Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Российский автопром и ВТО

Российский автопром и ВТО

Летом нынешнего года после ратификации протокола о присоединении России к Всемирной торговой организации (ВТО) наша страна станет ее полноправным членом.

Что же ждет российское автомобиле­строение? Одни специалисты говорят, что ВТО только навредит нам и окончательно уничтожит отечественный автопром. Другие видят только плюсы, в частности в том, что иномарки станут дешевле. Ясно одно – моментальных изменений сразу после вступления России в ВТО ждать не стоит.

Плюсы

Какие же выгоды для отечественного автомобилестроения специалисты видят от вступ­ления России в ВТО?

Прежде всего, появляется возможность участвовать в мировой торговле на общепринятых и равных условиях. Ведь цели ВТО – выработка антидемпинговых мер, снижение таможенных барьеров, благоприятствование развитию международной торговли. До последнего времени ущерб нашей страны от антидемпинговых процедур в отношении российских производителей в связи с тем, что Россия не являлась членом ВТО, по оценкам Минэкономразвития, составляет свыше 4 млрд долл. США. Против нас применяется более 120 антидемпинговых процедур, что ставит российских экспортеров в заведомо неравные, менее выгодные условия экономического сотрудничества с подавляющим большинством зарубежных партнеров.

После того как Россия станет полноправным членом ВТО, на нее будут автоматически распространяться снижающиеся тарифы зарубежных стран, ослабнут дискриминационные меры, которые в настоящее время применяются рядом стран против российской продукции. Кроме этого, появится возможность защищать российских экспортеров на внешних рынках от антидемпинговых исков.

По оценке ряда аналитиков, Россия сможет выйти на новые рынки с готовой продукцией. Для страны также откроется доступ к передовым зарубежным технологиям, научно-техническим достижениям, который в настоящее время практически закрыт. К безусловным плюсам относится то, что отечественные производители смогут комплектовать свою продукцию более качественными автомобильными компонентами из Турции, Испании, Италии или стран Восточной Европы. Например, коробками передач, сцеплениями или светотехникой, которые из-за более низких ввозных пошлин лишь ненамного увеличат стоимость отечественных автомобилей, но сделают их более привлекательными для потребителей.

При упоминании новых рынков сбыта речь идет не о США или Евросоюзе (кстати, ввоз­ные пошлины в той же Германии составляют почти 30%). Российскому автопрому гораздо интереснее небогатые страны, нуждающиеся в дешевой технике, где отечественная продукция, облагаемая небольшими пошлинами, с успехом сможет конкурировать с китайской. Выигрывают в этом случае не только российские бренды, но и зарубежные производители, имеющие сборочные предприятия на нашей территории. Теперь им будет гораздо легче выполнять одно из условий новых правил промышленной сборки автомобилей в России – изготавливать 300 тыс. единиц продукции в год. Станет проще сбывать весь этот объем – отправляя часть на экспорт. Ведь в России даже бестселлеров типа Renault Logan, Hyundai Solaris или Ford Focus продается ежегодно не более 100 тыс. экземпляров.

По оптимистичным прогнозам, у отечественного автопрома в запасе достаточно времени на то, чтобы подготовиться: повысить конкурентоспособность и качество продукции, оптимизировать себестоимость производства и даже полностью обновить модельные ряды. Снижение пошлин произойдет не сразу. Россия входит в ВТО на достаточно льготных условиях, а это подразумевает, что в ближайшие три года в нашей таможенной политике (относительно ввоза) почти ничего не поменяется. Пошлины на иномарки, произведенные за пределами России, останутся прежними до 2017 года. Сначала с 30 до 15% от стоимости снизятся ставки на электромобили. На прочие транспортные средства пошлина опустится до тех же 15% только в 2019 году. Кроме того, будут снижены пошлины на ввоз автомобилей с пробегом – через пять лет они составят 25% (для машин в возрасте от 3 до 7 лет), а еще через два года снизятся до 20%. Относительно более старой техники все останется по-прежнему. Уменьшится также ставка за каждый кубический сантиметр рабочего объема двигателя. Если сейчас для нового автомобиля она составляет 1,2–2,8 евро за см3, то через пять лет достигнет 0,7–1,6 евро.

Выходит, что прекращение ущемления прав России в сфере международной торговли, обеспечение достаточной степени защищенности отечественных производителей в условиях разумно открытой экономики на основе применения норм и правил ВТО позволит повысить конкурентоспособность отечественного автомобилестроения и смежных с ним отраслей промышленности (электротехнической, металлургической, химической, электронной, легкой и др.).

В качестве члена ВТО Россия сможет использовать специальный механизм для более эффективного разрешения торговых споров. Сегодня это практически единственный инструмент защиты торговых интересов стран – членов организации от их несправедливого ущемления.

Минусы

Одновременно целая группа отечественных специалистов считает, что, вступив в ВТО, автопром России окажется совершенно неконкурентоспособным. Например, если соблюдать все правила, невозможно реализовать Стратегию развития автомобильной промышленности, по которой к 2020 году 80% продаваемых в России машин должны производиться внутри страны. Кроме того, если сейчас российские автомобили отличаются дешевизной, и люди покупают их исходя именно из этого качества, то со вступлением в ВТО россияне смогут покупать иномарки по более низкой цене, нежели сейчас, что однозначно вызовет падение спроса на российские автомобили. Ждать чего-то стоящего от нашего автопрома – дело бесполезное, ведь в последнее время государство выделяет все меньше средств на его развитие, делая ставку на сборку иностранных автомобилей.

Вступление нашей страны в ВТО, по убеждению ряда экспертов, повлечет снижение доли автотехники национального производства в общем объеме ее реализации на внутреннем рынке с 65% в 2011 году до 40–45% в 2015 году. Кроме того, договоренности по уменьшению таможенных тарифов при вступлении России в ВТО приведут к увеличению доли подержанных автомобилей на внутреннем рынке до 14–15% в 2012 году и 25–30% в 2015 году.

К этому надо добавить увеличение социальной напряженности за счет сокращения рабочих мест занятых в автобизнесе, ведь каждое рабочее место в автомобильной промышленности создает 5–7 дополнительных рабочих мест в смежных отраслях, и сокращение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. Кроме того, необходимо учесть и сокращение объемов работ в смежных отраслях, и снижение их налоговых отчислений.

В целом аналитики авторынка склонны полагать, что снижение таможенных тарифов приведет к неизбежному старению отечественного автопрома – объемы выпуска автомобилей будут сильно сокращены, а эксплуатируемый автопарк вскоре морально устареет. Российские автопроизводители всерьез обеспокоены своими перспективами. По мнению представителей крупнейших российских автозаводов, ликвидация тарифной защиты окажет губительное воздействие как на отдельных автопроизводителей, так и на наш автопром в целом. В то же время власти обещают, что первая шоковая волна только закалит предприятия, которые станут более конкурентоспособными и самодостаточными. Так ли это – покажет будущее.

Но если в оценке ситуации на рынке легковых автомобилей мнения экспертов расходятся, то в одном они полностью единодушны – российских производителей грузовиков ждут нелегкие времена. Это связано с падением спроса в результате резкого роста импорта недорогих грузовиков из Китая, а также подержанных машин из других стран. Одновременно цены на высококлассные импортные аналоги тоже перестанут быть пугающими, и отечественная продукция чуть ли не впервые в жизни окажется в жесткой конкурентной среде. Причина такой ситуации – пошлины на грузовые автомобили будут резко снижены сразу же после вступления России в ВТО. Например, на новые самосвалы полной массой от 20 т пошлина составит 10% вместо нынешних 25%, а через три года опустится до 5%. На подержанные самосвалы возрастом от трех до пяти лет пошлина в размере 30% понизится до 15%, а через три года – до 10%, при этом дополнительная ставка 2,2 евро за 1 см3 двигателя будет отменена. Такая же участь, по всей видимости, уготована отечественным производителям автобусной техники.

По прогнозу, после вступления в ВТО производство легковых автомобилей в стране к 2014 году может снизиться на 58% по сравнению с результатами 2010 года, а грузовых – на 98%.

Подводя итоги, можно сказать, что вступ­ление России во Всемирную торговую организацию не должно являться самоцелью, оно призвано послужить серьезным поводом для глубокой модернизации отечественного автомобилестроения. Ведь только при условии проведения глубокой реструктуризации и перестройки производства автомобильная отрасль сможет гарантировать хорошее качество своей продукции при минимальных издержках.

Валерий Васильев

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены