Рассказывает директор «Дилижанса»
С Александром Михайловичем Пахомовым, генеральным директором «СТО Дилижанс» мы встретились на Открытом чемпионате «Лучший автомеханик РФ – 2019». Организовал это мероприятие Инжиниринговый центр SMART, приехали на него специалисты, поэтому сама обстановка настраивала на беседы о технике, сервисе и профессиональном мастерстве. Узнав, что декабрьский номер посвящается автомобильным подвескам, мой собеседник согласился прокомментировать эту тему.
Уважать ее
Рассказ о подвесках начну не с описания конструкций и тонкостей ремонта. Хочу поговорить об отношении к ним многих коллег – механиков и директоров сервисов, а также некоторых клиентов.
Значение автомобильной подвески недооценивают. Более того: ее сложность и роль в жизни автосервиса незаслуженно принижены. Руководители сервисов почему-то считают, что можно взять любого мальчика с улицы, дать ему гаечный ключ, и он с успехом будет ремонтировать все типы подвесок.
Мол, двигатель и коробка – сложные агрегаты, для них нужны специально обученные люди, опытные, знающие, а рычаги, амортизаторы, пружины и тяги – это так… Как раз для новичка с гаечным ключом.
Наглядный пример
А тем временем подвеска очень сложный механизм. Кстати, я с удовольствием читаю статьи Сергея Николаевича Самохина в вашем журнале. Они несколько академичны, но весьма познавательны. Но что любопытно, показываю их начинающим механикам, а те смотрят непонимающими глазами: зачем мне эта геометрия?
Недавно был характерный случай. Он станет хорошей иллюстрацией к нашему разговору. Приходит ко мне выпускник одного из питерских колледжей, где готовят автомехаников. Он не только колледж окончил «на отлично», но и в армии отслужил, словом, взрослый человек со средним техническим образованием. Хочу, говорит, у вас работать. Двигатель ремонтировать пока не возьмусь, коробки тоже, а вот подвески – пожалуйста.
У меня правило: с каждым кандидатом проводить собеседование. А оно среди прочего включает небольшой экзамен на знание физики, химии и математики, и как эти науки применяются в нашем деле.
Ну, хорошо. Начинаю разговор: какие углы знаете, кроме развала и схождения? Поперечный наклон шкворня знаете? Где этот угол, на что влияет?
Сначала я думал, что человек плохо учился в колледже, несмотря на отличные отметки. Потом понял, что он и школьные уроки прогуливал, потому что угол между прямой и плоскостью построить не может. А еще он не знает, что такое момент. И не знает, что такое сила.
Спрашивается: как такой работник может диагностировать подвески? Ведь один из «китов», на которых они строятся, это моменты сил, компенсации моментов сил, это факторы, которые приводят к стабилизации автомобиля на дороге. И механик обязан в этом разбираться.
Учимся непрерывно
Итак, специалисты, которые занимаются диагностикой и ремонтом автомобильных подвесок, должны знать, как они устроены и как работают. Но далеко не все директора сервисов придают этому значение.
Мы в «Дилижансе» раз в два-три года обязательно проводим учебу. Ведь любые знания постепенно улетучиваются, и их необходимо регулярно обновлять. Приглашаем Дмитрия Николаевича Титаренко, и он рассказывает о работе подвесок как традиционных, так и новых конструкций.
Отдаю должное этому преподавателю: когда человек блестяще знает предмет, он донесет его до слушателей с любым уровнем образования. Дмитрий Николаевич пользуется простейшими математическими моделями и практически на пальцах рассказывает о сложных вещах: как строится геометрия рычагов и тяг, почему они расположены так, а не иначе, как эта механика работает в поворотах и т. д.
Пользуясь случаем, хочу обратиться к коллегам, владельцам и директорам сервисов: подвески в современных автомобилях стали сложными, «тонкими». Пневматические, гидропневматические, управляемые электронными устройствами, интегрированные с тормозами и системами стабилизации – в современных автомобилях уже не редкость.
Поэтому я считаю, что знания у современного механика должны быть на уровне инженера. А те работники, которых называют «слесарями», сегодня могут разве что ключи подносить. Все мы знаем, к чему приводит неквалифицированное вмешательство в те или иные узлы. Например, любители «погонять» ставят шайбы между ступицей и колесным диском, меняя таким образом плечо обката, а потом удивляются: почему они оказались в кювете?
Случай из жизни
Было это довольно давно, но актуальности не утратило. Все знают автомобиль Passat B5. У него есть «родственники» с такими же узлами и агрегатами – Audi A4, A6 и Skoda Superb.
Но есть одна тонкость: колесная база у Skoda Superb на 100 мм больше, чем у Passat B5. Понятно, что для правильного положения управляемых колес при прохождении поворотов рычаг поворотного кулака у Superb должен стоять под другим углом.
Так вот, приехал к нам владелец Skoda Superb. Жалуется на плохую управляемость в поворотах. Мол, резина съедается и вообще автомобиль ведет себя неадекватно.
Исследование показало, что левый поворотный кулак на его автомобиле был заменен. Вместо кулака Superb стоит кулак Volkswagen Passat B5. Это привело к нарушению геометрии рулевой трапеции, но при этом (внимание!) статическая регулировка углов подвески была правильной.
Клиент подтвердил: действительно, кулак ему заменили, поставили б/у от Passat с разборки, сказав, что они с Superb одинаковые. А они действительно практически одинаковые, только угол рычага чуть другой, но визуально это определить трудно.
Закончилось все хорошо: заменили мы кулак, поставили новый от Superb, и клиент уехал довольный. А все почему? Потому что наши механики зрят в корень. В том числе благодаря лекциям Титаренко. Кстати, в марте мы проводили аттестацию, и механики мне заявили: хорошо бы еще раз прослушать его курс, освежить знания.
Думаю, этот случай подтверждает сказанное выше: квалифицированный ремонт подвески возможен лишь при ее доскональном изучении. Все затраты окупятся сторицей. А главное, вы выпустите за ворота своего сервиса действительно безопасный автомобиль.