Сбой в программе
Стремление США к меньшей зависимости от цен на нефть добавило проблем законодателям, мотористам и... фермерам. В декабре прошлого года американские сенаторы внесли законопроект, предусматривающий отмену обязательного требования продавать топливо с 10%-ным содержанием этанола. Ранее была разработана специальная программа, предусматривающая постепенный рост доли спирта в топливе. Между тем с течением времени программа начала давать сбой. Согласно американскому законодательству, около 44% выращенной в США кукурузы идет на производство топлива, что в свою очередь вызывает рост цен на продовольствие, корма и наносит вред окружающей среде. А топливные компании не могут увеличивать долю этанола в топливе. Это может привести к неисправностям двигателей у целого ряда транспортных средств – от легковых машин до катеров. Законопроект появился сразу после того, как Агентство по охране окружающей среды Соединенных Штатов впервые предложило снизить нормы производства биотоплива на 2014 год. Так, объем должен сократиться на 3 млрд галлонов до 15,21 млрд. Снижение объема необходимо для того, чтобы доля этанола в топливе не превышала 10%. Поскольку спрос на бензин снижается, а этанол выпускается в прежних объемах, у владельцев заправок появляется искушение довести содержание спирта до 15%. Это уже может вызвать неполадки в автомобильных двигателях. Хотя Ford, GM и Honda говорят, что их машины спокойно «переварят» такую смесь, другие автокомпании в этом не уверены. Такое положение дел поделило заинтересованные стороны на два противоборствующих лагеря. Соответственно нефтяники выступают за отмену обязательного требования по добавлению спирта в топливо, а производители этанола и штаты, где выращивается кукуруза, – за увеличение доли спирта в бензине до 15%. К примеру, президент Ассоциации производителей возобновляемых видов топлива (Renewable Fuels Association) Боб Динин заявил, что сокращение объемов производства этанола в 2014 году на фоне того, что американские фермеры собрали рекордный урожай кукурузы (+30% по отношению к 2012му), просто «монументальная глупость». «Этот законопроект следовало бы назвать законом о защите монополии нефтяников», – сокрушается Динин. Между тем за отмену требования разбавлять бензин спиртом выступают производители продуктов питания, молока, мяса, птицы, двигателей, катеров и экологи. Продовольственные компании заявляют о сопряженном росте цен на корма, из чего следует увеличение цен на готовую продукцию, что не способствует росту продаж. Правозащитники и экологи говорят о росте числа голодающих в мире и необходимости противостоять увеличению площади земель, используемых под сельхознужды. Некоторые исследования также показывают, что биотопливо не такое уж экологичное, поскольку для его получения и транспортировке используют традиционные ГСМ.
AAA против
Против увеличения доли этанола в бензине ранее выступила авторитетная Американская автомобильная ассоциация (AAA). Ее представители заявили, что одобренное к использованию агентством по охране окружающей среды топливо E15 (15% этанола и 85% бензина) может вызвать поломку транспортных средств и ввести потребителей в заблуждение, а то и привести к потере гарантии. Ассоциация провела свое исследование, в ходе которого выяснилось, что 95% опрошенных не слышали о появлении нового топлива. Учитывая, что на тот момент менее 5% авто в стране были «заточены» под подобное топливо, а также неосведомленность потребителей, организация призвала власти отказаться от продаж E15 до тех пор, пока интересы простых американцев не будут защищены лучше. По подсчетам AAA, только 12 млн транспортных средств из 240 можно было заправлять новой смесью. Кроме того, проведенное исследование показало, что длительное использование E15 могло вызвать проблемы как у старых, так и у новых машин. К примеру, уменьшался срок эксплуатации двигателя, повышалась вероятность его поломки, возникали проблемы с топливной системой, на панели приборов загоралась лампочка check engine, даже если с мотором было все в порядке. Все эти сюрпризы ждали автовладельца, если он по незнанию решил бы заправляться новой смесью. «Ясно, что миллионы американцев не имеют представления о E15, – заявлял президент AAA Роберт Дарбелнет. – Поэтому существует большая вероятность того, что многие водители из-за недостатка информации начнут заливать топливо, которое вызовет поломки автомобиля. Поэтому вывод на рынок нового топлива без адекватных мер предосторожности не отвечает интересам потребителей». Помимо проблем с самим авто, водители могли столкнуться и с проблемами по гарантийному обслуживанию. На 2012 год, по данным AAA, пять производителей, включая BMW, Chrysler, Nissan, Toyota и Volkswagen, заявили о том, что их гарантия не распространяется на неисправности, связанные с заливкой E15. Еще семь компаний – Ford, Honda, Hyundai, Kia, Mazda, Mercedes-Benz и Volvo – отметили, что использование смеси не соответствует требованиям к топливу, указанных в инструкции по эксплуатации их автомобилей. Это может также вызвать проблемы с гарантией. Исключением на 2012 год были двухтопливные автомобили модельного ряда 2001 года, некоторые автомобили Porsche модельного ряда 2012 года, машины от GM и некоторые автомобили Ford модельного ряда 2013 года. Таким образом E15 могли использовать пассажирские автомобили, легкие коммерческие грузовики и кроссоверы. Тяжелые грузовики, катера, внедорожники и даже садовая техника могли выйти из строя после заливки смеси. Такая позиция заставила злые языки заговорить о том, что Ассоциация выступает против использования этанола. В декабре прошлого года организация даже выпустила пресс-релиз, в котором пояснила, что она как раз поддерживает применение альтернативных видов горючего в том числе и этанола. Использование топлив с примесью спирта позволяет создавать рабочие места, способствует энергетической независимости США и снижает цены, заявили в AAA. При этом напомнив, что больше 95% бензина продаваемого в Соединенных Штатах содержит 10% этанола, в то время как топливо с более высоким содержанием этанола предназначено лишь для двухтопливных автомобилей. В то же время, несмотря на выгоду применения смеси, организация обеспокоена тем, как отрасль выводила на рынок E15. Как и годом ранее, Ассоциация отметила неосведомленность потребителей относительно возможных негативных последствий использования E15. В 2013 году количество автомобилей, неспособных использовать смесь, составляло более 90%, включая большинство моделей 2011-2013 модельного ряда. Хотя все больше машин могут безболезненно «переваривать» E15, огромное количество транспортных средств разрабатывалось без учета E15. Пройдет еще с десяток лет, прежде чем большая часть автопарка перейдет на новые стандарты, прогнозируют в Ассоциации, напоминая, что средний возраст автомобиля в США составляет 11 лет.
Меньше, да лучше
О похожих проблемах недавно написала британская «The Daily Mail». По информации издания, заправка автомобиля топливом E10 может вернуться для автовладельца дополнительными расходами в 200 фунтов за год. Дело в том, то европейцы также рассматривают этанол ак возможность ограничить выбросы вредных зеществ в атмосферу. Сейчас на заправках федлагают смесь с 5% спирта. К 2020 году вропейские власти намерены довести этот юказатель до 10%. В то же время, хотя этанол в отличие от бензина сгорает полностью, знергии при этом выделяется на 30% меньше. Отсюда следует, что владельцам ТС потре-уется больше экотоплива по сравнению с бычным бензином, и соответственно платить за него придется больше. Проведенные журналом «What Car?» испытания показали, что разница между обычным юнзином и E10 не так заметна, если на машине установлен мощный мотор. Однако она очевидна на бюджетных транспортных средствах с небольшими по объему двигателями. Так, пробег уменьшался в некоторых случаях на 11,3% при среднем значении в 8,4%. За год разница составит уже два полных бака бензина или 170 фунтов, если, конечно, E10 будет стоить, как обычный бензин. А в масштабах страны переплачено будет уже 3,4 млрд фунтов. Сравнение E10 и E5 выявило не такое большое расхождение в показателях расхода топлива, хотя оно все же заметно. Тесты в США дали разницу в 3-4%. Правда, авторы отмечают, что в Соединенных Штатах испытания проходили автомобили с более мощными двигателями. Не все машины в Соединенном Королевстве готовы к использованию нового топлива. По данным отраслевой организации The Society of Motor Manufacturers and Traders, на E10 способно перейти 92% автопарка страны. Значит, владельцы около 1,5 млн транспортных средств, выпущенных до 2002 года, рискуют столкнуться с проблемами в будущем. «What Car?» подчеркивает, что биотопливо может сработать как растворитель. В результате возникнет риск поломок топливного насоса, фильтров или засорение инжекторов. Также этанол способен разъедать пластмассовые детали, вызывать утечки топлива и даже полный отказ двигателя.
От Renault до Mini
«What Car?» залили E10 в баки четырех автомобилей с различными характеристиками: Dacia Sandero (3-цилиндровый двигатель объемом 0,9 л), Hyundai i30 (4-цилиндровый атмосферный двигатель объемом 1,6 л), Mini Paceman (турбированный двигатель объемом 1,6 л) и Toyota Prius Plus (гибрид, объем двигателя 1,8 л). Хуже всех зарекомендовал себя Dacia Sandero – пробег на биотопливе снизился на 11,5% по сравнению с обычным бензином. Hyundai i30 проехал на 9,8% меньше. Несколько лучшие результаты показали авто с более мощными двигателями. Toyota Prius (134 л.с.) израсходовал всего на 6,4% больше E10 по сравнению с бензином, Mini Paceman (181 л.с.) – на 5,9%. Авторы исследования выдвигают разные гипотезы относительно этого явления. В частности, они говорят о том, что датчики могут реагировать на более высокое содержание кислорода в этаноле, блок управления двигателем неверно оценивает качество топливной смеси, в результате в камеру сгорания подается больше топлива.
Стандарт возобновляемых видов топлив
EPA отвечает за разработку и внедрение нормативных требований, направленных на то, чтобы транспортное топливо, продаваемое в Соединенных Штатах, содержало минимальный объем возобновляемого топлива. Для этого была принята специальная программа, получившая название Стандарт возобновляемых видов топлив (The Renewable Fuel Standard). Ее положения разрабатывались совместно с представителями нефтепереработчиков, производителями возобновляемого топлива и другими заинтересованными сторонами. Программа появилась в соответствии с Законом об энергетической политике 2005 года. Стандарт впервые определил обязательный объем возобновляемого топлива в США. Изначально объем производства этанола прописывался на уровне 28 млрд л к 2012 году. Впоследствии объем возобновляемых видов топлив был увеличен с 34 млрд л в 2008 году до 136 млрд л к 2022.
Кнут и пряник
Несмотря на проблемы, сопряженные с использованием этанола, это биотопливо чрезвычайно популярно в Бразилии. Правда, таковым оно стало в результате огромных усилий властей страны по продвижению этанола в ответ на нефтяной кризис 1973 года. Правительство предложило три мощных стимула: гарантировало закупки этанола государственной компанией, предоставило дешевые кредиты для производителей сахарного тростника и стало регулировать цены на бензин и биотопливо. Кроме того, налоги на такие транспортные средства оказались меньше по сравнению с автомобилями, использующими обычный бензин. Также до декабря 2015 года действует нулевая ставка пошлин на импортный спирт. Согласно прогнозам отраслевых организаций, в 2014 году внутренний спрос составит 26,1 млрд л, что на 10% выше относительно прошлого года. Он будет поддерживаться низкими по сравнению с бензином ценами на биотопливо и стабильными продажами двухтопливных автомобилей. В 2012 году легковой автопарк страны насчитывал более 30 млн единиц транспортных средств. Свыше 55% машин ездили на чистом этаноле или имели возможность заправляться как бензином, так и биотопливом. К 2020 году, по прогнозам экспертов, двухтопливные машины составят уже 80% автопарка. Конечно, цифры впечатляют, однако следует помнить, что отрасль чрезвычайно зависима от внешних факторов. К примеру, рост цен на сахар заставляет владельцев предприятий переключаться на производство сахара, в результате этанол приходится импортировать из других стран. Снижение цен на нефть также повышает популярность бензина. Поэтому для поддержания баланса государству приходится тратить немалые средства. Как только государство отказывается от поддержки той или иной перспективной отрасли, будь то производство этанола, создание сети заправок для электромобилей и проч., обычный ДВС на привычном бензине оказывается наиболее подходящим для потребителя вариантом. Тем более, что традиционный двигатель с каждым годом становится все более экологичным и эффективным.