Где рождается настоящий радиатор
О компании LUZAR я слышал и раньше, но постоянная редакционная текучка как-то не оставляла времени на то, чтобы познакомиться с ней, и выбраться в Санкт-Петербург мне удалось только сейчас. И честно скажу, я не пожалел о двух днях, проведенных в стенах компании.
За это время я узнал много нового не только о том, что представляет собой алюминиевый радиатор нового поколения, но о и том, как можно в наше время вести бизнес абсолютно открыто. Открыто во всех смыслах. Генеральный директор Управляющей компании «Карвиль», куда входит LUZAR, Павел Бурлуцкий, оказался на редкость доступным человеком – дверь в его кабинет, похоже, вообще никогда не закрывается. Наша встреча началась с поздравлений по поводу успешного участия компании в первом конкурсе «Автокомпонент года-2011».
– Действительно, радиаторы LUZAR стали «Радиаторами года» по версии Первой независимой премии «Автокомпонент года-2011».
Мы рассматриваем эту победу как признание наших заслуг и достижений, бесконечно рады премии и обязуемся и впредь соответствовать высокому статусу данной награды.
Какие дивиденды мы получили? Сложно сказать. Однако, безусловно, получение данной награды послужило укреплению имиджа и деловой репутации бренда LUZAR.
– Не секрет, что производственная программа компании LUZAR составляет несколько тысяч деталей. Скажите, компания выпускает их только по чертежам и технологии компаний – изготовителей автомобилей или разрабатывает сама? Каков научно-исследовательский и испытательный потенциал компании?
– При разработке и запуске в серию новых изделий мы следуем по обоим из упомянутых вами путей, – говорит Павел Бурлуцкий. – В случае, когда заказчиком выступает завод – изготовитель автомобилей, мы руководствуемся техническим заданием. Однако часто в виде «заказчика» фигурирует потребность вторичного рынка – и в этом случае нам приходится опираться лишь на свой собственный конструкторский опыт. Хотя и в этом случае мы можем рассчитывать на помощь завода-изготовителя в части предоставления конструкторской документации.
Создавая, а точнее, конструируя новое изделие, мы стремимся наделить его улучшенными потребительскими функциями. Если речь идет о запчастях, то лучшей функцией для потребителя будет увеличенный ресурс изделия. Однако не всегда – ряд изделий требует также своеобразного тюнинга эксплуатационных характеристик – хорошим примером служит теплоотдача радиатора, которую мы практически всегда стремимся улучшить.
Инновационно-конструкторский потенциал компании постоянно прогрессирует. Компания LUZAR имеет мощный конструкторско-технический отдел (ОКР-ОТК), осуществляющий разработку и улучшение новых конструкций, технический контроль, стендовые и натурные испытания, создание испытательных стендов и инструментальные работы. Он также обеспечивает средне- и мелкосерийное производство, включая анализ брака, ремонт и переупаковку изделий, и осуществляет сертификационные действия.
– Каковы ближайшие планы компании LUZAR в технической и торговой политике?
– В своей деятельности мы руководствуемся постулатами и целями, обнародованными еще в 2009 году: лидерство – занятие лидирующих позиций на вторичном рынке России по поставкам радиаторной продукции (радиаторов охлаждения, отопления, кондиционера, испарителя), а также другим деталям системы охлаждения.
Укрупнение производства радиаторов для поставок на заводы АвтоВАЗ, Ford, Renault, GM, Nissan. Цели, которые достигаются посредством создания собственного производства, следующие – выход на новый «первичный» рынок сбыта, повышение статуса марки и оптимизация логистики поставок.
Создание эффективной системы НИОКР. Разработка новых конструкций, применение новых технологий. Диверсификация данного направления деятельности является фактором ключевой компетенции компании. Доступность и развитие регионального дистрибьюторского распределения. Постоянная работа в области качественной и количественной дистрибьюции с максимальным охватом территории и потребителей. Активный экспорт и занятие лидирующих позиций в СНГ. Выход на международные рынки (ЕЭС) – Франция, Германия, Корея, Япония.
Компания LUZAR вносит огромный вклад в достижение целей, поставленных перед всей компанией «Карвиль». Исторически сложилось так, что именно она является старейшей в структуре «Карвиль». Рассказывая об истории создания компании, ее генеральный директор Петр Нечипоренко вспоминает:
– В декабре 2002 года мы приняли решение зарегистрировать в России компанию, первоначально определив ее как торговое представительство Луганского завода автомобильных радиаторов. Это производство было создано на базе авиаремонтного завода. Компания LUZAR была зарегистрирована в марте 2003 года, и с тех пор мы постоянно наращиваем объемы производства и темпы выхода на рынок.
Мы изначально ориентировались на работу на российском вторичном рынке автокомпонентов, не ограничиваясь какими-либо географическими рамками. Кстати, Санкт-Петербург и Северо-Западный регион занимают в нашем обороте не более 8%.
Свою работу мы строим по классической дистрибьюторской схеме с жестким контролем как мелкооптовых, так и розничных цен. Разумная политика руководства компании и четкая аналитическая работа службы маркетинга позволяют нам постоянно наращивать объемы производства до 40% ежегодно.
И компания LUZAR, и Управляющая компания «Карвиль», в которую она входит наравне с тремя другими: «СтартВОЛЬТ», Trialli, AirLine, стопроцентно российская. Безусловно, нами используется определенная доля импортных комплектующих. К сожалению, зачастую это вынужденная мера – российские производители не могут обеспечить нужного качества, необходимой цены и, собственно, наличия в ассортименте нужной продукции.
Сегодня на двух заводах компания выпускает около 1 млн радиаторов системы охлаждения, отопления и кондиционирования воздуха для более чем тридцати типов отечественных и зарубежных автомобилей.
– Естественно, приоритетным для нас остается выпуск радиаторов к легковым и легким коммерческим автомобилям российского производства. Однако мы не выпускаем из поля зрения и самые популярные иномарки. Второе место по спросу и, соответственно, объему выпуска занимают комплектующие к автомобилям Daewoo Nexia. Если в прошлом году на третьем месте стоял Lanser, то недавно его позиции заняли автомобили Renault Logan и Sandero российской сборки.
Мы стараемся не просто воспроизводить радиаторы по оригинальной документации автомобилестроителей. Используя накопленный опыт, мы часто вносим изменения в их конструкцию, если видим, что это улучшает их потребительские и эксплуатационные качества. Так, например, наши конструкторы предложили штамповать ребра жесткости на пластиковых корпусах бачков радиаторов для автомобилей «ГАЗель-бизнес». Для нас это, бесспорно, были дополнительные затраты, зато сейчас мы предлагаем рынку абсолютно надежную и долговечную конструкцию.
В компании LUZAR быстро поняли, что мощностей только одного, пусть и крупного производства, не хватает для удовлетворения потребностей необъятного российского рынка, и в 2010 году началась проработка строительства второго производственного комплекса в Санкт-Петербурге. Жамиль Жалалов, генеральный директор «Авторадиатора», начинал свою работу на нем даже не с первого колышка, а гораздо раньше.
– Генеральный директор Управляющей компании «Карвиль», куда входит LUZAR, Павел Бурлуцкий предложил мне начать с нуля – с выбора оборудования, площадки, подбора кадров будущего завода. С первых шагов мы решили ориентироваться, если так можно сказать, на азиатские технологии. Почему? Мне довелось близко познакомиться с итальянским комплексом для выпуска радиаторов. Линию длиной под 70 м обслуживают два человека: один следит за подачей алюминиевой фольги, второй контролирует укладку готовых радиаторов в коробки. Это, конечно, хорошо, но лишь при многомиллионных объемах производства. В нашем случае производственный комплекс должен был быть компактным и мобильным, готовым к переналадке в кратчайшие сроки – не секрет, что российский рынок непредсказуем, и реагировать на него надо буквально в считанные дни.
В итоге мы обратили внимание на Китай с его быстро развивающейся промышленностью, в том числе автомобилестроительной. За несколько недель я проехал по стране почти 10 тыс. км и побывал на доброй дюжине заводов. В результате я вернулся в Санкт-Петербург, точно зная, как будет выглядеть наш будущий завод, сколько на нем будет работать людей, и что он будет выпускать.
Было это в начале 2010 года, а уже весной 2011 года Жамиль с коллегами приступили к монтажу оборудования. Это был тот самый случай, когда впору вспомнить лозунг 1930?х годов: «Время, вперед». В апреле монтаж завода был закончен, а уже в мае он выдал первую серийную продукцию. Производство радиаторов налажено по оригинальной технологии «Софико» – выпуск теплообменников алюминиевой сборной (непаяной) конструкции. Такие теплообменники состоят из сердцевины, собранной из алюминиевых трубок и пакета алюминиевых пластин, доньев, уплотнительных прокладок и бачков, разделительные пластины в которых обеспечивают циркуляцию жидкости внутри радиатора. Для повышения теплоотдачи внутри трубок радиаторов устанавливаются турбулизаторы.
Все проектные и монтажные работы компания LUZAR выполнила собственными силами, вложив в проект 75 млн руб. из собственных средств – такое в наше время по плечу далеко не каждой компании. Руководство не торопилось с перерезанием красной ленточки, раз за разом оттачивая все производственные процессы на новом заводе. Время перерезать ее пришло только в конце 2011 года. Кстати, первый собранный на конвейере радиатор отопления вместе с кусочком той самой красной ленты хранится в кабинете генерального директора в специальном стеклянном ящичке.
– Со временем мы поместим здесь миллионный радиатор, – говорит Жамиль. – Прежде чем начинать серийное производство, мы предъявили завод представителям компании – поставщика оборудования. Они несколько дней дотошно изучали все, что происходило у нас, с утра до вечера не отходили от станков, пока не подтвердили, что мы выдержали все технологические параметры, заложенные в оборудовании.
Когда попадаешь на завод, первое, что бросается в глаза, – его компактность. Внешне все выглядит даже просто: три технологические линии по 5–6 станков в каждой, полтора десятка женщин в желтых форменных футболках и какой-то неспешный ритм. И только потом понимаешь, что за всем этим стоит четкость хорошо отлаженного часового механизма.
– При подборе рабочих кадров для завода мы изначально решили ориентироваться на женщин по нескольким причинам. Ну прежде всего, они более ответственно подходят к своей работе. Труд на конвейере построен на необходимости четкого соблюдения технологических режимов и времени, отведенного на операцию. У мужчин с этим как-то сложнее. Появляется желание подумать о том, как что-то улучшить, изменить. В голове возникает проблема, которая волей-неволей начинает отвлекать от самой работы. Женщины в этом плане надежнее. К тому же довольно напряженный ритм работы оставляет не так уж много времени на обед и отдых. Вы были в бытовке и видели, как там чисто и уютно.
Кроме всего прочего, мы исходили из того, что радиатор – не самый тяжелый узел, и женщинам он вполне по силам. К тому же, как вы могли заметить, у нас нет конвейера, и каждая работница может сама определить, сколько взять радиаторов на очередную операцию.
Надо отдать должное Жамилю – в производстве посчитано и рассчитано буквально все. Даже наш российский «авось» – на небольшом складе компании хранится месячный (а по некоторым позициям – полуторамесячный) запас комплектующих, материалов и сырья.
– Мы работаем сравнительно недавно, и вынуждены, по крайней мере сейчас, оглядываться на поставщиков и транспортников. Им постоянно мешают то морозы, то жара, то ветер, а мы не можем рисковать. За нами стоят наши дистрибьюторы и российский рынок, который сам по себе проблема невероятно сложная.
Сейчас здесь мы выпускаем всю гамму радиаторов для отечественных автомобилей – 16 типов. Но в производстве одновременно находится два типа радиаторов системы охлаждения и два – системы отопления. Однако завтра рынок может качнуться в совершенно непредсказуемую сторону, и мы должны успеть за ним. На переналадку каждой линии нам по технологии отпущено всего 2 часа. Конечно же, мы не работаем в пожарном режиме, но предугадать ситуацию, когда такая потребность может возникнуть, должны.
Умение считать свои и чужие деньги видно даже в том, что компания LUZAR пустила завод на арендованных площадях. Сейчас, пока объемы производства относительно невелики и сохраняется возможность расширения производства на существующих площадях, это более, чем просто рациональное решение. Что касается перспективы, то в компании достаточно серьезно рассматривают возможность собственного строительства.
Внешне радиатор охлаждения выглядит довольно просто: около четырехсот полосок алюминиевой фольги, в отверстия в которых вставлен десяток трубок, да два пластиковых бачка. Но, оказывается, и в такой простой конструкции есть достаточно проблемных мест, которые находятся под контролем конструкторов LUZAR.
– Изменения или улучшения, которые мы вносим в конструкцию серийных изделий, внешне незаметны. Вот, например, радиатор отопления. Полоски у него внешне те же самые, что и у обычного радиатора. Но мы смогли найти место на них для дополнительных жалюзи. Они практически незаметны, но если умножить их площадь на количество, окажется, что эффективность работы радиатора заметно улучшится. Или взять пластиковые расширительные бачки радиаторов охлаждения. Практически все сейчас делают их из дешевого полипропилена. Удобно? Да, но полипропилен – материал мягкий, а условия эксплуатации любого, а тем более отечественного, автомобиля в России просто чудовищные, и полипропилен не выдерживает. Мы же применяем более дорогой, но и более жесткий полиамид-66. Для нас это – дополнительные затраты, а для неизвестных нам тысяч владельцев – сэкономленные деньги.
Казалось бы, какая мелочь – сливная пробка радиатора. У всех это просто пластиковая гайка, которую можно отвернуть обычным гаечным ключом. А если на улице –40° С? И мы решили ставить вместо гайки кран, который легко отвернуть вручную.
Вы обращали внимание, что верхняя часть радиатора практически у всех изготовителей всегда открыта, что позволяет легко повредить пластины даже при случайном прикосновении. Мы же ставим на них верхнюю защитную планку. Ясно, что такой радиатор прослужит гораздо дольше.
И таких примеров в работе завода «Авторадиатор», да и всей компании LUZAR, немало. Но не менее важно и то, какое внимание уделяется на заводе качеству выпускаемых радиаторов. О том, что завод прошел аудит на соответствие требованиям стандартов качества ISO 9001, здесь знают все. Говорить об уровне входного контроля просто не приходится – это само собой разумеется. В течение смены контроль качества сборки на каждой операции делается каждые три часа, а готовые радиаторы проходят 100%-ный выходной контроль избыточным давлением воздуха.
– Наш завод молод, – подводит итог моему знакомству с заводом Жамиль. – Проектируя его, мы старались учесть и перспективы нашего развития. Так, в ближайшие два года мы планируем расширить его за счет установки оборудования для производства радиаторов методом пайки алюминия. Мы всерьез занимаемся проблемой выпуска радиаторов для автомобильных заводов петербургского автомобильного кластера, хотя здесь далеко не все зависит от нас. Западные компании пришли в Россию не для того, чтобы пользоваться услугами российских заводов, за собой они ведут и поставщиков комплектующих. Но тем не менее мы много работаем в данном направлении и рассчитываем уже этим летом передать первые конвейерные образцы на омолагацию автомобилестроителям.
Об этом мне, кстати, говорил и Петр Нечипоренко. LUZAR готовится к своему первому юбилею, и выход компании на мировой уровень будет отличным подарком всему ее коллективу. Остается только пожелать им успеха и, как водится, по старой школьной традиции «на удачу» засунуть пятак под пятку, когда начнется эта самая омолагация.