Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Встречайте новый Dinitrol

Встречайте новый Dinitrol

Концерн Dinol GmbH, один из крупнейших производителей антикоррозионных материалов и клеевых систем, провел ребрендинг линейки материалов Dinitrol. Обойти этот факт биографии концерна никак нельзя – тем более, что его деятельность напрямую связана с автомобильной тематикой.

Визитная карточка

Как следует из вступления, героем нашего рассказа станет Dinol GmbH – когда-то шведский, а сегодня трансциональный химический концерн.

Транснациональный… Таковы уж реалии современного бизнеса, что успешные фирмы быстро вырастают из коротких штанишек. А там глядишь – и национальные костюмы оказываются им тесноваты. Компании примеряют мундиры, комбинезоны, смокинги: они завоевывают рынки сбыта, размещают производства по всему миру, поглощают конкурентов, а зачастую и сами не отказываются от вступления в крупные холдинги.

Вот и Dinol GmbH взрастил и объединил под своим началом целую плеяду фирм в развитых странах: достаточно назвать такие имена, как Pyrmo (Германия) и Tuff-Kote Dinol (США). В свою очередь, и сам концерн вошел в крупнейшую химико-технологическую корпорацию под названием TOGO Group. В результате сфера деятельности Dinol охватила практически все отрасли, связанные с машиностроением, добывающей промышленностью и обслуживанием техники.

Понятно, что концерну приходится решать множество задач. Но особое место среди них занимает борьба с коррозией. Давайте познакомимся с историей концерна, а также с новым логотипом и дизайном бренда Dinitrol. А начиналось все так…

Хирург против коррозии

В первой четверти ХХ века принципиальная конструкция автомобиля сформировалась окончательно: закрытый остекленный кузов, двигатель внутреннего сгорания, пневматические шины. Где-то еще строились паровые грузовики, богатые пижоны по-прежнему выбирали кузова типа «кабриолет» и «фаэтон», но магистральное направление уже не менялось – седан со множеством кузовных панелей и скрытых полостей.

Тогда же, в 1920-е годы, мировая инженерная мысль переключилась на совершенствование узлов, агрегатов и разнообразных автомобильных систем. Не остались в стороне и химики: они взялись за создание новых смазочных материалов, составление рецептур эксплуатационных жидкостей и облагораживание нефтяного топлива.

Шли годы, автомобильный парк рос, а человечество училось считать деньги. И тогда выяснилось, что коррозия, поражающая автомобильные кузова, наносит колоссальный экономический ущерб. Перед химиками встала задача: найти эффективную защиту от «рыжей злодейки».

Случайно или не случайно, но средоточием антикоррозионных поисков стала Швеция. Впрочем, не случайно: климат, в котором металл корродирует особенно быстро, а также успехи в области прикладной химии создали для этого прекрасные условия.

Первый важный шаг в деле создания новых защитных технологий сделал ученый из Гетеборга Свен Джонсон, профессор… нет, не химии – медицины.

Что более всего стимулирует творческий процесс, будоражит мысль? Сугубо научное любопытство? Да, и очень часто. Честолюбие, желание славы? Не спорим. Жажда денег, материального благополучия? Весьма способствует. Женщины? А то!.. Но Джонсоном двигало нечто другое: раздражение, граничащее со злостью. «Боже! – восклицал он едва ли не ежедневно, – ну почему хирургические инструменты корродируют при дезинфекции!».

Может, он апеллировал не только к Создателю, но и его рогатому антиподу… А может, употреблял и более крепкие эпитеты – но нам это неизвестно, да по большому счету и неинтересно.

Важно другое: хирург Свен Джонсон хотел спокойно оперировать, а потому денно и нощно искал средство для защиты своих инструментов от пагубного действия дезинфицирующих растворов. Ведь должны же быть вещества, прекращающие или хотя бы замедляющие процесс корродирования стали?

И вы знаете – он их нашел! Таковыми оказались нитросоединения – вещества, содержащие одну или несколько нитрогрупп NO2. Немалую роль играли и производные ортофосфорной кислоты. И те и другие при взаимодействии с влагой образовывали на поверхности металла тончайшую ингибирующую пленку – и коррозия останавливалась, «засыпала».

Счастливый, заснул и профессор – заснул, чтобы проснуться уже не доктором, но бизнесменом. А дальше было вот что…

Побрившись и обдумав за чашечкой кофе грядущие перспективы, Свен Джонсон развил бурную деятельность. Он запатентовал способ защиты металла от коррозии в 25 странах и заключил контракт с компанией Astra для продвижения своей идеи.

Вскоре на свет появилась дочерняя фирма Astra под названием Tikamin AB. Но широко освоить изобретение Джонсона она не успела: помешала Вторая мировая война. Лишь после разгрома фашистской Германии работы были возобновлены, и в 1947 году Tikamin начала серийный выпуск препарата, названного «Антикоррозионный материал Dinitrol».

Читаем внимательно: Dinitrol, «Ди-нит-рол», ди-нитро, двойная нитрогруппа… Так началось долгая и плодотворная жизнь ингибирующих защитных материалов Свена Джонсона. К слову, сегодня без ингибирующих ингредиентов не обходится ни один антикоррозионный препарат. Вот только о первоисточнике вспоминают далеко не все – но честолюбие, как уже говорилось, было не свойственно скромному шведскому медику.

Инженер против коррозии

Новому материалу потребовался метод нанесения – простой, технологичный, эффективный. И если с обработкой днища кузова все было более или менее понятно, то многочисленные «закоулки» внутренних полостей по-прежнему оставались недоступными. Задачу их обработки решил специалист уже знакомой нам фирмы Tikamin Свен Лурин.

Суть предложенного им способа заключалась в следующем: распылять жидкий антикоррозионный материал в полости под давлением, чтобы он оседал там в виде густого тумана. Подачу осуществлять через отверстие – если нужно, специально просверленное.

Свен попробовал – получилось. Видоизменил насадку, прибавил давление – получилось еще лучше. Оснастил свое приспособление гибким зондом, способным проникнуть в самые потаенные уголки – получилось вообще великолепно. Кабы не сотрудники вокруг – сплясал бы Свен прямо в лаборатории, забыв про свой сдержанный северный характер!

Ныне эта технология известна как «ML-метод», а соответствующие материалы – как «антикоры ML», «ML-препараты», «составы типа ML» и т. д. (вариантов встречается множество). Буква М взята из названия шведской автомобильной ассоциации Motormanneus, принимавшей участие в финансировании указанных работ, а L – от фамилии Лурин (Lurin). Кстати, сегодня многие автопроизводители предусматривают специальные технологические отверстия для ML-обработки еще на стадии проектирования кузова.

Итак, материалы плюс технология, включающая специальную оснастку, – что ни говорите, а это уже система, первая в антикоррозионном деле.

А история стремительно набирала обороты. В начале 1960-х годов компания Tikamin была переименована в Dinol. Новое название откровенно и напористо перекликалось с маркой Dinitrol. Более того: оно звенело, громогласно оповещая клиентов об уверенности производителей фирменных антикоррозионных препаратов в своих силах и возможностях.

Надо сказать, блестящий был ход! Он привлек внимание, вызвал новую волну интереса к торговой марке. Закрепив успех неустанной работой по совершенствованию материалов и технологий, компания создала в 1965 году мощную дилерскую сеть в Скандинавии, а потом и в Голландии.

Вскоре Dinol распространил свое влияние на всю Европу, открыв в ряде стран фирменные технические центры Dinitrol. Затем настала очередь США, Азиатского и Тихоокеанского регионов.

А что Россия?

Знакомство российских, точнее, советских специалистов с продукцией марки Dinitrol сотстоялось летом 1973 года на выставке «Автосервис‑73» в Сокольниках.

Любопытная получилась встреча: шведы не понимали сути плановой системы с гордым именем «Автотехобслуживание», а наши идео­логически подкованные спецы с предубеждением относились к миру чистогана и западным сервисам, где все определялось спросом и предложением.

И все же профессионал остается профессионалом, даже если он изучал научный коммунизм. Шведские материалы были оценены по достоинству и даже вызвали восхищение, но родному автопрому оказались не по зубам: эта отрасль в СССР финансировалась слабовато.

Другое дело самолетостроители. Они тут же позвонили в свое министерство и сказали: «надо!». С тех пор отечественный авиапром по примеру западных коллег закупает для воздушных кораблей антикоры Dinitrol. Перебои случались лишь в переходный период нашей новейшей истории, когда, мягко говоря, было не до авиации.

А позже, уже в современной России, Dinitrol пришел в автомобильную и автосервисную отрасль.

Антикор по всему миру

Бренд Dinitrol сегодня – это не только материалы для сервисных станций. Западные производители используют защитные препараты при сборке легковых и грузовых автомобилей, автобусов, прицепов и железнодорожных вагонов. Продукция поступает на конвейеры практически всех мировых производителей транспортных средств. И в индустриальный сектор тоже.

Главный тренд в развитии антикоров – экологическая безопасность. Именно на экологичность нацелены новые заводы. Именно безопасные технологии будут преподавать в учебных центрах производителей антикоров. Уже сегодня традиционные препараты уступают место «коллегам» с минимальным количеством растворителя, а то и вовсе созданным на водной основе. Таковы реалии современного автомобилестроения.

Для «прозрачного» автобизнеса

Никакой иронии. Вы уже поняли: «прозрачный» – это стекольный. Автомобильные стекла вклеивают на конвейере, а при необходимости замены – в автосервисах. Да, ремонт и замена автомобильных стекол превратились в самостоятельный вид сервисных работ. Они не терпят дилетантского подхода, а потому требуют специального инструмента и материалов. Тем более, что на карту поставлены жизнь и здоровье водителя и пассажиров.

Роль вклеенного ветрового стекла при обеспечении пассивной безопасности крайне важна: оно обязано устоять при срабатывании двух подушек безопасности – водительской и пассажирской.

Есть и юридический аспект. Если страховая компания признает, что люди пострадали из-за нарушений технологии вклейки стекла, выплаты могут быть сокращены, а то и вовсе отменены. Правда, это западная практика, но наши страховщики прекрасно об этом осведомлены.

Кроме того, профессиональная вклейка гарантирует герметичность соединения стекла с рамкой кузова. А следовательно, защищает рамку от коррозии.

Так вот, Dinol GmbH выпускает широкую гамму клеев для монтажа автомобильных стекол и сопутствующую автохимию. Не указывая конкретных марок (иначе статья выйдет за рамки журнальной публикации), обрисуем качественную картину.

Специальные клеи можно разбить на три группы: во-первых, стандартные; во-вторых, высокомодульные, обозначаемые HM; в-третьих, клеи с низкой электропроводимостью – маркировка последних содержит символы LC.

Приведем примеры. Стандартные полиуретановые клеи Dinitrol – это надежные, проверенные временем продукты. Они уже через полчаса образуют твердую пленку, а через два часа на машине можно отправляться в путь. Правда, для автомобилей, оснащенных двумя подушками безопасности, срок выдержки увеличивается до шести часов. А усовершенствованный клей схватывается быстрее.

Есть в линейке Dinitrol и высокомодульные клеи, и это вполне оправданно. Ветровые стекла автомобилей Audi, Mercedes, Opel, Volvo, Volkswagen вклеиваются именно высокомодульными клеями. Если разбитое стекло крепилось высокомодульным клеем, то и новое надлежит вклеивать только препаратом HM.

Из клеев нового поколения назовем Dinitrol 9100. Последний особо интересен автомобильным стекольщикам: он высокомодульный (НМ), низкопроводный (LC), наносимый без подогрева, не содержащий растворителей, быстро твердеющий при очень широком диапазоне температур и влажности (FC). Им можно работать даже при температуре –18° C.

Перед вклейкой стекло следует очистить от жира и грязи. Для этой операции предназначен очиститель-активатор, повышающий адгезионные свойства клея. Очиститель наносится на керамический слой стекла салфеткой и высыхает за 2 минуты, после чего поверхность считается готовой к работе. Затем приклеиваемые участки стекла надо загрунтовать праймером. Праймер дополнительно усиливает адгезию и защищает клеевой шов от старения под действием солнечного ультрафиолета.

Если вставляемое стекло имеет так называемое «PUR RIM-покрытие», его необходимо обрабатывать не упомянутым выше очистителем, а другим составом – реактиватором. Обработка праймером в этом случае упраздняется, поскольку роль грунтовки выполняет RIM-покрытие.

Итак, ребрендинг

И вот эти продукты и технологии под именем Dinitrol получили новое лицо и оригинальное цветовое решение. Спокойные темно-синие тона, стройная классическая геометрия логотипа. Это уверенность, дружелюбие, надежность.

Таково первое впечатление. Но оно полностью подтверждается при знакомстве с фирменным буклетом, где рассказывается о ребрендинге. Судите сами.

Слог действительно доброжелательный. «Мы не просто рядом, мы действительно рядом» – неплохо, правда?

Текст, иллюстрации – все устремлено в будущее. Мобильность, надежность, инновации – это правильная риторика. Мобильность в смысле быстрого охвата задач любой отрасли. И транспорта, и промышленности. И тут же: «У нас есть правильное решение для любой проблемы». То есть не только быстро, но и правильно, профессионально. Ну, а надежность и инновации пояснений не требуют. Новые экологичные продукты – только через инновации.

«Мы установили первые стандарты антикоррозионной обработки более 70 лет назад» – все так, именно с этого мы начали свой рассказ.

«С тех пор мы неустанно работали над высококачественными продуктами, чтобы всегда превосходить достигнутый уровень». И снова согласимся – за плечами концерна четыре поколения антикоров. Четвертое экологичное поколение распрощалось с органическими растворителями.

И тут же подтверждение экологичесих устремлений: «У нас есть только один мир, и его защита всегда была близка нашим сердцам».

Бородатый брутальный парень, всем своим видом говорящий: не бойтесь коррозии, я рядом. «Мы берем на себя ответственность!» – еще один слоган бренда.

И завершается буклет тоже оптимистично: «Мы предлагаем постоянную поддержку для решения проблем, с которыми сталкивается ваш бизнес. Мы ваши партнеры вне зависимости от того, где вы находитесь».

И тут же – большая карта мира с отметками, где уже оценили Dinitrol. Но и расширятся есть куда – в том числе и в России. Теперь слово за вами, сервисмены.

Информация компании ЮВК, «АБС-авто» и архивы автора.

Иллюстрации компании ЮВК

  • Юрий Буцкий

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены