Зимние дизельные топлива ЕВРО требуют культуры применения
Ситуация с дизельным топливом сегодня меняется коренным образом. Нефтеперерабатывающие заводы вырабатывают все больше продукции по ГОСТ Р 52368 «Топливо дизельное Евро» , соответствующее европейскому стандарту EN 590. В настоящее время в стране вырабатывается более 50% дизельного топлива , соответствующего требованиям Евро-3, Евро-4 и Евро-5. Этому способствует Технический регламент Таможенного союза, устанавливающий сроки перехода на производство и применение низкосернистых дизельных топлив , а также налоговая политика государства, которая стимулирует выработку высококачественных дизельных топлив: если не вдаваться в подробности – чем выше качество, тем ниже акциз. Так что сегодня потребность в качественном топливе у нас в России «закрывается» полностью.
Однако все не так просто и прекрасно, особенно в зимний период времени.
Объемы производства низкозастывающих топлив ( зимнего и арктического ) в 2012 году немного увеличились по сравнению с 2011 годом. Но этот прирост составил всего 2% – то есть низкозастывающих топлив вырабатывается 16,6% от общего объема производства дизельного топлива, хотя для покрытия потребности страны должно производиться примерно 30% – 40%.
В настоящее время все заводы нацелены на выпуск топлива «Евро». А это значит, что зимние виды топлива вырабатываются с депрессорно-диспергирующими присадками, потому что именно в этом ГОСТе, для увеличения выхода светлых нефтепродуктов и увеличения производства зимних топлив, предусмотрено использование этих присадок.
Старый ГОСТ 305, по которому ранее вырабатывалось топливо, применение таких присадок не разрешал. Этот нормативный документ остался только для «нужд Гособоронзаказа» и на экспорт. Содержание серы по этому ГОСТу допускается 500 ppm, то есть 0,05%. Топливо с таким содержанием серы разрешено для применения на территории РФ только для армии.
Со старым ГОСТом с заправок страны исчезло довольно высококачественное зимнее дизельное топливо, и осталось только произведенное по новому – «Евро».
Однако есть определенная тонкость с использовании «европейского» топлива: оно требует очень квалифицированного применения. Ведь помимо депрессорно-диспергирующих присадок, оно содержит также и цетаноповышающие, противоизносные – то есть целый пакет присадок. Но очень часто на нефтебазах и заправочных станциях этот фактор не учитывают. Емкости не чистятся годами, в них скапливается вода, которая при наливе или взмучивании нижнего слоя попадает топливо.
В прошлую зиму Омская и Иркутская область страдали от того, что в холода (а они там были ниже -30) в топливе даже визуально наблюдались белые хлопья. Применять такое топливо, из-за забивки фильтров, естественно, очень сложно. И причиной было присутствие в нем воды.
Мы у себя в институте проводили исследования – и определили, что даже та вода, которая допускается ГОСТом на дизельное топливо «Евро», способствует образованию этих хлопьев.
При охлаждении парафиновые углеводороды, которые присутствуют в дизельном топливе, кристаллизуются. Присадки призваны препятствовать этому процессу – но вода блокирует их действие. Но и это еще не все: присадки делают воду мелкодисперсной. И это приводит к тому, что вода хорошо удерживается во взвешенном состоянии, «собирая» вокруг каждой капли парафины.
Что делают в Европе? Они фильтруют топливо перед тем, как оно попадет на заправочную станцию. И второй раз фильтруют уже при заправке в бак автомобиля.
К сожалению, у нас в стране не привыкли еще к работе с высококачественным топливом . И загрязненность его водой присутствует как в зимний, так и в летний периоды. А это самая основная причина потери качества.
Для применения в зимний период времени, согласно ГОСТ на топливо дизельное ЕВРО, вырабатывается 5 марок дизельных топлив: класс 0,1,2,3,4 для применения при температурах до минус 20, минус 26, минус 32, минус 38, минус 44 град.С. При закупке топлива следует учитывать температуру, при которой топливо будет применяться.
Кроме того, есть и еще одна особенность: стандарт на топливо «Евро» предусматривает использование топлива до температуры – 44 С. Но у нас в стране бывает значительно холоднее.
Мы нашли выход из этой ситуации и разработали новый стандарт Р-55476: «Топливо зимнее арктическое депарафинированное». Организация его производства планируется, прежде всего в Омске. Это будет два вида топлива: до – 48 С и до – 52 С. Сейчас все документы подготовлены и будем надеяться, что к лету 2014 года начнется выпуск этих видов дизельного топлива для северного завоза.