Возможность заработать
Практически любое вмешательство в подвеску и рулевое управление автомобиля, связанное с заменой изношенных или поврежденных элементов, требует проведения процедуры измерения и регулировки углов установки колес («сход-развал»). Часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда автосервисы охотно берутся за работу по ремонту подвески или рулевой трапеции, а потом неопределенно или конкретно показывают пальцем в сторону сервиса, где есть оборудование для выполнения работ по «сход-развалу». Добровольно отказываются от дополнительного заработка, тем более, что эта процедура обязательна при серьезных вмешательствах в обозначенные системы. Хочет клиент или не хочет, а делать надо.
С чем связано отсутствие такой услуги в автосервисе, занимающемся ремонтом подвески и рулевого управления? Пугают инвестиции в оборудование? Отсутствует подготовленный специалист? Стесненные условия, не позволяющие организовать полноценный пост измерения и регулировки геометрии подвески? Или все эти причины вместе?
Попробуем разобраться с этими проблемами. Сегодня на рынке представлено оборудование примерно двух десятков производителей: от бюджетных стендов, производимых на основе технологий 20-летней давности, до самых современных, работающих по технологии пространственной визуализации – 3D. Цены на такое оборудование колеблются от 200 до 600 тыс. р.
Инвестиции в разработку технологии 3D окупились за 15 лет массового производства стендов, и их стоимость практически сравнялась со стоимостью «головочных» стендов. Вот только эксплуатационные расходы совершенно разные. В головочных стендах самым слабым звеном являются инклинометры – электронномеханические датчики, измеряющие наклон относительно вертикали в продольном и поперечном направлении. Эти прецизионно изготовленные датчики смерть как боятся ударов. Одно падение измерительной головки с высоты регулировочного положения автомобиля, и датчик подлежит замене.
Еще одно не самое сильное звено – кабели, соединяющие измерительные головки с ПК. Кабели изнашиваются от перегибов, рвутся, а разъемы, работающие в «водно-соляных ваннах», перестают обеспечивать надежность контактов.
Ну и, конечно же, обязательные калибровки. Точность измерений «уходит», и привести стенд в исправное состояние можно только сервисной калибровкой с применением специально производимого для каждого типа стенда калибровочного комплекта: рама, балка и т.д.
В результате расходы, связанные с эксплуатацией головочных стендов, уже в первые год-два съедают сэкономленную при покупке стенда разницу. А дальше – хуже. Со временем головочный стенд становится значительно дороже стенда 3D. Ведь в стендах 3D нет планово изнашиваемых элементов. На колеса устанавливаются пассивные световозвращающие мишени. Никаких прецизионных измерительных датчиков, никаких кабелей. Если не происходят события, изменяющие взаимное положение камер на жесткой балке, то стенд калибровать не нужно. А стенды John Bean Arago вообще не нуждаются в калибровке в течение всего срока эксплуатации!
То есть эксплуатационных расходов у стендов 3D на фоне головочных, можно сказать, нет. И разница в цене головочных и 3D стендов через год-два нивелируется. А если учесть время простоя в ожидании сервисного специалиста для замены кабелей, ремонта или калибровки головочного стенда, то уже через год стенд 3D становится дешевле головочного. Это к вопросу, в какое оборудование инвестировать деньги.
Стоимость услуги по регулировке углов установки колес колеблется от 1000 до 2000 руб. Если автосервис с небольшой загрузкой в день оказывает около четырех таких услуг, то срок окупаемости даже самого дорогого стенда составляет около 100 рабочих дней. То есть оборудование достаточно быстро окупаемое.
Конечно же, любой самый суперсовременный прибор – всего лишь инструмент в руках человека. Некоторые автосервисы не оказывают услуги по РУУК по причине отсутствия подготовленного специалиста. В нашем учебном центре – Академии современных технологий автосервиса – мы проводим обучение по различным программам и для специалистов различного уровня. Прошедшие обучение могут не только оказывать услуги по измерению и регулировке геометрии подвески автомобиля, но и самостоятельно находить причину возврата недовольного клиента.
Современные стенды John Bean позволяют производить установку камер очень близко к подъемнику. Дистанция 1,7 м между камерами и поворотными площадками как раз обеспечивает безопасное пространство перед автомобилем – около 70 см. Исходя из требований безопасности, это пространство не может быть меньше. Так что миф о том, что для стендов 3D требуется много места в сервисной зоне, уже давно развеян.
Не остается ни одной причины, чтобы отказываться от оборудования поста по РУУК. Это очень неплохой дополнительный заработок, который автосервисы, не оказывающие данный вид услуг, просто отдают другим.