Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

«АСМ Холдинг»: конференция «АВТОПРОМ 2019»

«АСМ Холдинг»:  конференция «АВТОПРОМ 2019»

Москва, здание Торгово-промышленной палаты РФ. Здесь 11 декабря 2019 года прошла конференция «АВТОПРОМ – 2019». Ее официальное название «Итоги работы автомобильной промышленности России в 2019 году и перспектива инновационного развития отрасли на период до 2025 года». Подобные мероприятия – давняя хорошая традиция «АСМ Холдинга». Достаточно сказать, что нынешняя конференция стала уже 28‑й по счету.

Заявлено было более 12 докладов, но мы остановимся на четырех. Не потому что остальные выступления малозначимы, а из-за ограниченности журнальной площади. Но не беда: желающие могут заказать все материалы конференции, зайдя в раздел «Контакты» на сайте организатора (http://www.asm-holding.ru/contacts/).

Обратимся к докладу заместителя генерального директора ОАО «АСМ Холдинг» Александра Ковригина. Кстати, название выступления практически совпадает с названием самой конференции. Поэтому этот доклад можно считать ключевым.

Подробно остановившись на статистике производства транспортных средств в нашей стране, Александр Сергеевич отметил не слишком радостную картину, сложившуюся в отрасли. Автокомпонентная промышленность России скорее всего гибнет. Передачи зарубежных технологий оказались мифом, а опираться на иностранные компании было изначально неправильно.

Рассказав о структуре современного российского автопарка, докладчик перешел к предложениям по изменению структуры автомобильной промышленности.

Целесообразно создать автомобильный концерн, заявил Александр Сергеевич. В его компетенцию войдут наука, R&D (исследование и разработки), распоряжение госфинансированием, обеспечение локализации. Базовые предприятия концерна – Sollers (легковые автомобили и LCV), КамАЗ (грузовые автомобили и автобусы), Группа ГАЗ (LCV и легковые автомобили) и заводы по производству комплектующих.

Необходимы льготы для совместных предприятий. Для заводов по производству комплектующих с долями собственности 50/50 это отмена всех налогов, кроме социальных, на 5 лет.

А для совместных предприятий по производству автотранспортных средств – снижение на 5 лет всех федеральных налогов. При этом начальная локализация должна составить не менее 40%, а конечная – 90%. Местное налогообложение пусть осуществляется по решению руководителей регионов.

Далее остановимся на докладе «Пред­варительные итоги развития автомобильного рынка в России в 2019 году и прогноз на 2020 год». Спикер – директор компании PwC Виктория Синичкина.

Познакомив зал с обзором российского рынка легковых автомобилей, Виктория Александровна перешла к анализу продаж электромобилей в нашей стране.

До 2025 года среднегодовые темпы прироста рынка электромобилей могут достигнуть до 30%, но их доля на рынке легковых автомобилей не превысит 1%.

По результатам 2018 года в России было продано 2383 шт. электромобилей (сюда входят новые и подержанные авто). В общих продажах новых легковых автомобилей доля электромобилей составила 0,14%.

На рынке при этом преобладают (речь о более чем 94%) подержанные автомобили, приобретенные в Приморском и Хабаровским краях, а также в Иркутской области. Большинство (а именно 40%) новых электромобилей продается в Москве и Московской области.

Согласно прогнозу PwC, в период 2018–2025 гг. совокупные продажи электромобилей в России будут расти со среднегодовым темпом до 30%, а в Москве – до 60%. Это соответствует росту продаж с 2,4 тыс. шт. до 14,9 тыс. шт. на всей территории РФ.

В перспективе ближайших лет рост продаж электромобилей будет обусловлен следующими факторами:

  • активная поддержка продаж электромобилей государством;
  • развитие инфраструктуры;
  • снижение стоимости аккумуляторной батареи и адаптация режимов ее эксплуатации под российские климатические условия.

Но где электромобили, там и водород! Отрадно, что на конференции «АСМ Холдинг» прозвучали выступления по водородным технологиям.

Президент национальной ассоциации водородной энергетики (РФ), вице-президент Международной ассоциации по водородной энергетике (IAHE) Александр Раменский представил доклад «Водородные технологии: вопросы технического регулирования».

Рассказав о стандартах в области водородной энергетики, докладчик представил весьма оптимистичные выводы.

  • Действующая национальная законодательная и нормативно-техническая база формирует благоприятный инвестиционный климат для коммерциализации водородных технологий и топливных элементов в Российской Федерации.
  • Реформа технического регулирования Российской Федерации создает благоприятные условия для дальнейшей модернизации нормативно-технической базы водородных технологий, устранения архаичных норм, а также формирования правоприменительной практики в области нормативно-технического регулирования водородных технологий.
  • Ключевым эвеном коммерциализации технологий топливных элементов в России на современном этапе является создание экономически эффективных транспортно-энергетических комплексов ВТЭК, в том числе в составе электрогенерирующих объектов.
  • Важная составляющая – внедрение на базе российских технологий типовых ВТЭК в СНГ и странах дальнего зарубежья, в том числе в качестве элемента инфраструктуры для вновь построенных ядерных реакторов. Необходима подготовка специа­листов в области водородных технологий и топливных элементов в России, странах СНГ и дальнего зарубежья, в том числе в рамках Центров ядерной физики под эгидой Росатома.
  • Необходимо международное сотрудничество в рамках технических комитетов ISO/TC197 и IEC/TC105. Имплементация международных стандартов в национальную и межгосударственную систему технического регулирования является приоритетным направлением коммерциализации водородных технологий и топливных элементов в России. А также выполнение представительских функций стран, задействованных в рамках ядерной программы с применением ВТЭК в ИСО и МЭК.

На конференции прозвучал еще один тематический доклад «Энергоустановки на водородно-воздушных топливных элементах в автотранспорте. Текущий статус в мире и РФ, перспективы развития». Автор – Сергей Нефедкин, докт. техн. наук, профессор, Национальный исследовательский университет МЭИ, Российская компания BM Power (Сколково).

После блестяще изложенных теоретических положений Сергей Иванович рассказал, что сегодня на водородных топливных элементах во всем мире работает:

  • 20 тыс. погрузчиков;
  • 10 тыс. различных транспортных средств, из которых 5 тыс. автомобилей Mirai;

В течение 10 лет должно появиться 10 млн транспортных средств на водородных топливных элементах, Это не только автомобили, но и суда, самолеты и поезда.

Несколько слов о наших достижениях. ООО «Электротранспортные технологии» представила водородный автомобиль отечественной разработки. Он построен на базе Lada Ellada. Мощность электрохимического генератора 15 кВт, запас хода автомобиля до 300 км.

В 2019 году Горэлектротранс совместно с филиалом «ЦНИИ СЭТ» ФГУП «Крыловский государственный научный центр» реализует проект по созданию действующего макета трамвая на водородных топливных элементах (80 кВт).

Проф. Нефедкин предложил поддержать пилотные проекты по внедрению технологии водородно-воздушных топливных элементов в автотранспорте. Приоритет следует отдавать решениям и объектам, позволяющим конкурировать на мировом уровне. Вопросы технического регулирования, стандартизации и подготовки кадров в области водородных технологий в РФ требуют особого внимания и поддержки.

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены