Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Вести клеевых систем

Вести клеевых систем

Весть первая, монтажная

Опытным мастерам кузовного ремонта известен полиуретановый клей-герметик Dinitrol 410 UV. Иногда его называют «герметик и адгезив», но сути это не меняет: препарат предназначен для склеивания различных материалов и герметизации соединений.

Его используют в различных отраслях машиностроения, строительной индустрии и других областях человеческой деятельности. Так, Dinitrol 410 UV применяется в производстве автобусов, жилых прицепов, грузовых автомобилей и, конечно, в ремонтных работах на сервисах.

Этот клей-герметик отлично скрепляет «голые», грунтованные и окрашенные металлы, пластики, дерево, стекло и другие мате­риалы. Кроме того, он подходит для внутренних и внешних строительных работ. Ему подвластны соединения «внахлест», крепление декоративных и защитных отделочных элементов и другие задачи.

По своей природе Dinitrol 410 UV – поли­уретан, а точнее, полиуретановый эластомер. Это очень богатое семейство полимеров. Они нашли применение в производстве клеев, пленок, лаков, волокон. Из полиуретановых эластомеров давно и успешно изготавливают массивные шины, детали горнообогатительного оборудования, разнообразные прокладки, специальные костюмы для работы в зонах бедствий.

Полиуретаны превосходят своих «коллег» по всем статьям: износостойкости, прочности, устойчивости к воздействию атмосферных напастей, бензину, маслу, кислотам и даже радиации. Плюс ко всему они водо- и газонепроницаемы. И как следствие всего сказанного, очень долговечны.

Отметим и прекрасную адгезию практически ко всем конструкционным материа­лам и превосходную эластичность. Поэтому клеевые и герметизирующие швы не получат трещин и сколов при эксплуатации. Это очень важно для автомобильных кузовов – особенно коммерческих фургонов, живущих тяжелой жизнью на ухабах российских дорог.

Таков и наш клей-герметик. Препарат выпускается серого, белого или черного цвета. Не стекает по вертикальной поверхности, устойчив к УФ-лучам. Быстро твердеет, эластичен. Его можно покрывать практически всеми типами красок. Причем долго ждать не обязательно. Допускается немедленная окраска («мокрым по мокрому») акриловыми красками 2К. Однако желательно, чтобы краски не содержали спирт или алкидные полимеры – эти вещества нарушают процесс отверждения клеевого шва.

Словом, хороший, проверенный препарат. Но на смену хорошему всегда приходит лучшее. И не надо вспоминать ехидную поговорку «лучшее – враг хорошего». Применительно к линейке Dinitrol она не прокатит.

Вот что сообщает в официальном письме концерн DINOL GmbH, производитель химических продуктов под торговой маркой Dinitrol.

«DINOL GmbH обязан выполнять требования REACH (EC) № 1907/2006. Поэтому с марта 2018 г. клей-герметик Dinitrol 410 UV заменен препаратом Dinitrol 410 UV NF (New Formulation). В производстве нового препарата не применяется запрещенный регламентом REACH (EC) химический компонент, опасный для здоровья».

Ага, экология. Спорить не приходится, стандарты и регламенты надо чтить. А мы читаем письмо дальше.

DINOL GmbH сообщает, что области применения Dinitrol 410UV NF остаются прежними. Незначительные изменения прочности и эластичности не влияют на технологию нанесения герметика и не снижают качества изделий.

Не следует переживать по поводу уменьшения объема герметика в картридже до 300 мл вместо привычных 310 мл. Это дает производителю возможность компенсировать повышение цены, связанное с переходом на более дорогой компонент. Да и мировая тенденция сейчас такова – сводить все к единым объемам. В алюминиевые картриджи помещают 300 мл препарата, а в пластмассовые – 290 мл.

А что делать с уже приобретенными герметиками Dinitrol 410 UV прежней рецептуры? Продолжать работать. Эти составы могут использоваться до окончания срока годности без ограничений.

А если кто заинтересовался техническими характеристиками нового Dinitrol 410 UV NF, в его распоряжении подробная таблица с цифрами.

Весть вторая, стекольно-подготовительная

Ветровое стекло автомобиля – деталь хрупкая. Почему оно не трескается при упругих деформациях кузова, когда тот «играет» на ухабах? Да потому, что его спасает клеевой шов. Специальный клей обеспечивает компромисс между прочностью шва и его эластичностью, удовлетворяя, в общем-то, противоречивым требованиям механики – и жесткость кузова за счет стекла повысить, и само стекло уберечь.

Но вот из-под колес грузовика прилетел камень, и по стеклу пошла трещина. Придется менять…

Работа по замене и ремонту стекол под силу и крупным сервисам, и небольшим мастерским – но при обязательном соблюдении трех правил:

• обученный персонал, жестко выполняющий технологические требования;

• современные высококачественные расходные материалы;

• специализированный инструмент и оснастка.

Как правильно удалить поврежденное стекло? Это можно сделать струной либо специальным ножом (ручным или механическим), но в любом случае необходимо оставить слой старого клея на рамке – все полиуретановые клеи имеют одну химическую природу, и старый полиуретан послужит прекрасной подложкой.

Перед нанесением монтажного клея стекло необходимо очистить от жира и грязи. Для этой цели предназначен очиститель-активатор Dinitrol 520, повышающий адгезионные свойства клея. Очиститель наносится на керамический слой стекла салфеткой и высыхает за 2 минуты, после чего поверхность считается готовой к работе.

Иногда «всезнающие» гаражные мастера заявляют, что «все эти очистители создаются фирмами лишь для выкачивания денег». А вот он, гаражник, обезжиривает рамку и край стекла ацетоном и получается не хуже.

Это грубейшая ошибка! Повторим еще раз: Dinitrol 520 является не только очистителем и обезжиривателем поверхности, но и активатором клея. Он запускает реакцию отверждения. Использование ацетона или растворителя 646, 647 и др. не обеспечит правильного застывания полиуретана и неизбежно ослабит шов.

Но как и в предыдущем разделе нашего рассказа, Dinitrol 520 сменяется более совершенным препаратом. Имя ему Dinitrol 542 IPA. Вот выдержка из официального письма.

«DINOL GmbH, как производитель и поставщик химических продуктов, должен следовать правилам REACH (регламента Европейского союза). В связи с этим концерн начал поставлять очиститель-активатор Dinitrol 542 IPA, который по техническим характеристикам и применению абсолютно идентичен Dinitrol 520».

Иными словами, можно спокойно заменить Dinitrol 520 на Dinitrol 542 IPA во всех клеевых системах от DINOL GmbH и работать как прежде. Качество не пострадает, скорее, наоборот. А экология точно выиграет.

  • Юрий Буцкий

Эксклюзивное издание

"Экспертиза технического состояния
и причины неисправностей
автомобильной техники"
3 ведущих эксперта | 960 стр. | 2100 иллюстр.
Узнать детали

Адрес редакции

111033 Москва, ул. Самокатная, 2а, стр.1, офис 313

На карте

Контакты

Тел.: (495) 361-1260

E-mail: dostavka@abs-magazine.ru

Социальные сети

Журнал «АБС-авто» © 2019, все права защищены