бумажных изданий в сетевые и наоборот. Имя им легион.

«Теперь больше на порядок». Изумляешься, неужели в 10 раз? Да быть того не может. Начинаешь считать – оказывается, автор имел в виду «в 2 раза».

«Самый оптимальный вариант». Клас­сическое «масло масляное». Тавтология. Ведь оптимальный – уже «самый». Что, нельзя было написать «самый лучший», «самый предпочтительный», «самый удобный» – вариантов несть числа. Зачем портить хорошее исчерпывающее определение?

«Максимум выгоды при минимуме затрат». Это как? Противоречивые критерии, как в басне дедушки Крылова. Один рвется в облака, другой пятится назад. Как тут не вспомнить бригаду грузчиков, сулящих доставить на десятый этаж максимальный груз за минимальное время. Разве возможно такое? Тащат табуретку – время минимальное, да вот груз маловат. Тащат рояль – груз максимальный, да со временем подкачали, с табуреткой быстрее получилось.

А ларчик-то просто открывается, ребята. Либо вес, либо скорость. Либо выгода, либо затраты. Либо мощность двигателя, либо экономия топлива. Одно фиксируем, другое оптимизируем. Можно по очереди. Но никак не одновременно. Только так.

Из популярных статей по биологии-медицине: «Клещ – опасное насекомое». Выпускник журфака школьную биологию не помнит и мыслит так: клещ маленький, с лапками и кусается. Извините, тогда и паук – насекомое. А кит – рыба. А что? Живет в воде, плавники и хвост на месте, рыба и есть…

Переходим к автомобильной тематике. На экране телевизора неустанно трудятся «умные молекулы масла», суля двигателю манну небесную. Какие такие молекулы? Можно говорить о молекулах воды, солей, кислот – но молекулы сложнейшей композиции, эмульсии, суспензии? Это как? Хорошо, что не договорились до «атомов спирта» – перл ничем не хуже.

Да, еще! Оказывается, у моторного масла есть формула! Интересно было бы взглянуть. Наверно, ветвистая, как яблоня, а вместо яблок атомы водорода и углерода, так? На самом деле все просто: одно из значений английского слова formula – рецептура, состав. Но формула, конечно, звучит привлекательнее. Вот и загоняют русский язык в узкие рамки кальки с английского.

«...воздух вспарывает оглушающий
грохот восьми сотен лошадиных сил»
«...воздух вспарывает оглушающий грохот восьми сотен лошадиных сил»

Про так называемый «радиус» шин и колесных дисков сколько сказано-пересказано. Что маркировка R16 на шине – это никакой не радиус, а обозначение радиальной конструкции. А 16 – монтажный диаметр, т. е. величина вдвое большая, чем радиус!

И ведь все равно пишут «шестнадцатый радиус». А шиномонтажники только так и говорят. Выход один: взять дюймовую рулетку, подвести к шине и попросить измерить и показать тот самый «радиус». Будет очень забавно обсудить результат – «шестнадцатый радиус» окажется равным восьми дюймам!

А теперь собственно автомобили. Описывают новый Volvo. «Силовая установка – гибрид из 2,0-литрового наддувного турбомотора на 316 л. с., который работает на переднюю ось и 60-сильного электромотора, работающего на заднюю ось. Плюс еще третий, разгонный электромоторчик, который стоит между мотором и коробкой передач – 8-скоростным «автоматом» и используется для быстрого разгона за счет быстрого набора крутящего момента. Итого получается где-то 400 л. с.»

Хм, 400 л. с. – это вряд ли. Простое суммирование «лошадей» здесь не подходит. Трудно представить ситуацию, чтобы ДВС и электромотор (два – тем более!) одновременно отдавали максимальную мощность. Тут важно другое – симбиоз, замещение, синергетика…

Идем дальше. Журналист садится в кабину громадного ракетовоза, заводит двигатель и «воздух вспарывает оглушающий грохот восьми сотен лошадиных сил». Господин журналист, с каких это пор на холостом ходу отдается полная мощность? На эту тему была хорошая статья в журнале «За рулем», называлась «Бухгалтерия под капотом». Давно, правда, но ведь физика не стареет…

Что еще интересного из моторной темы? Часто путают понятия «двигатель» и «силовой агрегат». Считают их синонимами. А ведь это не так – с маховика «силу», точнее, нужный крутящий момент вы не возьмете. Попробуйте тронуться на прямой передаче – заглохнете. Нужно сцепление и коробка – вот тогда будет силовой агрегат. И один и тот же мотор в принципе может комплектоваться механической коробкой, вариатором или АКПП с гидротрансформатором. А в итоге будут три разных силовых агрегата.

«Уровень шума в салоне новинки снизился на 6%
относительно прежней версии автомобиля»
«Уровень шума в салоне новинки снизился на 6% относительно прежней версии автомобиля»

А теперь о комфорте. Вот описывается обновленная Honda CR-V 2015. Цитата: «Как утверждают представители компании-разработчика, уровень шума в салоне новинки снизился на 6% относительно прежней версии автомобиля».

Как получили эти 6%, совершенно непонятно. Как считали, по какой методике? Остается только догадываться. Давайте попробуем.

Вообще-то в экспериментах, связанных со здоровьем и санитарными нормами, уровень шума измеряют специальными приборами – шумомерами. И снимают показания в децибелах (дБ). Допустим, при движении со скоростью 100 км/ч на новой Honda уровень шума снизился на несколько дБ – вполне реальный результат. Не исключено, что маркетологи посчитали снижение шума пропорционально первоначальной величине. И получили те самые 6%.

Но при чем тут пропорции с процентами? Снижение шума происходит не линейно, не пропорционально, а по логарифмической зависимости. Заглянем в Википедию на страничку http://ru-wiki.ru/wiki/Децибел. Для акустических замеров снижение шума на несколько дБ – это совсем другие проценты. Вот акустическая таблица:

6 дБ → в 2 раза;

9,5 дБ → в 3 раза;

12 дБ → в 4 раза;

20 дБ → в 10 раз.

Сделали салон тише, убрали 5–6 дБ, получили 50% снижения шума. Скажите честно: какие цифры лучше озвучить для клиента – 6% или 50%? Тем более, что 6% человеческое ухо вряд ли различит.

Наступает зима – начинаются свои заморочки. Бывает, «незамерзайку», зимнюю стекло­омывающую жидкость называют антифризом. Ну ладно, лишь бы в мотор ее не заливали.

Про Силиконовую долину, которая на самом деле не Силиконовая, а Кремниевая, мы уже писали. Так что не будем повторяться.

И вообще, достаточно примеров. Беда в том, что пренебрежение терминологией, а фактически, основами физики, химии, математики, неизбежно приводит к снижению иммунитета против всякой мистики и шарлатанства.

И вот уже некоторые журналы пишут о чудо-полосках, с помощью которых можно определить качество бензина непосредственно на АЗС перед заправкой. Этакий маркер, вроде теста «на беременность». Достаточно нескольких капель.

Можно ли вестись на это «чудо»? Во-первых, что значит «проверить перед заправкой»? Вы неизбежно обольетесь бензином, пытаясь взять несколько капель. Значит, надо иметь емкость, налить туда дозу, отойти, проверить, и уж тогда решать – заправляться или нет. Как думаете, получится? Учитывая современную технологию, когда колонку включает заправщик?

Во-вторых, результат не будет адекватным. Авторы сего «метода» говорят, что полоска определяет «комплексный показатель качества». А что это такое – не объясняют. А ведь комплексное качество бензина оценивают в лабораториях по специальным методикам по десятку параметров – октановое число, содержание смол, воды, серы, ароматики и т. д. Сами посудите – заменит ли полоска в руках автовладельца профессиональную лабораторию?

Да, в принципе маркером можно определить какой-то один параметр – содержание воды, например. Или наличие свинца. И такие ручные тестеры были, вполне адекватные. Но чтобы комплексно?! Вы в чудеса верите?

Отметим, что у изобретателей есть авторское свидетельство на полоску, но нет утвержденной и признанной методики испытаний. Сразу на продажу! Можно, конечно, попробовать, но толку-то? А уж пропагандировать заманчивую новинку без прохождения экспертизы совсем не годится.

На самом деле все в этом мире связано. Начинается с малого – пренебрежения терминологией. Потом пускаются побоку основы естественных наук. Вскоре пропадает желание разобраться «как это работает». И вот уже пишем о чудо-полосках и прочих панацеях в эксплуатации. И вдруг – начинает глохнуть техника на парадах и падают «протоны» на космодромах.

Конечно, это случайное совпадение, кто спорит! И не журналисты в этом виноваты. Где они и где конструкторы? Верно. Но конструкторы когда-то тоже начали с пустяков – подумаешь, слово! Разве может оно как-то отозваться?

На сегодня все. Рискую прослыть занудой и даже поссориться с кем-нибудь в социальных сетях. Наплевать – я ведь не «лайки» собираю. Мне за державу обидно.

  • Юрий Буцкий

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены