Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Зачем машине коробка с предсказаниями?

Зачем машине коробка с предсказаниями?

Каждый месяц на автомобильном рынке происходят события, способные резко изменить существующие тенденции или задать новые. Журнал «АБС-авто» публикует самые яркие из них.

Toyota радикально снизит интерес автоугонщиков к своим моделям

Риск угона остается одним из главных поводов для беспокойства российских автовладельцев. За 11 месяцев 2019 года в России было угнано в общей сложности более 10 тыс. автомобилей. Осознавая важность проблемы, специа­листы компании Toyota постоянно совершенствуют свой подход к защите автомобиля. Модели Toyota оснащаются целым комплексом современных противоугонных систем, включая иммобилайзеры, энергонезависимые сирены сигнализации, датчики наклона и буксировки автомобиля, датчики внутреннего объема автомобиля, датчики разбития стекла задней двери, центральные замки с двойной блокировкой и датчики движения в брелоке ключа.

Однако перечисленные технические средства могут лишь затруднить процесс угона, но не ликвидируют экономическую привлекательность этого вида преступной деятельности. В связи с этим Toyota представила инновационное решение – уникальный противоугонный идентификатор T-Mark. Идентификатор призван исключить возможность перепродажи угнанного автомобиля.

T-Mark представляет собой маркировку множества элементов автомобиля специальными микроточками из пленки с лазерной печатью. На кузов и узлы автомобиля наносится до 10 тыс. микроточек диаметром 1 мм, а точная карта их размещения известна только автопроизводителю.

Микроточки уникальны для каждого автомобиля, так как содержат индивидуальный PIN-код, привязанный к VIN-номеру. PIN-код можно прочитать только при 60-кратном увеличении: непосредственно на автомобиле с помощью портативного микроскопа или отделив одну из микроточек от корпуса и используя обычный микроскоп.

На специальных онлайн-сервисах Toyota можно ввести PIN-код и получить гарантированно достоверную информацию об автомобиле: VIN-номер и такие отличительные признаки, как модель двигателя и трансмиссии, цвета экстерьера и интерьера и комплектация. Приобретая новый автомобиль Toyota, покупатель получает сертификат уникального противоугонного идентификатора, в котором содержатся VIN-номер и PIN-код автомобиля, а также образцы микроточек.

Таким образом, задачей уникального идентификатора является радикальное снижение интереса угонщиков к автомобилям Toyota. Именно VIN-номер, как правило, изменяется преступниками для «легализации» угнанного автомобиля и его последующей перепродажи на вторичном рынке.

Возможность быстрой сверки данных в момент покупки на вторичном рынке и установления истинной истории и параметров автомобиля сильно затрудняет сбыт похищенного транспортного средства.

Оснащение уникальным идентификатором также повышает эффективность следственных действий криминалистов, которые могут легко идентифицировать оригинальный VIN-номер автомобиля, попавшего под подозрение в угоне. Официальный дилер Toyota также сможет проверять соответствие VIN-номера и PIN-кода автомобиля в процессе технического обслуживания.

«Мы видим большой потенциал данной технологии благодаря многоуровневой системе защиты: PIN-коды уникальны, привязку PIN-кода к VIN-номеру невозможно подделать, удалить все точки с автомобиля практически нереально, карта нанесения известна только автопроизводителю и периодически обновляется, – отметил ведущий специалист отдела планирования модельного ряда и сертификации ООО «Toyota Мотор» Николай Дмитриев. – Все это делает угон автомобилей Toyota бессмысленным».

Эффективность внедрения противоугонных идентификаторов подтверждается мировой практикой. Так, в Южно-Африканской Республике подобная маркировка была внедрена на автомобилях Toyota в 2008 году. Доказав свою эффективность, в 2012 году она была законодательно распространена на автомобили всех марок, в результате количество угонов в стране за год снизилось на 80%.

Значимость уникального идентификатора также признается российскими страховыми компаниями, которые уже предлагают владельцам автомобилей с данной маркировкой более выгодные страховые тарифы.

Компания СПАО «Ингосстрах» при оформлении полиса КАСКО на все автомобили с идентификатором предоставляет скидку до 10% по риску «угон», компания САО «ВСК» – скидку до 15% (до конца марта 2020 года продление на рассмотрении). Страховая компания ПАО СК «Росгосстрах» также предоставит скидку 10% по аналогичному риску с марта 2020 года.

«На формирование стоимости страхового полиса КАСКО напрямую влияет статистика по угонам модели – чем меньше автомобилей угнано, тем ниже стоимость страхования, – пояснил консультант Центра исследований автомобилей и транспортных систем Михаил Стратонов. – Очень важным является то, что ведущие страховые компании уже сейчас, еще до получения позитивной статистики, верят в успех технологии и готовы предоставлять скидку по КАСКО на маркируемые автомобили Toyota».

С декабря 2019 года идентификатором T-Mark оснащаются модели-бестселлеры Toyota Camry и RAV4, выпускаемые на заводе в Санкт-Петербурге. В июле 2020 года все модели Toyota, продаваемые на российском рынке официальными дилерами, получат уникаль­ный противоугонный идентификатор.

Коробка с предсказаниями

Hyundai Motor Company и Kia Motors Corporation сообщили о создании первой в мире предиктивной системы переключения передач Information and Communication Technology (ICT) Connected Shift System, позволяющей автомобилю перей­ти на оптимальную ступень в коробке передач на основе информации о дорожной обстановке и плотности транспортного потока впереди.

Данную технологию бренды Hyundai и KIA планируют использовать на своих будущих моделях. В ходе разработки системы компа­ниями было получено около 40 патентов в Корее и за пределами страны.

На сегодняшний момент, на большинстве современных моделей Hyundai и KIA предлагаются решения, подстраивающие работу автоматической трансмиссии в соответствии с персональными предпочтениями водителя, к примеру – режим Smart Drive Mode. Однако ICT Connected Shift System – это первая система, способная выполнять автоматические переключения в соответствии с внешними условиями – профилем дороги и транспортной обстановкой.

ICT Connected Shift System использует интеллектуальное программное обеспечение блока управления трансмиссией TCU (Transmission Control Unit), которое собирает и обрабатывает в режиме реального времени информацию от обеспечивающих систем, в частности – камер и радара интеллектуального круиз-контроля, а также 3D-навигации, в памяти которой заложены высокоточные карты.

3D-навигация учитывает наличие спусков и подъемов, градиент дорожного полотна, профили поворотов и разнообразные дорожные события, а также текущее состояние транспортного потока.

При помощи радарного датчика определяются скорость и расстояние между автомобилем и другими участниками движения, фронтальная камера обеспечивает информацию о дорожной разметке и полосах движения.

Используя все эти данные, TCU имеет возможность при движении, в режиме реального времени, прогнозировать наиболее оптимальный сценарий переключения передач. Этот сценарий строится при помощи алгоритма, создаваемого искусственным интеллектом, и в соответствии с ним происходит переключение передач.

К примеру, когда прогнозируется относительно продолжительное замедление, а радар определяет, что движущееся впереди транспортное средство не прибегает к резким изменениям скорости, возможно временное размыкание сцепления в трансмиссии и переход на движение накатом (на нейтральной передаче) для повышения топливной экономичности.

Испытания ICT Connected Shift System, проведенные совместно Hyundai и KIA на дороге с большим числом крутых виражей, показали, что при преодолении такого участка автомобилем, оснащенным данной системой, совершается примерно на 43% меньше переключений передач по сравнению с автомобилем, не имеющим ICT Connected Shift System.

Соответственно, использование новинки позволило снизить и частоту использования тормозной системы примерно на 11%, что благоприятно сказалось как на снижении утомляемости водителя, так и на степени износа тормозов.

Когда требовалось резкое ускорение для встраивания в поток при выезде на магистраль, режим работы трансмиссии автоматически переключался в режим Sport, что делало разгон и маневр проще. После встраивания в поток система вновь возвращалась к установленному ранее режиму движения, позволяя вести автомобиль безопасно и экономично.

Помимо прочего, автоматически задействовался и режим торможения двигателем при прекращении нажатия на педаль акселератора – это происходило при получении информации и предстоящем проезде «лежачих полицейских», спусков или мест с более низким лимитом разрешенной скорости.

Изменения расстояния до движущегося впереди автомобиля точно отслеживались при помощи фронтального радара, и на основании этой информации автоматически выбиралась передача трансмиссии, что также обеспечивало более высокий уровень ездового комфорта.

Новая система также способна действовать в комплексе с технологиями автопилотирования. ICT Connected Shift System в эпоху автопилотирования сможет обеспечивать как более высокий уровень топливной экономичности, так и более стабильные режимы движения транспортного средства, поскольку сможет улучшить его динамику, отслеживая и реагируя на состояние дороги и транспортного потока в режиме реального времени.

Hyundai и KIA планируют дальнейшее совершенствование ICT Connected Shift System и превращение ее в еще более интеллектуальную технологию управления трансмиссией, позволяющую взаимодействовать со светофорами с использованием связи стандартов LTE или 5G.

Также планируется совершенствование распознавания намерений водителя, что может сделать управление переключением передач еще более выверенным и точным.

«Автомобили развиваются все дальше и дальше, они эволюционируют от простых средств передвижения в сторону высокоинтеллектуальных решений, обеспечивающих свободу перемещения, – заявил руководитель лаборатории интеллектуальных систем управления силовыми агрегатами Чон Бен Ук. – Даже такие традиционные области автомобиля, как силовой агрегат и трансмиссия, становятся высокотехнологичными и оптимизированными к эпохе смарт-мобильности, в частности и благодаря усилиям по интеграции ICT и искусственного интеллекта».

Доходы водителей такси сократились из-за агрегаторов

Недавно мы писали о том, почему переход к новым технологиям («Эволюция революции») не сулит большинству населения Земли ничего хорошего. От новой промышленной революции выиграет узкий круг людей, остальные останутся за бортом. И похоже, появился еще один наглядный пример данной тенденции.

«Уберизация» кардинально перекроила российский рынок такси, сделав поездки более доступными для клиентов, но значительно сократив доходы водителей, вынужденных платить комиссию агрегаторам. Качество услуг при этом упало. Об этом говорится в исследовании «Оценка эффектов от внедрения цифровых платформ на рынке такси», проведенном в Москве сотрудниками Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ. Государство должно заняться регулированием рынка, уверены эксперты.

С 2012 года, когда на рынок такси вышли агрегаторы, по 2019 год, число поездок в столице увеличилось в 8 с лишним раз – до 324 млн в год. Объем рынка вырос такими же темпами и составил 157,3 млрд руб., подсчитали эксперты Вышки. Количество активных пользователей такси подскочило с 335 тыс. до 2 млн, а среднее количество поездок таких пользователей подросло с 6 до 10 в месяц.

Этот бум стал возможным из-за того, что такси стало более доступным и дешевым. В 2019 году средняя цена поездки была ниже, чем в 2012-м – 484 руб. против 493 руб. По расчетам авторов исследования, если бы агрегаторов на рынке не существовало, то сегодня цена поездки была бы выше в среднем на 136 руб.

Все это привело к сокращению доходов водителей. Сегодня они в среднем зарабатывают 1382 руб., тогда как без агрегаторов могли бы получать 2659 руб. За последние 10 лет доля дохода водителя в структуре выручки сократилась с 72 до 23%, при этом расходы на комиссии и аренду автомобиля выросли в 3,5 раза (с 18 до 63%). Отчисления агрегатору сегодня составляют порядка четверти выручки.

Упавшие доходы и резко выросший спрос спровоцировали резкое снижение квалификации водителей и качества предоставляемых ими услуг. «Сегодня, чтобы стать водителем такси, человеку нужно иметь только водительское удостоверение и некоторую сумму денег на аренду автомобиля», – говорит руководитель исследования, начальник отдела Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Ляйля Синятуллина.

Падение качества услуг, постоянно возникающие инциденты и аварии с участием такси в среднесрочной перспективе представляют, пожалуй, реальную угрозу, которая может затормозить рост рынка, добавляет она.

При этом цифровая трансформация такси происходит при фактическом невмешательстве государства. Проректор, директор Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Андрей Жулин, подчеркивает, что «государство до сих пор видит рынок такси так, словно агрегаторов нет и они не оказывают влияние на рынок».

Он отмечает, что еще какое-то время «можно регулировать прежний рынок и наращивать риски и количество аварий и инцидентов с участием такси либо признать, что цифровые платформы трансформировали рынок такси» и адаптировать госрегулирование под новые условия.

В исследовании содержатся детальные предложения по тому, как необходимо менять политику государства в этой сфере. Ключевым моментом должно стать официальное признание цифровых платформ «значимым актором рынка такси» и законодательное закрепление их статуса как инструмента «цифрового саморегулирования». Государству следует отказаться от прямого регулирования деятельности таксопарков и водителей такси и ввести регулирование операторов цифровых платформ. Необходимо также разработать новые правила перевозок пассажиров легковым такси.

Авторы исследования видят риски усиления госрегулирования. Это возможный рост стоимости услуг, монополизация рынка крупными агрегаторами, а также замедление темпов роста объема перевозок. Впрочем, альтернатива видится более неприятной: «в условиях отсутствия адекватного регулирования рынка негативные последствия стремительного роста рынка (рост количества ДТП, смертность и заболевания водителей такси из-за переутомления, неуплата налогов и т. д.) будут усиливаться».

Говоря о самом исследовании, Ляйля Синятуллина отмечает, что Институт государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ в последние три года занимается цифровыми платформами, оценивает эффекты от их появления на тех или иных рынках. «На примере рынка такси мы проанализировали плюсы и минусы агрегатора в нынешних экономических условиях», – поясняет она.

  • Андрей Филатов

Журнал «АБС-авто» © 2020, все права защищены