15 фильтров в секунду
Андрей Алексюк работает в компании MANN+HUMMEL более трех лет. Начинал с должности технического тренера, а сейчас занимает позицию руководителя отдела маркетинга и обучения. В автомобильной сфере – с 1996 года, пройдя путь в области продажи автомобилей – от розничного продавца до коммерческого директора фирмы.
Мы попросили его рассказать о компании, ее продукции, о достижениях и перспективах.
– Андрей, насколько известно, у фирмы в прошлом году был юбилей...
– Да, прошлый год был юбилейным – компании исполнилось 70 лет. Изготовлением фильтров она занялась еще в 1941 году. Кстати, ее название MANN+HUMMEL составлено из фамилий основателей Адольфа Манна и Эрика Хуммеля. Сегодня фирма принадлежит их наследникам. А широко известное сочетание MANN FILTER, которое пишут на желтозеленых упаковках с продукцией компании, – это торговая марка изделий, поступающих на рынок запчастей.
Производство начиналось в городе Людвигсбург, что в 20 км от Штутгарта. Сегодня там находится штаб-квартира автомобильного подразделения компании.
– Несколько слов о темпах производства и расширения ассортимента.
– Прошлый год, если говорить официальным языком, «продолжил позитивный тренд в развитии компании».
Кризис 2008 года, конечно, несколько снизил показатели по продажам, однако надо отметить – крайне незначительно. И в 2011 году компания показала оборот свыше 2,5 млрд евро, причем рост по сравнению с 2010 годом составил свыше 15%. Численность сотрудников в прошлом году достигла 14 400 человек, работающих в 42 филиалах по всему земному шару.
В общем, компания развивается, причем весьма успешно и активно. Это касается как производства, так и ассортимента. Если говорить о цифрах, то только в 2011 году компания произвела 467 млн фильтров, т.е. 15 фильтров каждую секунду. Производится порядка 6 тыс. позиций фильтров (включая промышленные), из которых около 4 тыс. – для транспорта. И каждый год появляется от 200 до 250 новых (включая обновленные) моделей фильтров.
– Поставляет ли MANN+HUMMEL только фильтры, или другую продукцию? И куда больше – на конвейер или на вторичный рынок?
– Примерно 40% объема продукции компании связано с ОЕМ. Компания, как один из крупнейших конвейерных поставщиков, естественно, расширяет ассортимент за счет производства готовых узлов. Ведь любой автозавод заинтересован получить не просто фильтр, а готовое комплексное решение – которое включает и фильтр в том числе.
Это выгодно с двух позиций. Во-первых, завод сотрудничает не с двумя-тремя-пятью поставщиками, а с одним, что значительно упрощает логистику. Надо также учесть, что практически все автозаводы приняли на вооружение тойотовскую систему «кайдзен», по которой, в частности, все детали должны приходить на сборку в точно установленное время сразу на сборочную линию – и соответственно не имеют логистических складов. Значит, чем меньше будет деталей, из которых собирается автомобиль, тем лучше для автозаводов.
Во-вторых, комплексное решение, предоставляемое MANN+HUMMEL, снимает множество мелких проблем, которые могут привести к большим простоям. Раньше детали от разных поставщиков не всегда подходили друг к другу. По отдельности фильтр и корпус для него были отличными. Но когда их собирали, начинались неприятные «сюрпризы» – то завихрения воздуха, то неправильное распределение воздушного потока, то дополнительный шум при всасывании. И приходилось дорабатывать всю систему, согласовывая каждую деталь с несколькими поставщиками.
Сегодня MANN+HUMMEL, производя всю систему, точно знает, как работает каждая деталь с предыдущей и последующей. Для понимания – компания в 2010 году произвела более 12 млн пластиковых впускных систем в сборе, а также более 6 млн масляных модулей, которые включают фильтрующий элемент, клапаны и все остальное, и т.д.
Надо отметить также, что компания поставляет как детали ОЕМ на конвейеры, так и детали ОЕS – для продажи через дилерскую сеть.
– А где в основном реализуется продукция MANN+HUMMEL – в сервисах или в магазинах?
– В принципе, и там, и там – наши дистрибьюторы стремятся охватить весь рынок. Однако хочу заметить, что постепенно «чаша весов» склоняется к сервисам или магазинам при сервисах. Эта тенденция широко распространена в Европе и постепенно приходит в Россию. Ведь автовладельцу, по большому счету, не нужна сама деталь, а нужно обслуживание машины...
– Какие рынки сегодня особо интересны компании? Например, как планируется работать на рынках БРИК? И какое место в планах занимает Россия?
– Конечно, мы работаем на всех рынках. И естественно, страны БРИК привлекательны для компании, потому что парк автомобилей в них растет быстрее, чем в Европе. Если говорить о крупных рынках, то это, безусловно, Китай: там уже работают три завода компании – и 99% их продукции остается в стране.
Здесь надо сказать, что по нашему внутреннему аудиту качество китайских фильтров соответствует самым высоким требованиям. И самое главное – их цена практически не отличается от произведенных в Европе. Дело в том, что стоимость фильтра практически на 80% состоит из стоимости материалов.
Политика компании заключается в следующем – где собирают машины, там мы и строим заводы. Цель – упростить логистику. Соответственно планируется построить завод и в России. Сейчас у нас есть небольшое, скорее «тестовое» производство на заводе компании Bosch в Саратовской области. Сейчас оно работает только на конвейер КамАЗ и производит системы предварительной очистки дизельного топлива. Однако с ростом экологических требований спрос на нашу продукцию постоянно растет. И мы планируем выйти на какие-то конкретные решения по развитию российского рынка, и в частности, по строительству завода, к концу этого года.
– Есть ли планы по сервисным программам для России?
– С весны этого года мы запускаем программу сертификации торговых точек, по которой предлагаем ее участникам сделать определенный ассортимент, который гарантирует максимальный охват рынка при минимальных финансовых вложениях. Мы предложим визуальное оформление, набор ключей для замены фильтров, форменную спецодежду.
Еще одна важнейшая составляющая программы –обучение. Думаем проводи ть 50-60 семинаров в год во всех регионах нашей страны от Владивостока до Калининграда. Мы сталкиваемся с тем, что не только потребители, но и некоторые сотрудники сервисов не знают, как работает фильтр, что с ним можно делать, а что нельзя. Например, сегодня у нас распространена практика подбора фильтров «по размеру». А в результате машина выходит из строя...
В ближайшее время мы планируем развернуть эту работу в Сибири и на Дальнем Востоке, где, в частности, идет активная замена автопарка с «праворукого» на «леворукий», с несколько иными двигателями. Мы уже издали специальные каталоги нашей продукции, «перекрывающей» технические требования к фильтрам для разных моделей машин – как произведенных в Японии, так и европейских вариантов. А кроме того, мы производим весь набор фильтров: топливных, масляных, воздушных – на все типы японских, корейских, американских, китайских автомобилей. И предлагаем программы обучения, что, как показывает практика, становится жизненно важным для сотрудников сервисов.
– У ремонтников часто сохраняется мнение, что фильтры – самый простой «рас-ходник»...
– За последние несколько лет фильтры, сохранив геометрические размеры, прошли огромный путь совершенствования «начинки». Простой пример: раньше воздушный фильтр ставился в конце моторного отсека, и воздух к нему шел через длинный воздуховод с изломами и изгибами, в которых проходила первичная грубая очистка. А сегодня компоновка моторного отсека стала настолько плотной, что штатное место установки «сползает» либо к колесной арке, либо сразу за радиаторную решетку. Так что на фильтр стало попадать гораздо больше пыли, влаги и прочих загрязнений. Кроме того, выросла мощность двигателей, а значит, и количество потребляемого воздуха. И к тому же вырос в 2 раза интервал его замены.
Естественно, что такой фильтр не может стоить дешево.
– А с какими производителями фильтрующих материалов работает компания? С Ahlstrom, Hollingsworth & Vose или с каким-то другим?
– Мы работаем с обоими поставщиками. И здесь надо сказать, что производители дешевых фильтров изрядно лукавят, говоря, что они тоже берут бумагу для фильтров у тех же
самых производителей. Дело в том, что эти компании производят огромный ассортимент фильтровальной бумаги – от дешевой до дорогой. И удовлетворяет необходимые требования для современных автомобилей только дорогая.
Здесь можно привести такой пример: крупный ЦБК производит и туалетную бумагу, и наждачную. Но никому не приходит в голову заменить одну другой. А производители дешевых фильтров пытаются это сделать...
Вообще разработка фильтров – большая и серьезная инженерная работа, которая начинается с определения требований к чистоте воздуха, масла, топлива инженерами, разрабатывающими двигатели. От этого зависят величины зазоров, допусков, скорости потоков, температурные режимы будущего двигателя. Как показывает опыт, под каждый новый автомобиль приходится разрабатывать новую бумагу.
Так что MANN+HUMMEL, получив техтребо-вания к фильтру, разрабатывает свои технические требования к производителю бумаги. Затем проверяет, испытывает полученный образец. И только если он удовлетворяет всем требованиям, из этой бумаги изготавливаются фильтры, которые отправляются на испытание к автопроизводителю. И лишь после успешных испытаний оформляется заказ на бумагу. Причем если эта бумага сделана по нашему заказу, то производитель ни в коем случае не продаст ее другому: это наша совместная интеллектуальная собственность. Это же касается и клеевых составов.
– Какие инновации предложит MANN+HUMMEL в ближайшее время?
– Говорить об инновациях сложно: в фильтрах конструктивно практически ничего не изменилось с 1926 года – после того как Энтони Свазерленд изобрел первый образец. Изменяются только материалы и технология их сборки. От целлюлозы к синтетике, от неразборных фильтров к разборным, более удобным для утилизации. Фильтрующий элемент стал частью конструкции, включающей систему охлаждения моторного масла. Появились фильтры картерных газов, фильтры углеводородов. Для разных стран выпускаются фильтры специальных конструкций – например, в салонные фильтры японских машин добавлен четвертый слой, содержащий природные полифенолы для борьбы с плесенью.
Особое направление – интеграция узлов. Пластиковые поддоны и крышки двигателей с встроенными фильтрами, датчиками, системами охлаждения моторного масла и т.д.
Если подвести итог, то продукция компании будет следовать за постоянно ужесточающимися требованиями автопроизводителей по производительности, экологии, утилизации. Например, производство фильтров common rail требует наличия «чистой комнаты» с высочайшей очисткой воздуха – как при производстве микросхем.
– А что ждет компанию в 2012 году?
– Компания активно развивает сразу несколько направлений, например производство оборудования для фильтрации воды, компрессорного оборудования, фильтров для станков. Что же касается автомобильного направления, то MANN+HUMMEL, помимо традиционного производства, принимает участие в производстве электромобилей: в частности, делает охлаждающее оборудование для блока батарей Chevrolet Volt. Так что перспективы – обнадеживающие...