Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

«Сопутка». Заметки непостороннего

«Сопутка». Заметки непостороннего

Введение

В работе современного автосервиса существуют несколько составляющих, без которых невозможно представить качественную работу. В их числе основные позиции занимают и соответствующее технологическое оборудование, и наличие в достаточном количестве запасных частей, расходных материалов, и различные программы (обучающие, компьютерные, контроля качества и проч.) автопроизводителей. На фоне столь затратных элементов такая мелочь, как сопутствующие материалы (так называемая «сопутка»), занимает около 4% от общего количества всех расходов. Конечно, без их применения возможно провести ремонтные работы с автомобилем, но о достойном их качестве можно будет забыть.

Полный ассортимент сопутствующей автомобильному ремонту продукции настолько разнообразен, что похвалиться его доскональным знанием не смогут ни специалисты в области продаж, ни сами ремонтники.

В данной статье автор постарается разобрать нюансы выбора материалов для ремонта автомобилей и фирм-поставщиков в зависимости от категории автосервиса и его специа­лизации. Стоит изначально оговорить некую субъективность мнения автора, но поскольку любое изложенное человеком мнение субъективно, следует воспринимать все изложенное как попытку помочь практикам в их повседневной работе.

Обзор используемых материалов

В зависимости от основных видов работ, производимых на сервисе, отличаются основные используемые материалы. По большому счету, всю работу можно разделить на два основных направления — слесарное и кузовное.

Остальные направления деятельности, например:

– моечные работы;

– установка дополнительного оборудования;

– вклейка, ремонт автомобильных стекол;

– обслуживание кондиционеров;

– и многие прочие –

можно выделить как отдельные виды специа­лизации или применять в комплексе с основными видами работ. Причем работы по приведенным выше пунктам нельзя однозначно отнести к слесарному или кузовному направлению, поскольку они универсальны.

Технологический процесс ремонта и обслуживания автомобилей есть некая цепочка действий, изменять которую грамотный специалист не станет. Машину у клиента в первую очередь нужно принять, оформив соответствующие документы, и на этой стадии внушить ему уверенность в профессионализме команды работников автосервиса. Этот процесс включает множество факторов человеческого восприятия, но одним из самых важных элементов в данном случае является забота о сохранности имущества клиента. Он должен быть уверен, что получит отремонтированный автомобиль не хуже (хотя бы внешне), чем до обращения в сервис.

Очень важно в присутствии клиента защитить детали салона от возможных загрязнений и повреждений, закрыв их чехлами и накидками.

Чем качественнее будут выглядеть применяемые материалы, тем спокойнее и доброжелательнее отнесется клиент к предстоящему процессу ремонта. Многие руководители, пытаясь сэкономить несколько сотен рублей, приобретают, например, дешевые тонкие накидки на сиденья. Сминаясь в процессе ремонта, такие накидки уже не выполняют свои защитные функции, становясь всего лишь декоративным элементом. Сиденья пачкаются, и, как бы часто ни чистилась спецодежда механиков, клиент остается недоволен.

Такая экономия ведет впоследствии к значительным потерям, несопоставимым с предыду­щей экономией. Лучше обратить особое внимание на толщину пленки, ее антистатичность, удобство применения, а если хочется экономить, то лучше это делать на всевозможных логотипах.

Категория защитных укрывочных материалов может включать коврики на пол, чехлы на рулевое колесо, рычаг переключения передач и ручного тормоза, пленки для кузова, проемов дверей и проч.

В автосервисе, который заявляет о качественном подходе к процессу проведения ремонта, должен присутствовать максимальный набор соответствующих продуктов.

Даже если механик предполагает только провести диагностику некоторых систем автомобиля в новой спецодежде и с чистыми руками, использование укрывочных материалов должно быть обязательным. Формальное отношение к таким аспектам работы со стороны персонала автосервиса недопустимо.

Мойка автомобилей в технологическом процессе проведения ремонта в последнее время стала обязательной операцией. Во-первых, вымытый автомобиль благоприятно влияет на восприятие клиента, во-вторых, при приемке в ремонт осматривается кузов для выявления повреждений лакокрасочного покрытия.

Любое повреждение, замеченное клиентом при получении автомобиля после ремонта, вызовет как минимум скандал. Во избежание неприятных инцидентов следует тщательно подходить к выбору профессиональных моющих средств, способных удовлетворить самые высокие требования, предъявляемые к мойке и уборке, в то же время не наносящих урона окружающей среде. Экология становится важнейшей составляющей такого выбора, поскольку соответствующие государственные органы все внимательнее проверяют характеристики используемых продуктов, особенно при бесконтактном варианте мойки. Заявляемый уровень PH ≤ 14 шампуня известного европейского производителя изначально вызывает у всех доверие и уважение, несмотря на более высокую цену по сравнению с отечественными аналогами. Нельзя забывать о протирочно-полировальных материалах, таких как салфетки, губки, замша, бумага, полироли.

В процессе проведения технического обслуживания необходимо использовать всевозможные очистители тормозных механизмов, герметиков, электроконтактов, инжекторов. Также применяются смазки различных назначений. Сюда входят термостойкие смазки, петельные смазки, силиконовая смазка, смазка – очиститель ржавчины.

В соответствии с требованиями заводов – изготовителей автомобилей соблюдать предложенные технологии производства работ постоянно используются моментальные клеи для работы с пластиком и резиной, силиконовые и анаэробные герметики, фиксаторы для различных резьбовых соединений.

Применение хорошо зарекомендовавших себя материалов позволяет избежать возможных сложностей при дальнейшей эксплуатации отремонтированных или обслуженных деталей и агрегатов.

Самооткручивание винтов, болтов и гаек из-за использования клеев-фиксаторов сомнительного качества бывает очень досадно ремонтнику и может быть опасно для заказчика работ (клиента).

Известные производители подобной продукции очень щепетильно относятся к своей репутации, проводя постоянный мониторинг качества производимых товаров.

Есть еще один сегмент сопутствующих авторемонту расходников, все чаще и больше находящих применение в современном автосервисе. Использование дешевого хозяйственного мыла в рукомойнике, ветоши в качестве полотенца, газеты вместо туалетной бумаги не способствует хорошему отношению механика к своей работе. Формула взаимоотношений между персоналом и руководством в этом случае проста — если не уважают меня, я не уважаю никого. Приобретение фирменного моющего средства для рук, помещенного в удобные дозаторы, позволит не только повысить личную самооценку работников, но и ощутить некую гордость за само предприятие.

А рассказывать о преимуществах протирочных материалов перед ветошью, таких как:

– высокое качество всего объема продукции — сортировка материала больше не нужна;

– нетканые материалы впитывают и отдают жидкости лучше, чем ветошь;

– меньше растворителей: сокращают расход растворителей на 70% по сравнению с ветошью;

– экономят место – занимают гораздо меньше места для хранения, чем мешки с ветошью;

– экономичность – высокое качество материала обеспечивает сокращение расходов на закупку и транспортировку;

– оставляют гораздо меньше ворса по сравнению с ветошью –

стало настолько скучно, что использование тряпок на сервисе говорит только о мелочном и сомнительном желании его руководства экономить в ущерб качеству производства любого вида работ.

Качество российских дорог, сложные погодные условия средней полосы, криминогенная обстановка в обществе развили такую услугу, как ремонт и вклейка стекол. Современные системы материалов включают различный инструмент и приспособления, собственно наборы для вклейки (клей-герметик, праймер). Наличие качественного инструмента позволяет избежать повреждений кузова и деталей салона автомобиля, а современный клей позволит ему передвигаться через два часа после вклейки ветрового стекла.

Нельзя не упомянуть о таком обязательном в любом сервисе участке шиномонтажа и балансировки колес. Одни только грузики для балансировки в сезон потребляются десятками килограммов. Удобство работы с ними и надежность их крепления к дискам колес автомобилей значимо снижают временные затраты на проведение такого вида работ. Наличие всевозможных ниппелей, заплат, грибков, жгутов, монтажных паст, химикатов для ремонта (и даже пакетов хранения шин) позволяет значительно расширить перечень предлагаемых услуг.

Также отдельной позицией выделяются материалы для обслуживания автокондиционеров, включающие хладагент R-134а, масла компрессорные, присадку для выявления утечек (ультрафиолет) и очистители системы кондиционирования в большом количестве вариаций.

Можно добавить к приведенному описанию ассортимента материалов медные, алюминиевые, пластиковые, резиновые уплотнительные шайбы, расходные материалы для электротехнических работ (пластиковые хомуты, предохранители, реле, сокеты, диоды, гофрированная трубка, термоусадка, изолента, различные кабели и клеммы). Конечно, это уже совсем мелочевка, хотя требуется постоянно.

В последнее время становится все более и более актуальной тема абсорбентов. Применение высококачественных материалов промышленного изготовления для сбора пролитых в процессе ремонта или технического обслуживания различных жидкостей, вместо песка или опилок, намного эффективнее и экологичнее. Поставляются они в сыпучем виде (гранулы) или как специальные маты (рулоны). Наблюдать, как коврик (50 × 50 см) быстро впитывает большую лужу масла, практически не оставляя следов, приятно любому сервисмену.

Автор заведомо не стал отдельно затрагивать тему кузовного ремонта, поскольку разнообразие применяемых материалов может сделать статью практически бесконечной. Тем более что многие направления работ имеют пересечения, являясь универсальными.

Заканчивая перечисление «сопутки» для производства авторемонта, хочется отдельно отметить необходимость тщательного выбора как производителей, так и поставщиков соответствующих материалов.

  • Игорь Коняшин

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены