Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Асбест в законе

Асбест в законе

Использование асбеста в тормозных колодках и накладках запрещено Правилами №13, 78 и 90 ЕЭК ООН. А после того как Правила ЕЭК ООН вошли в состав Технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств», асбест оказался под запретом и у нас. Если быть точным – с 23 сентября 2010 г, когда Технический регламент вступил в действие. С этого же дня сертификация асбестовых тормозных изделий стала невозможной.

Но история на этом не закончилась, скорее наоборот. Есть у нас Таможенный союз, куда входят Россия, Белоруссия и Казахстан. А еще есть Хризотиловая Ассоциация – организация, объединяющая производителей асбестовых изделий. Понятно, что Ассоциация изо всех сил отстаивает применение хризотил-асбеста в тормозных колодках. Она даже письмо Путину написала – ознакомиться с его содержанием можно, например, здесь.

Суть письма можно свести к одной фразе (кстати, это прямая цитата): «Если в стране запретят асбестовые тормозные накладки, отечественный автопром рискует остаться без тормозов».

Далее следует множество аргументов: антиасбестовая кампания – дело рук западного лобби (ничего не напоминает?); есть асбест амфиболовый и хризотиловый, первый вреден, а второй – нет; запрет на производство асбестовых колодок и накладок лишит население множества рабочих мест.

Ой ли? Так уж и лишит? В России есть заводы, принявшие Технический регламент к неукоснительному исполнению. Сегодня они выпускают безасбестовую продукцию, а на их складах вы не найдет не то что мешка, даже горсточки асбеста. Разве их сотрудники остались без работы? Нет, они выпускают тормозные колодки и накладки на уровне лучших западных образцов.

Но есть и другие предприятия. Им не хочется вкладываться в модернизацию. Зачем? Жизнь хороша и так! Поэтому они отстаивают свое право выпускать асбестовые колодки.

В настоящее время разработан еще один документ – Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». Этот многостраничный труд принят решением Комиссии Таможенного союза №877 от 9 декабря 2011 года. Вступает в силу с 1 января 2015 года.

Данный регламент будет действовать на территории России, Белоруссии и Казахстана. И есть в нем примечание под номером 10. А в нем – пункт 6. И звучит этот пункт так: «В отношении колодок с накладками в сборе для дисковых и барабанных тормозов и фрикционных накладок для барабанных и дисковых тормозов, поставляемых для послепродажного обслуживания транспортных средств, требования пункта 5.1.1.3 Правил ЕЭК ООН № 13, пункта 5.1.1.3 Правил ЕЭК ООН № 13Н, пункта 5.4 Правил ЕЭК ООН № 78, пункта 5.1 (d) Правил ЕЭК ООН № 90 применяются факультативно».

Обратите внимание на слово «факультативно». Указанные пункты относятся как раз к применению в тормозных изделиях асбеста! Иными словами, на территории Таможенного союза асбест будет легализован.

Но как дожить со старыми технологиями до начала 2015 года? Да легко. Во-первых, выданные ранее сертификаты никто не отменял – можно худо-бедно дотянуть до часа «икс», а там – гуляй, не хочу.

Во-вторых, можно выпускать своеобразные «полуфабрикаты», например, накладки барабанного тормоза без отверстий под заклепки, при том, что по чертежу они должны быть. Такая продукция сертификации не подлежит, а значит, вполне может быть асбестовой. Что касается отверстий, их и заказчик просверлит, не надорвется... Иными словами, на рынок идет не сертифицированная продукция!

В-третьих, можно попытаться угодить «и нашим, и вашим». Выпускать как асбестовые изделия, так и безасбестовые. Только вот для Европы этот номер не пройдет – там, если на предприятии имеется хотя бы крошка асбеста, продукция безасбестовой не признается.

В-четвертых, можно поиграть словами – например, писать на упаковках «Не содержит асбеста, содержит хризотил». Те же помидоры, вид сбоку. Но это трюк скорее для напуганного асбестом потребителя, чем для сертификационного органа.

А вы знаете, я вовсе не против хризотилового асбеста. И даже в свое время писал статьи в его защиту.

Но при этом я – за Закон. Одинаковый для всех. Господа апологеты хризотила! Возьмите и добейтесь изменения Правил ЕЭК ООН, потребуйте легализации асбеста в тормозных изделиях – и все станет на свои места. Будем дружно исполнять новые Правила.

Так ведь нет. Это долго и хлопотно. Проще сочинить технический регламент «для внутреннего потребления». И нарушать Правила ЕЭК ООН на законном вании.

И дело тут не во вреде или пользе асбеста, а в том, что асбестовая колодка в производстве намного дешевле безасбестовой. А на рынок она поступает по цене, лишь чуть-чуть уступающей стоимости современного безасбестового изделия. Прибыль-то, прибыль какая, братцы!

Что в сухом остатке? Сцена из театра абсурда. Законопослушный российский производитель проигрывает на внутреннем рынке незаконопослушному. При этом на внешнем рынке он может конкурировать с именитыми западными компаниями.

А незаконопослушный становится «королем» внутреннего рынка, но носа не смеет высунуть на внешний. Впрочем, что ему Европа? Ему и в Евразии хорошо. Или в Азиопе, как говорит сатирик Михаил Задорнов. Как тут не вспомнить Юру-музыканта: «Что же будет с Родиной и с нами?».

  • Юрий Буцкий

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены