Важное дополнение
Автопроизводители работают над созданием особых ветровых стекол, которые однажды смогут делиться с водителями важной информацией о дорожной обстановке, сделают вождение безопасным и более эффективным. Таким примером служат Daimler и General Motors, которые взяли на вооружение технологию дополненной реальности. Она позволяет выводить цифровые изображения на ветровое стекло автомобиля и совмещать их с окружающей действительностью. Подобное ветровое стекло может подсказывать человеку за рулем маршрут, выводить текстовые сообщения, а также предупреждать об опасности. И все это без необходимости отводить глаза от дороги.
«Все сейчас работают над этим, – говорит главный специалист GM по взаимодействию компьютера и пользователя Том Седер. – Цель инженеров – заставить водителя как можно меньше отводить глаза от дороги и, возможно, сделать вождение более интерактивным».
Ветровые стекла, отображающие дополненную реальность, – еще один шаг на пути создания более безопасного автомобиля. Предполагается, что на такое стекло будут выводиться различные графические изображения. Правда, здесь необходимо соблюсти определенный баланс. «Делать это необходимо очень осторожно, – считает Седер. – На стекло нельзя выводить слишком много информации, иначе она уже будет отвлекать водителя, чего, конечно же, никто не хочет».
Технология предполагает наличие внешних датчиков, работа которых будет синхронизирована с сенсорами внутри транспортного средства. Они будут следить за направлением взгляда человека за рулем. К примеру, если окажется, что водитель машины не видит перестраивающийся в его полосу другой автомобиль, соответствующее предупреждение будет выведено на ветровое стекло.
В принципе, вывод данных на ветровое стекло – технология, мягко говоря, не новая. Еще в 80-х годах прошлого века GM представила Oldsmobile, на стекло которого проецировались показания спидометра. Да и все больше распространение получают машины с системами безопасности, выводящие предупреждающую информацию на ветровое стекло. Однако превратить его в подобие монитора компьютера решили относительно недавно.
Подобные технологии появятся на транспортных средствах не сразу. До широкого внедрения остается еще несколько лет, считают эксперты The Wall Street Journal. Пока производители не торопятся рассказать о том, сколько такое стекло добавит к конечной стоимости автомобиля. Известно лишь, что дополненная реальность станет опцией для премиальных авто.
В Daimler считают, что технология идеально подходит водителям, поскольку последние все больше зависят от своих смартфонов, которые используются в ежедневных поездках как навигаторы. «Если получится связать воедино все компоненты автомобиля, включая ветровое стекло, со смартфоном владельца, можно представить, как много информации о происходящем вокруг смогут получать водители», – заявлял глава центра исследований и разработок североамериканского подразделения Daimler Йоханн Юнгвирт. По его словам, на ветровое стекло можно выводить записи ежедневника, просматривать и отвечать на текстовые сообщения. «Потенциально количество информации для размещения неограничено», – указывал Юнгвирт. Стоит отметить, что не все разделяют оптимистичный настрой разработчиков. К примеру, эксперт из исследовательской компании AutoPacific Дэйв Салливэн считает, что технологию предстоит еще как следует обкатать, прежде чем признать ее безопасной.
Очистили стекло
Экспериментировали с выводом информации на ветровое стекло и инженеры Mercedes, однако при разработке последнего проекта, бортовой развлекательной системы (In-Vehicle Infotainment System), ветровое стекло решили пока не задействовать. Изображение с виртуальными объектами показывается на специальном экране, расположенном в верхней части центральной консоли.
Разработчики посчитали, что слишком большое количество объектов дополненной реальности будет отвлекать водителя от дороги. Примечательно, что экран на консоли способен отображать различную информацию для водителя и пассажира. Первый получит данные о маршруте, второй – об окружающих объектах инфраструктуры.
По словам специалистов, главная проблема при экспериментах с дополненной реальностью состоит в необходимости хранения большего массива данных. Машину требуется оборудовать очень надежной передней камерой, разработать безотказную технологию, которая позволит продублировать работу камеры в тяжелых погодных условиях, например в сильный дождь или снегопад.
И все же, несмотря на трудности, технология найдет устойчивый спрос, отмечает издание Techhive.com. По его информации, первая работающая система может появиться уже в 2015 году, а к 2023-му по всему миру будет продаваться больше 2 млн автомобилей, использующих технологию дополненной реальности.
Дополнить своими руками
Несмотря на то что технология еще дорабатывается, похоже, что она будет пользоваться спросом. Во всяком случае, в продаже уже есть устройства, имитирующие системы дополненной реальности. Так, производитель GPS-навигационной техники Garmin предлагает аппарат, который проецирует навигационную информацию на ветровое стекло автомобиля.
Устройство Head-Up Display (HUD) получает навигационную информацию от смартфона и проецирует ее на прозрачную пленку на ветровом стекле или на специальную светоотражающую линзу. Прибор HUD автоматически регулирует уровень яркости, что обеспечивает отличную видимость изображения при ярком солнечном свете и в ночное время.
Данное устройство предлагает больше навигационной информации, чем другие портативные системы дисплея, отображая индикаторы поворота, расстояние до следующего поворота, текущую скорость и ограничение скорости, а также расчетное время прибытия. Прибор HUD подсказывает, в какой ряд нужно перестроиться перед выполнением следующего маневра, и предупреждает о превышении скорости. Кроме того, устройство сообщает о потенциальных задержках из-за транспортных заторов и показывает расположение камер безопасности.
Производитель отмечает, что Garmin HUD прост в использовании. Нужно закрепить прозрачную пленку на ветровом стекле (или установить входящую в комплект светоотражающую линзу). Затем расположить HUD на приборной панели автомобиля и подключить его по беспроводному каналу связи к Bluetooth-совместимому смартфону. Используя приложение Garmin StreetPilot для iPhone или NAVIGON для iPhone/Android/Windows Phone 8, выбрать пункт назначения, после чего прибор HUD отобразит на экране навигационные инструкции. Интегрированный USB-порт на автомобильном кабеле питания/адаптере позволяет заряжать телефон во время движения.
Судя по отзывам в англоязычном сегменте Интернета, устройство вполне работоспособно и удобно для водителя. Однако это не совсем бюджетное решение. Дело в том, что сам по себе аппарат стоимостью около 149 долл. работать не будет. Для корректного функционирования требуется смартфон. К тому же пользователю придется скачать специальное приложение, а это потребует раскошелиться еще на дополнительные 38-50 долл. Плюс ко всему владельцу потребуется точно определить место, где закрепить пленку. Переклеить ее без повреждений не получится.
Инструкции в кармане
Технологии находят и другие области применения. Так, один из ведущих производителей программного обеспечения в этой сфере Metaio и компания Audi в сентябре объявили о запуске специального приложения для мобильных устройств, способного заменить традиционные инструкции по эксплуатации.
Приложение eKurzinfo сначала было разработано для владельцев Audi А1 и выдвигалось на престижную премию GSMA Global Mobile Awards в категории лучшего мобильного решения в автомобильной отрасли. Осенью приложение стало доступным для покупателей Audi АЗ.
Программа может распознавать более 300 элементов автомобиля: от марки установленных дворников и мультимедийной системы до узлов в моторном отсеке. Приложение позволяет пользователю узнать необходимую информацию о том или ином узле и даже получить инструкции по небольшому ремонту.
Разработчики особо подчеркивают, что получаемые таким образом инструкции интуитивно понятны. Достаточно направить камеру мобильного устройства на ту или иную часть транспортного средства, и на телефоне или планшете появится вся необходимая информация. К примеру, если новому владельцу необходимо узнать, где находится емкость для залива омывающей жидкости, надо навести камеру на моторный отсек, и на экране устройства горловина бачка окажется подсвеченной.
В Metaio считают, что в будущем новая технология позволит отказаться от объемных и дорогих в производстве бумажных инструкций по эксплуатации. А все необходимое об автомобиле можно будет узнать у него самого.
«После успеха первой версии приложения eKurzinfo мы рады продолжить сотрудничество с Audi, – отметил глава Metaio Томас Алы. – Мы видим огромный потенциал в области использования интерактивных сервисных приложений. В будущем станет возможным автоматический обмен специализированными данными в зависимости от той или иной ситуации».
Лечение по фотографии
Технология дополненной реальности может помогать не только водителям, но и работникам автосервиса. По мере того как автомобили становятся все сложнее, мастерам требуется все более объемная поддержка производителя при обслуживании транспортных средств. Так, технология будет использоваться компанией Volkswagen, которая недавно представила суперсовременный гибрид XL1.
Это, по утверждению компании, самый экономичный из всех серийных автомобилей. Расход топлива составляет 0,9 л/100 км. Благодаря подзаряжаемой гибридной силовой установке двухместный автомобиль способен проехать до 50 км на электротяге. При разработке автомобиля конструкторы XL1 руководствовались принципами создания спорт-каров: небольшая масса (795 кг), совершенная аэродинамика (Cd 0,189) и низкий центр тяжести (на высоте 1153 мм). Благодаря этим характеристикам для движения с постоянной скоростью 100 км/ч новому XL1 достаточно всего лишь 6,2 кВт/8,4 л.с. При движении только на электротяге гибриду XL1 требуется менее 0,1 кВт/ч на 1 км пути.
Выброс С02 у нового Volkswagen XL1 составляет всего лишь 21 г/км. Этот показатель достигается благодаря высокотехнологичным облегченным конструкциям, идеальной аэродинамике и подзаряжаемой гибридной установке, состоящей из двухцилиндрового двигателя TDI (48 л.с.), электродвигателя (20 кВт), 7-ступенчатой коробки передач с двойным сцеплением (DSG) и литий-ионного аккумулятора емкостью 5,5 кВт/ч. Максимальная скорость автомобиля –160 км/ч, а для разгона от 0 до 100 км/ч ему требуется 12,7 с.
Понятно, что и обслуживание такого гибрида – дело нелегкое. В октябре на отраслевой конференции по дополненной реальности InsideAR немецкий производитель представил новый проект MARTA – Mobile Augmented Reality Technical Assistance, что можно перевести как мобильная техническая консультация с использованием дополненной реальности.
Методы и последовательность операций, выполняемых мастерами Volkswagen Service, зависят от «начинки» автомобиля. Чтобы работники автосервиса не запутались в новых технологиях, мастеров необходимо обеспечить эффективной технической поддержкой. Это требует усовершенствования классического набора инструкций, которые шаг за шагом предписывают работнику, как выполнять ту или иную операцию. Причем работник также должен знать, какой инструмент ему потребуется.
Чтобы облегчить жизнь мастерам, Volkswagen разработала новую систему отображения данных по обслуживанию автомобилей, особенно таких как XL1. С ее помощью мастер, к примеру, может направить камеру планшета на моторный отсек транспортного средства. Технология дополненной реальности подскажет работнику необходимые операции с этим автомобилем и порядок их выполнения.
На экране планшета появится контур автомобиля. Совместив его с изображением от камеры мобильного устройства, работник получает все данные по машине. Требующие демонтажа узлы будут подсвечены на экране планшета. Причем на реальное изображение накладываются виртуальные изображения инструментов, необходимых для выполнения операций. По каждому узлу доступна дополнительная информация, которую можно получить, дотронувшись до иконки на экране мобильного устройства. В результате время на обслуживание транспортного средства значительно сокращается, а значит, доход предприятия может увеличиться.
Похоже, производители нащупали новую «золотую жилу», однако, как распорядиться новыми богатствами, до конца еще не решили.