Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Вклеить стекло в холода? Конечно, можно!

Вклеить стекло в холода? Конечно, можно!

С этим автомобилем (так ли уж важна его марка?) произошло то, что случается с десятками тысяч его собратьев. Ехал себе, и вдруг – «прилетело». Прямо в стекло. Оно возьми и тресни... А чему удивляться? По данным Ассоциации автостекольщиков США, с дорожными дефектами ветровых, задних или боковых стекол «познакомилось» около трети автомобилей в мире. Что же делать? При такой трещине – менять. Но строго по технологии.

Главное – безопасность

Роль вклеенного ветрового стекла при обеспечении пассивной безопасности крайне важна: оно обязано устоять при срабатывании двух подушек безопасности – водительской и пассажирской.

Есть и юридический аспект. Если страховая компания признает, что люди пострадали из-за нарушений технологии вклейки стекла, выплаты могут быть сокращены, а то и вовсе отменены. Правда, это западная практика, но наши страховщики прекрасно об этом осведомлены.

Кроме того, профессиональная вклейка гарантирует герметичность соединения стекла с рамкой кузова. А следовательно, защищает рамку от коррозии.

Работа по замене и ремонту стекол под силу и крупным сервисам, и небольшим мастерским – правда, при обязательном соблюдении трех правил: обученный персонал, жестко выполняющий технологические требования, – раз; современные высококачественные расходные материалы – два; специализированный инструмент и оснастка – три.

Далее поведем беседу в форме «вопрос – ответ». Так будет легче войти в тему.

– Когда появились вклеенные стекла? На каких автомобилях?

– Принято считать, что на «Ауди 100», в 1973 году. Сейчас автомобили с вклеенными стеклами составляют абсолютное большинство. Важно понимать, что вклеенное стекло является своеобразным силовым элементом, увеличивая жесткость и прочность кузова.

– Часто ли приходится менять стекла?

– Часто. С дефектами ветровых, задних или боковых стекол «познакомилось» около трети автомобилей в мире. Например, в Германии с ее великолепными дорогами ветровые стекла автобусов служат в среднем всего 18 месяцев.

– Как правильно удалить поврежденное стекло?

– Выдавливание стекла, выковыривание осколков, ручное соскабливание клея неприемлемы – после такой «подготовки» новое стекло качественно не вставишь.

Значит, стекло надо вырезать по клеевому шву. Быстро и легко удалить старое стекло помогут отрезные машинки с пневматическим или электрическим приводом. Список дополняют пневматические ножи, а также более простые и дешевые приспособления вроде ручных ножей и специальных струн – вариантов здесь множество. Лезвия ножей покрывают неопреном – так американцы называют хлоропреновый каучук. Эта «скользкая» защита снижает риск повреждения ЛКП кузова.

Для работы со струнами необходимо обзавестись специальными рукоятками с зажимами, предохраняющими руки от травмы, а также набором шил, без которых ввести струну в слой полиуретана затруднительно.

Стекло вырезают вдвоем – один человек находится в кабине, а второй снаружи. Несколько лет назад появились наборы для вырезания струной в одиночку. Пример – комплект Pithon, описанный в «АБС-авто» № 11/2013.

– Какие еще препараты понадобятся при замене стекла?

– Перед вклейкой стекло следует очистить от жира и грязи. Для этой операции предназначен очиститель-активатор Dinitrol 520, повышающий адгезионные свойства клея. Затем приклеиваемые участки стекла надо загрунтовать составом Dinitrol 530 – его еще называют «праймером». Праймер дополнительно усиливает адгезию и защищает клеевой шов от солнечного ультрафиолета.

Если вставляемое стекло имеет «PUR RIM-покрытие», его необходимо обрабатывать не упомянутым выше очистителем Dinitrol 520, а другим составом – реактиватором Dinitrol 540. Обработка праймером в этом случае упраздняется, поскольку роль грунтовки выполняет RIM-покрытие.

Чтобы клей держал лучше, старый полиуретан рекомендуется срезать не до конца, оставляя слой высотой 1–2 мм.

– Знакомый гаражный мастер говорит, что все эти дорогие «очистители» создаются лишь для выкачивания денег. Он обез­жиривает рамку и край стекла ацетоном и уверяет, что получается не хуже.

– Это грубейшая ошибка. Ацетон или растворители 646, 647 и прочие не являются активаторами клея и не обеспечивают правильного застывания полиуретана. Шов получится заведомо слабым и с плохой адгезией. Так и до беды недалеко. Необходимо пользоваться только фирменными препаратами!

– Какие еще инструменты необходимы мастеру-стекольщику?

– Не обойтись без пистолетов для нанесения клея. В этом арсенале имеется ручное, пневматическое и электрическое «оружие» – на любой вкус и кошелек. В «довесок» к пистолетам нелишне приобрести специальный резак для получения V-образных срезов на носике картриджа. Вещь вроде бы простая, но незаменимая, поскольку без носика правильной формы правильно нанести клеевой шов очень трудно. Необходимы мастеру-стекольщику и рукоятки с вакуумными присосками, а также специальный столик.

Вот и поговорили. Однако наступает зима, а работать все равно приходится. И не всегда в теплом помещении. Значит, надо вспомнить о клее Dinitrol 9100 от компании Dinol – о нем наш журнал уже писал. Клей этот может многое, но основное его назначение – вклеивание автомобильных стекол. А еще он позволяет работать практически при любой температуре – от жары до диких холодов. Но обо всем по порядку.

Высокий модуль

Начнем с того, что все препараты Dinitrol для вклеивания стекол изготовлены на основе полиуретана. Этот материал – «классика жанра». Он удобен в работе, обладает высокими прочностными характеристиками, обеспечивает отличную адгезию к подложке – разумеется, если та правильно подготовлена. Список технологических и эксплуатационных преимуществ полиуретанов можно продолжить. Но достаточно ли для оценки клея одного этого определения – «полиуретановый»? По современным меркам уже нет. Чтобы не быть голословными, совершим небольшой историко-технологический экскурс.

За последние десятилетия требования к пассивной безопасности автомобилей существенно возросли. На новые стандарты производители клеев отреагировали адекватно: они выпустили высокомодульные клеи HM (High Modular). Чем они замечательны? Да уже тем, что образуют клеевой шов, превосходящий по прочности обычное полиуретановое соединение на 30%.

Однако тут впору призадуматься. Как известно, вклеенное стекло увеличивает жесткость кузова. Это одно из преимуществ клеевой технологии в сравнении с монтажом в резиновых уплотнителях. Но если клеевой шов будет чересчур прочным, не треснет ли стекло от вибраций и упругих деформаций кузова на дорожных ухабах?

Оказалось, не треснет. Затвердевший высокомодульный клей обеспечивает тончайший компромисс между прочностью и эластичностью шва, удовлетворяя, в общем-то, противоречивым требованиям механики. Поэтому даже на бездорожье опасные напряжения вклеенному стеклу не грозят.

Высокомодульные клеи твердеют быстрее обычных составов. Критерий прочности шва известен: при срабатывании подушек безопасности вклеенное стекло не должно вылетать на дорогу. Так вот, у стандартного клея время выдержки до начала движения автомобиля, оснащенного двумя подушками безопасности, составляет шесть часов. А у стандартных высокомодульных составов оно не превышает одного часа. Значит, с HM-клеями можно быстрее работать и больше зарабатывать.

Кстати, ветровые стекла большинства автомобилей вклеиваются на конвейерах высокомодульными клеями. Поэтому при замене поврежденных стекол на этих автомобилях следует пользоваться только препаратами HM – стандартный клей здесь не подойдет.

Низкая электропроводность

Но высокомодульными клеями список достижений компании Dinol не исчерпывается. Фирма выпускает еще один вид составов для монтажа стекол – клеи с низкой электропроводностью LC (Low Conductive). А они чем хороши?

Современные автомобили начинены электроникой. Ее встраивают в само стекло – например, антенны и разнообразные датчики. LC-клеи позволяют изолировать кузов от стекла и тем самым предотвратить воздействие различных «наводок» и статического электричества. Кроме того, низкая электропроводимость клея необходима при вклеивании стекла в рамку алюминиевого кузова – тем самым снижается риск возникновения электрохимической коррозии.

Все есть и даже больше

Кладем перед собой упаковки Dinitrol 9100 – стандартный картридж и «колбаску» в фольге. Раскрываем документацию и начинаем знакомство.

Первое впечатление – клей как клей, поли­уретановый, черного цвета, однокомпонентный. Что дальше? Так – универсальный, способен склеивать все известные материалы в любых сочетаниях: металл – металл, металл – стекло, пластик – дерево и т.д.

Но прежде всего этот клей адресован автомобильным стекольщикам. Как говорится, все при нем: высокомодульный (НМ), низкопроводимый (LC), не требующий подогрева при нанесении, не содержащий растворителей, применимый в очень широком диапазоне температур и влажности.

Тут мы снова пропоем оду полиуретанам. Если в чем-то повторимся, не взыщите – это в угоду логике изложения. Почему они завое­вали такую популярность в этой области? Во-первых, полиуретаны обладают высокой прочностью при сдвиге и отрыве, особенно при вибрационных нагрузках, превосходя классические силиконовые клеи и MS-полимеры.

Во-вторых, они приобретают достаточную твердость при сохранении необходимой эластичности, к чему не способны, например, эпоксидные клеи.

В-третьих, застывший полиуретановый шов сохраняет работоспособность в широком диапазоне температур и устойчив к воздействию различных реагентов, в том числе органических растворителей.

Процесс отверждения полиуретанового клея упрощенно можно объяснить следующим образом. Синтезированный из исходных компонентов полимер структурируется с помощью так называемого «сшивающего агента», в роли которого может выступать вода, амин, спирт или что-то еще.

В результате образуется пространственная сетка, имеющая почти одинаковые размеры ячеек. Степень поперечного сшивания («густота» сетки) регулируется специальными добавками или технологическими условиями проведения процесса.

Особо отметим, что процесс отверждения полимера происходит равномерно по всему объему материала.

О температурных характеристиках Dinitrol 9100 надо сказать особо. Они впечатляют. Как вы думаете, при какой минимальной температуре можно наносить этот клей? Плюс десять? Ноль? Нет. Правильный ответ –18° С. Именно так: «минус восемнадцать»! А допустимая влажность – от 10 до 70%.

Интересно, что при низких температурах клей набирает необходимую прочность, но затвердевает постепенно, не сразу. «Зеленая сила» – это впечатляет! Парадокс, мистика? Нет, это работают специальные низкотемпературные добавки. Рецептура Dinitrol 9100 – know how, секрет фирмы. В современном мире это нормально, бизнес есть бизнес. Интеллектуальная собственность требует защиты.

Специальный тест, имитирующий раскрытие подушки безопасности, только гораздо
круче. Если вклеенное стекло вылетит на дорогу – грош цена такому клею. Удар! Стекло
разрушилось, но клеевой шов выдержал
Специальный тест, имитирующий раскрытие подушки безопасности, только гораздо круче. Если вклеенное стекло вылетит на дорогу – грош цена такому клею. Удар! Стекло разрушилось, но клеевой шов выдержал

Итак, стекло вклеено, можно ехать. Но когда? Неужели через час, как с лучшими высокомодульными клеями? Ошибаетесь. Не через час – через 15 минут! И это тоже заслуга Dinitrol 9100.

Зачем нужен такой клей

Может возникнуть вопрос: зачем вклеивать стекло при температуре –18° C? Не является ли ситуация искусственной?

Картриджи для нового клея точно такие же, как и для предшественника – «девятитысячного»
Картриджи для нового клея точно такие же, как и для предшественника – «девятитысячного»

Зададим встречный вопрос. О чем вы думаете, читая в пресс-релизе заманчивую фразу «максимальная скорость автомобиля 250 км/ч»? Неужели о том, что разрешенная скорость в городе 60, за городом 90, а на магистрали 110 или 130 км/ч? И делаете вывод, что автомобиль, развивающий «две с половиной сотни», никому не нужен?

Нет, конечно, вы так не думаете и поспешных выводов не делаете. Вы прекрасно понимаете, что скоростные возможности говорят о высочайшем уровне разработки, о безопасности и надежности нового авто. И если потребуется мгновенно обойти грузовик (мало ли что?), вы легко сделаете это.

Так и с клеем Dinitrol 9100. Заполучив картридж, не надо мчаться на полюс холода. Работайте, где работали. И повторяйте вышеприведенную фразу – разумеется, слегка измененную: «если потребуется вклеить стекло при низкой температуре (мало ли что?), я легко сделаю это».

А необходимость такая может возникнуть – тем более в России с ее географическими масштабами, непростым климатом, а главное, непредсказуемым энергоснабжением. И тогда клей Dinitrol 9100 станет палочкой-выручалочкой. Перечислим несколько отнюдь не фантастических ситуаций.

Во-первых, новинка незаменима для автомобильной «Скорой помощи». Как мы уже писали в предыдущих статьях, в Штатах разбитые стекла вставляют прямо на дорогах – и в Калифорнии вставляют, и на Аляске. Получается удобно, быстро, выгодно. Наши предприимчивые бизнесмены могут организовать службу «стекольных неотложек», используя американский опыт.

Во-вторых, в здании СТОА могут неожиданно отключить отопительную систему. Зимой. И что – прикажете сворачивать работы, конфликтовать с клиентами? А может, лучше довершить начатое? Новый клей подсказывает: довершить.

В-третьих, в цехах промышленных предприя­тий, где вклеивают стекла в автобусы, фургоны и вагоны, тоже может быть холодно. По аналогичной причине – отключение теплоснабжения. Восемнадцать не восемнадцать, а ноль градусов и даже ниже в громадном помещении с ангарными воротами можно получить очень быстро. И в этой ситуации Dinitrol 9100 позволит достойно выйти из положения и сдать продукцию заказчику в установленные сроки.

После рождения в лаборатории клей Dinitrol 9100 два года испытывался в США. Препарат получил одобрение Ассоциации автомобильных стекольщиков и представителей мирового автопрома. Экзаменаторы постарались, но и клей не подвел, выдержав специальные «стекольные» краш-тесты. Один из них приведен на фотографии.

В России Dinitrol 9100 прошел санитарно-эпидемиологическую экспертизу, получив специальное свидетельство. Его выдала Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Так что за здоровье мастеров и клиентов можно не опасаться.

Не совершайте ошибок

Почему-то считается, что «там», на Западе, мастера сервисных станций работают без ошибок. Оказывается, не тут-то было. Дэйв Элдридж, американский специалист по авторемонту, собрал любопытную статистику типичных ошибок при вклейке автомобильных стекол.

Элдридж разделил эти ошибки по степеням риска и опубликовал свои выводы в журнале «AutoGlass». Давайте поучимся на чужих ошибках, дабы избежать собственных.

Большой уровень риска

1. Ржавчина на кромке рамки. В зоне приклейки нельзя оставлять даже малейшие очаги коррозии и незащищенные сколы лакокрасочного покрытия. Под клеевым слоем развитие коррозии происходит незаметно, и прочность соединения неизбежно теряется. В американской статистике зафиксированы случаи, когда при аварии стекла с ослабленным креп­лением просто-напросто вылетали.

2. Битумные пятна на кромке рамки. Полиуретан практически не прилипает к битуму. Итог может быть таким же, как и в предыдущем случае. Еще хуже, когда битумом пытаются «облагородить» клеевой шов. Битум блокирует доступ влаги, и полимеризация клея затягивается на неопределенное время.

3. Пренебрежение черным праймером. Лучшее современное стекло пропускает 0,1% падающих на него ультрафиолетовых лучей, а для полиуретана губительно и в 10 раз меньшее излучение (SAE98.04.64). Без защиты черным праймером клеевой слой разрушится.

4. Неправильное нанесение материалов. Черный грунт (праймер) следует наносить на стекло, а клей – на рамку кузова. Оставшийся на рамке старый полиуретан толщиной 1–2 мм обеспечивает наилучший контакт с новым клеем. В результате образуется оптимальная система склейки.

Применение двухкомпонентных составов Dinitrol в машиностроении
Применение двухкомпонентных составов Dinitrol в машиностроении

Средний уровень риска

1. Выдержка, необходимая для полимеризации клея. Если после вклеивания стекла подождать считанные часы, оно будет служить долгие годы. Нетерпение обойдется дорого: в лучшем случае повторением операции, в худшем – потерей стекла.

2. Влияние погодных факторов. Если жарко и влажно, наносить клей и устанавливать стекло нужно как можно скорее. Иначе на поверхности полиуретана появится пленка и склеивания не произойдет – тем более при использовании клеев быстрого отверждения.

3. Замена стекла в неподходящих условиях. Иногда передвижные станции предлагают вклеить стекло прямо на месте аварии. Качество такого ремонта может быть сомнительным, поскольку в дорожных условиях сложно уберечь клеевую поверхность от пыли, грязи, дождя и снега.

Малый уровень риска

1. Влияние низкой температуры. В холодное время года стекла надлежит менять в теплом помещении. Бывает, что об этом правиле забывают. К результатам подобной работы надо относиться настороженно. Тут надо вставить замечание: Dinitrol 9100 низких температур не боится!

2. Касание стекла руками. Обезжиренные поверхности руками трогать нельзя. Пренебрежение этим правилом ведет к ослаб­лению склейки.

3. Несоблюдение марки и типа клея. Полиуретановый клей, используемый при замене стекла, должен быть аналогичен предыдущему. Когда дорогой клей кладут на остатки более дешевого, не страшно. Но если наоборот, то могут возникнуть проблемы, выходящие за рамки «малого риска».

О двухкомпонентных клеевых системах

И в заключение сегодняшнего разговора кратко ознакомимся с двухкомпонентными клеевыми системами Dinitrol – препаратами 516 A/B и 517 A/B.

Начнем с Dinitrol 516 A/B. В систему входят два продукта – основной компонент 516 A и реактивная ускоряющая паста 516 В. Этот комплекс подходит для выполнения клеевых операций при производстве вагонов, автобусов и грузовиков. Благодаря отличным рабочим характеристикам равномерно, без раковин и пузырей, заполняет швы и зазоры. В основе системы – все тот же полиуретан со всеми своими технологическими преимуществами и предсказуемыми характеристиками.

Dinitrol 517 A/B – также состоит из двух продуктов с индексами A и B. Эта система хороша там, где требуется особо прочный шов.

Оба препарата, как 516 A/B, так и 517 A/B наносятся из специального, но вполне доступного на рынке оборудования для 2К-материалов. Например, можно использовать пневматический пистолет для двойного картриджа. Или автоматическое оборудование с функциями смешивания. Возможно применение стационарных смесителей. Подобные смесители есть, например, у фирмы Mixpac.

Не будем сейчас углубляться в технологические подробности, это тема отдельной статьи, а лишь отметим следующее.

Почему мы упомянули двухкомпонентные материалы в публикации о Dinitrol 9100? Да потому, что они отлично дополняют друг друга. Dinitrol 9100 дешевле, а цена его двухкомпонентных «собратьев» повыше. Но зато они незаменимы при сложных работах с кузовами автобусов, вагонов и другой подобной техникой.

Посмотрите на эти слайды и убедитесь – многие известные машиностроительные предприятия выбрали 2К-системы Dinitrol для сборки своей продукции. Значит, к ним стоит присмотреться и сервисным предприятиям, ремонтирующим крупногабаритные транспортные средства.

Иными словами, у производителя, концерна Dinol AB, есть все – «как в Греции», по выражению литературного персонажа. И уж дело потребителя выбрать все, что ему нужно для нормальной работы.

  • Юрий Буцкий

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены