Когда наступит будущее?
После нескольких лет экспериментов с альтернативными силовыми установками автопроизводители, похоже, определились: экономически оправдан выпуск транспортных средств с литий-ионными аккумуляторами. Производство электромобилей может стать массовым уже через четыре года.
Как следует из результатов нового исследования, опубликованного голландской кредитной организацией ING, электромобили станут привычным транспортом в Европе всего через пару десятилетий.
По сравнению с другими подобными прогнозами, этот – один из самых оптимистичных. Быстрому распространению электрокаров будут способствовать такие факторы, как постоянное снижение стоимости аккумуляторов, государственная поддержка и возможности по расширению производства.
Ожидается, что в период с 2017 по 2024 год покупка полностью электрической машины станет разумным выбором водителей в Европе. Цены на такие транспортные средства в салонах продолжают падать из-за удешевления батарей.
Кроме того, пробеги на одной зарядке продолжают увеличиваться, объясняют свой прогноз эксперты ING. Наконец, вносит свою лепту и продолжающийся рост инфраструктуры для зарядки машин (также не без помощи государственных инициатив).
По мнению голландцев, переход от природного топлива к электричеству дестабилизирует автомобильный рынок. Стоимость владения электромобилем сравняется со стоимостью владения машиной на природном топливе уже к 2024 году, прогнозируют эксперты. В качестве примера называется недавнее заявление компании Volvo об электрификации всей модельной линейки с 2019 года.
Конец эпохи
Премиальный автопроизводитель Volvo Cars объявил об электрификации всей модельной линейки. Начиная с 2019 года каждый автомобиль, производимый шведской компанией, будет оснащаться электродвигателем. Это решение знаменует собой конец эпохи автомобилей исключительно с двигателями внутреннего сгорания (ДВС). Электрификация становится основой будущего бизнеса Volvo Cars.
Подобное заявление является одним из самых значимых шагов для любого автопроизводителя. Прошло более века с момента изобретения двигателя внутреннего сгорания – и сегодня электрификация открывает новую главу в истории автомобилестроения, отрапортовали в компании.
«Это решение в первую очередь вызвано запросами самих клиентов, – говорит президент и генеральный директор Volvo Cars Хокан Самуэльссон. – Покупатели все чаще интересуются электромобилями, и мы хотим соответствовать текущим и будущим потребностям наших клиентов. Теперь вы сможете выбрать и приобрести любой понравившийся электрифицированный Volvo».
Volvo Cars представит модельный ряд, куда войдет линейка электрифицированных автомобилей. Она будет включать полностью электрические модели, подключаемые гибриды и умеренные (так называемые мягкие) гибридные автомобили.
В период между 2019 и 2021 годами планируется выпустить пять электромобилей. Три из них будут представлены под брендом Volvo, а две высокопроизводительные электрифицированные модели будут выпущены Polestar, тюнинг-подразделением Volvo Cars. Подробная информация о новинках будет объявлена позднее.
Эти пять электромобилей будут дополнены линейкой бензиновых и дизельных подзаряжаемых гибридов (Plug in hybrid) и 48-вольтовых подключаемых (мягких) гибридов. На данный момент это самый широкий ассортимент электрифицированных автомобилей на рынке.
«С этого момента производство моделей исключительно с двигателями внутреннего сгорания прекращается, – заявил Самуэльссон. – К 2025 году Volvo Cars рассчитывает продать 1 млн автомобилей с электрическим приводом, включая полностью электрифицированные модели и гибриды».
Данное решение подчеркивает стремление Volvo Cars минимизировать воздействие на окружающую среду и сделать города будущего чище. Компания работает над сокращением выбросов углекислого газа, и к 2025 году планирует иметь климатически нейтральное производство.
Незадолго до решения об электрификации бренда Volvo Cars объявила о выделении ее тюнинг-подразделения Polestar в новую отдельную международную компанию, выпускающую мощные электроавтомобили.
Что может пойти не так
Несмотря на радужные прогнозы о том, что уже к 2040 году более трети мирового автопарка будет представлено электромобилями, аналитики предупреждают о новых возможных проблемах. Действительно, меры господдержки, грамотное позиционирование электрокаров среди целевой аудитории и инвестиции в инфраструктуру способствовали популяризации транспорта на аккумуляторах.
Однако на фоне увеличения электрического автопарка традиционные проблемы, вроде малого пробега и отсутствия станций для зарядки могут дополниться еще одной – нехваткой аккумуляторов. Для производства батарей используются в основном литий и кобальт и, как опасаются аналитики, при резком росте спроса на электрофицированные машины поставки сырья могут оказаться под угрозой.
«Скорее всего, в среде автопроизводителей в какой-то момент бытовало мнение о том, что машины на аккумуляторах, как говорится, не взлетят, – объясняет тенденцию изданию jalopnik.com аналитик компании Benchmark Mineral Intelligence Каспар Ролас. – Теперь же все понимают, что электромобили все-таки станут распространенным транспортом, причем довольно скоро. Поэтому участники рынка не хотят отставать от конкурентов».
Что касается, возможных проблем, то издание приводит в пример раскрученного автопроизводителя Tesla. Компания объявила о том, что в этом году произведет меньше Model 3s, чем планировалось ранее, – 22, а не 25 тыс.
Причиной указывалась «острая нехватка 100 кВт аккумуляторов, выпускаемых с применением новых технологий на новых производственных линиях». Представитель Tesla опроверг связь между сокращением производства и нехваткой сырья, однако издание считает, что ситуация наглядно демонстрирует, насколько уязвима система снабжения перед возможными перебоями с поставкой сырья.
В то же время Tesla не стала отвечать на запрос о потенциальной вероятности перебоев с поставками материалов для производства батарей. Аналогично поступили и в General Motors. Как считают наблюдатели, молчание автокомпаний по этому вопросу может свидетельствовать о том, что производители просто не готовы к подобному развитию событий.
Способствуют росту спроса на металл и производители бытовой электроники, однако в отличие от автопроизводителей они находятся в более выигрышной ситуации, поскольку стоимость непосредственно аккумулятора в общей стоимости конечного продукта невелика, объясняет Тэм Хант из Community Renewable Solutions LLC.
Проблемы могут начаться уже года через три, прогнозируют эксперты. Именно в 2020 году ожидается массовый выход на рынок относительно дешевых конкурентоспособных машин на аккумуляторах.
Рынок лития и кобальта
В прошлом году мировой спрос на литий составил 75 тыс т, по мнению Каспара Роласа, через три года данный показатель увеличится почти в 2 раза. Причем в дальнейшем спрос со стороны автопроизводителей будет только расти.
Между тем ряд экспертов говорят о том, что лития на планете достаточно, и если спрос все-таки превысит предложение, то ситуация будет носить кратковременный характер. Добывающие компании смогут приспособиться к новым реалиям.
Для изготовления аккумуляторов также необходим кобальт, а это уже более редкий метал. На протяжении последних лет цены на него оставались относительно невысокими. В результате некоторые компании сократили добычу сырья, а также отказались до лучших времен от разработок новых крупных месторождений. Все это привело к снижению предложения на рынке.
В итоге аналитики прогнозируют небольшой дефицит кобальта в ближайшей перспективе. Во многом на ситуацию влияет резкий рост количества транспортных средств с нетрадиционными двигателями. Так что к 2021 году нехватка металла для мирового производства может составить 12 тыс. т.
Цены на сырье начали расти еще в июле 2016 года, а к марту 2017 года стоимость высококачественного кобальта увеличилась на 125%. Поскольку разрыв между спросом и предложением сохранится, цены на металл продолжат рост.
Крупнейший производитель кобальта – Китай. Страна вырабатывает около 63 тыс. т сырья в год и по состоянию на 2016 год занимает долю в 58,6% в мировом производстве. Ожидается, что в текущем году этот показатель достигнет 72,5 тыс. т.
При этом КНР остается и крупнейшим потребителем данного металла, причем с каждым годом этого сырья требуется стране все больше. Так, в 2016 году потребление выросло на 5,3% до 45,8 тыс. т, составив 44,1% от общемирового использования. Прогнозируется, что в ближайшие четыре года потребление увеличится еще на 12%. Опять же основной причиной роста называется возросший спрос на электромобили и аккумуляторные батареи.
В поисках источников сырья
Неудивительно, что западные компании уже сейчас ищут каналы бесперебойных поставок сырья. К примеру, 27 июня компания BASF и ПАО «ГМК “Норильский никель”» объявили о подписании Меморандума о взаимопонимании и начале эксклюзивных переговоров о сотрудничестве по вопросу поставок сырья в Европу для последующего производства материалов для литий-ионных аккумуляторов.
На первом этапе компания BASF намерена инвестировать до 400 млн евро на строительство крупнейших в отрасли мощностей по производству катодных материалов в Европе. В соответствии с предстоящим соглашением, рафинировочный завод «Норникеля» в Харьявалте (Финляндия) будет поставлять сырье для BASF.
«Норникель» также обеспечит надежную поставку никелевого и кобальтового сырья своих российских добывающих активов по рыночным ценам. Помимо ведущей роли поставщика сырья, «Норникель» также укрепляет сотрудничество, передавая опыт в области торговли и рафинирования металлов.
Концерн BASF завоевал прочную репутацию поставщика катодного материала на рынках Азии и США через компанию BASF TODA Battery Materials LLC в Японии и производство в городе Элирия штата Огайо, США. Сотрудничество с «Норникелем» станет основой для дальнейшего роста влияния BASF на развивающемся рынке катодных материалов в Европе и внесет свой вклад в расширение возможностей в этом регионе.
Для обеих компаний стратегическое сотрудничество укрепит рыночные позиции и позволит выгодно использовать свой экспертный потенциал по созданию оптимальной и безопасной цепочки поставок для европейский производителей аккумуляторов электромобилей, подчеркнули в российской компании.
«Планируемое сотрудничество с “Норникелем” и намеченное строительство новых производственных мощностей BASF в Европе создаст надежную цепочку поставок и позволит BASF расширить свое производство материалов для аккумуляторов в глобальном масштабе», – заявил президент подразделения катализаторов концерна BASF Кеннет Лейн. – Что также идеально вписывается в стратегии обеих компаний по развитию экологически чистых технологий».
«Для нас этот проект является возможностью выхода на перспективный и быстроразвивающийся рынок материалов для перезаряжаемых аккумуляторов, – заявил руководитель Блока сбыта, коммерции и логистики «Норникеля» Сергей Батехин. – Мы заинтересованы в поставках своей никелевой и кобальтовой продукции на этот целевой рынок.
Отрасль по производству автомобилей способна внести большой вклад в устойчивое развитие. BASF – это долголетний и заслуживший доверие партнер “Норникеля” и лидер в производстве химических компонентов для автомобильной промышленности.
Расширение сотрудничества с BASF позволит “Норникелю” упрочить свои позиции глобального лидера в производстве никеля и предложить клиентам продукт лучшего качества и в более удобной для них форме».
Площадка «Норникеля» в Харьявалте является уникальной площадкой для организации вертикально интегрированного производства прекурсоров аккумуляторных катодных материалов для европейского рынка.
Ряд производителей аккумуляторных батарей в Европе объявили о начале или уже начали строительство заводов по производству аккумуляторов для силовых агрегатов электромобилей, и локальное производство прекурсорных материалов является важным шагом на пути дальнейшего развития данной отрасли в Европе. Развитие региональной цепочки поставок аккумуляторных материалов в Европе снизит логистические риски для производителей аккумуляторных элементов и автопроизводителей.
Против кого дружить?
Похоже, что вопрос сотрудничества в области поставок сырья для европейцев оказывается важнее вопроса приписываемого России вмешательства в выборы и финансирования радикальных партий ЕС.
Во всяком случае, как сообщил «Интерфакс», Евросоюз намерен ответить США на санкции против России в том случае, если планируемые новые ограничения в отношении российской экономики затронут интересы европейских компаний.
К тому, чтобы быть готовым к соответствующим ответным мерам, призвал председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер в документе, который подготовлен к заседанию ЕК, запланированному на среду.
В документе, в частности, предлагается «быть готовым к действиям в ближайшие дни» в том случае, если антироссийские санкции Соединенных Штатов «будут приняты без учета озабоченностей ЕС».
В нем также содержится требование к Вашингтону дать «публичные или письменные заверения», что санкции не отразятся на интересах европейского бизнеса в России.
В частности, документ ЕК предусматривает применение европейских законов, чтобы предотвратить навязывание американских санкций Европе, а также «принятие ответных мер, соответствующих требованиям ВТО».
Кроме того, ЕК считает, что планируемые против России меры могут «повлиять на значительное число европейских компаний, которые ведут законный бизнес с Россией, с учетом европейских мер против нее, в таких сферах, как железные дороги, финансы, перевозки, горнодобывающая промышленность».
Нет альтернативы
Автопроизводители давно пытаются найти альтернативу литий-ионным аккумуляторам, однако серьезного прорыва пока не произошло. Одни развивали идею использования транспортных средств на водородных топливных элементах. Владельцы таких машин столкнулись с теми же проблемами, что и хозяева электрокаров в свое время, – отсутствием инфраструктуры.
Другие компании применяли так называемые потоковые батареи. В машине расположены два бака с электролитами. Жидкость из них проходит через специальную ионную мембрану, в результате вырабатывается ток. Дальше выставочных образцов дело пока не пошло. Так что реальной замены привычным аккумуляторам пока нет.
Новые тенденции не обходят стороной и российские производители. По информации «Автовестей», на выставке «КомТранс 2017», которая состоится в Москве в сентябре 2017 года, горьковский автозавод представит электрическую версию популярной «ГАЗели NEXT». Новинка с нулевым уровнем выбросов будет оснащена электродвигателем мощностью 90 кВт (122 л. с.) и потенциально сможет проезжать 120 км на одной зарядке батареи. Максимальная скорость электрической «ГАЗели» составит 100 км/ч.
Электромобиль представят в виде низкопольного микроавтобуса, созданного в рамках программы «Доступная среда», с комфортным доступом в салон для инвалидов колясочников. «Розеточный» вариант «ГАЗели» построен на новейшей унифицированной платформе, разработанной специально для электрических версий коммерческий моделей семейства «ГАЗель NEXT».
На сегодняшний день «Группа ГАЗ» уже построила три электрических прототипа «ГАЗелей», а на московском «КомТрансе» покажут самый последний, четвертый прототип. Заявленная производителем грузоподъемность новой электрической платформы составляет 1500 кг, а на ее основе ГАЗ собирается выпускать не только пассажирские микроавтобусы, но и бортовые грузовики и цельнометаллические фургоны.
Представители «Группы ГАЗ» пообещали уже осенью 2017 года выпустить прототипы нового уровня с улучшенными характеристиками. Очевидно, имеется в виду увеличенный запас хода и более высокая максимальная скорость.
До тех пор горьковский автозавод будет решать проблему компонентной базы – сейчас большинство комплектующих для «электро-ГАЗели» приходится импортировать, что больно бьет по стоимости продукта. В ближайшее время производитель намерен создавать электродвигатель и управляющую электронику собственными силами.
Как рассказал mail.ru президент «Группы ГАЗ» Вадим Сорокин, если говорить про более дальнюю перспективу, то для предприятия это не «легковушки», а электромобили и беспилотники. Электробус компании 6 месяцев отработал на маршрутах в Москве. Была завершена разработка унифицированной электроплатформы для всего модельного ряда «Газели Next», на ее основе можно делать бортовые грузовики, фургоны и микроавтобусы.
К настоящему моменту три прототипа электромобиля уже изготовлены. Сейчас главная проблема – высокая стоимость компонентной базы, полностью импортной. Поэтому вместе с МГУ и другими партнерами компания занимается разработкой собственных ключевых компонентов, не только менее дорогих, но и с более высоким КПД.
«Массовый переход на такие технологии в России, да и во всем мире, – это вопрос завтрашнего дня, – подчеркнул Сорокин. – Причем электро придет раньше, а беспилотники – позже. Сложность даже не в технических решениях, а в решении огромного количества крайне затратных инфраструктурных и юридических проблем. Однако это будущее все равно придет, и заниматься им нужно уже сегодня».