Automechanika Франкфурт. Конец технологии измерений и регулировок углов подвески с помощью 3D-стендов
Каждые два года, осенью, у владельцев гостиниц и ресторанов Франкфурта-на-Майне наступает настоящий праздник. И это совсем не пивной Октоберфест, который у жителей Гессена проходит более спокойно, чем в южной Германии. Кстати, в долинах Майна и Рейна предпочтение отдается белым винам, а главный осенний напиток этого района страны – превосходное молодое яблочное вино, которое предлагается за сущие копейки в каждом киоске. Однако не вино является причиной стопроцентной заполняемости гостиниц города в середине сентября, а организация самого главного события для всех, кто связан с автосервисным бизнесом, коим раз в два года является Международная выставка «Automechanika Франкфурт».
В отличие от своей младшей московской сестры, которая с каждым годом, к сожалению, становится все меньше и компактнее, франкфуртская ярмарка только растет. Ее организатор, немецкая компания с многовековой историей Messe, ведет довольно мудрую политику, проводя выставку только раз в два года. Это позволяет участникам не распыляться, а подготавливать более интересные экспозиции и придерживать новинки для презентации новинок именно в рамках этой выставки. В это время Франкфурт становится местом притяжения мировой индустрии автосервиса.
Лидеры отрасли проводят премьеры на роскошных громадных площадях своих стендов, компании поменьше также заранее согласуют графики встреч с партнерами. Выставка бурлит с 9 утра и до позднего вечера, а потом шумные компании наводняют гостеприимный город, где владельцы барного и гостиничного бизнеса до утра подсчитывают барыши. Кстати, если вы решите посетить следующую выставку, советую бронировать номера заранее лучше за год, когда цены не такие высокие. Можно также рискнуть и поискать свободный номер за пару дней до открытия. Как-то мне удалось снять роскошный «отказной» номер за небольшие деньги в пятизвездочном отеле-бутике прямо напротив главного входа выставки.
Еще 10 лет назад за три-четыре дня было крайне сложно обойти все павильоны и открытые площадки выставочного центра, который протянулся в длину на расстояние более километра. А в этом году в Automechanika были задействованы новые павильоны и, к моему сожалению, я успел ознакомиться только с той половиной, которые были посвящены автосервисному оборудованию. Времени, отведенного на командировку, просто не хватило физически для осмотра «запчастевой» экспозиции. Некоторые компании, причем не только из Европы, участвуют исключительно в этом мероприятии, поскольку можно не только показать новинки, но и одновременно провести дилерские конференции, а также обсудить контракты, найти новых партнеров и потребителей, узнать о новостях конкурентов и бизнеса в целом.
Выставка давно переросла европейский локальный уровень. Сюда приезжают дистрибьюторы, работники региональных представительств, представители торговых организаций и учебных учреждений, государственные чиновники и даже прозорливые владельцы автосервисов, которые ищут новые возможности расширения своих услуг или способы модернизации оборудования. Посторонних людей и зевак в потоках посетителей тут не встретишь. Ведь входной билет на один день стоит не менее 25 евро. Хотя можно купить и абонемент на все дни, но уже за 45 евро.
Поскольку меня интересовала прежде всего тема новинок для сервиса, хочу поделиться с читателями самыми горячими новостями. Конечно, нереально в рамках журнальной статьи рассказать подробно обо всех новинках тысяч участников. Но попробую остановиться, на мой взгляд, на наиболее передовых и интересных.
Самое главное ощущение, которое оставила выставка в этом году, это осознание «конца технологии» измерений и регулировок углов подвески с помощью 3D-стендов. Былая гордость дилерских автоцентров теперь предлагается за очень небольшие деньги, по-моему, уже почти каждым третьим производителем инструмента даже в душных «китайских» павильонах. В этом русле надо отметить неплохой франкфуртский стенд тульского «Техновектора», который, покорив Россию, массированно загружает европейские сервисы своей недорогой продукцией.
Однако новый тренд в измерении углов развала и схождения – это бесконтактная технология! Да, и ранее пара итальянских производителей пыталась внедрить ее в автосервисы, но тогда эта технология была слишком сложной, дорогой и нестабильной. Теперь, с помощью современной оптической технологии, системы научились «читать» положение колес в пространстве без необходимости использования ловушек и захватов на колеса, исключая возможность царапания дорогих литых дисков. Время измерения почти мгновенно. Автомобилю достаточно заехать между колоннами с видеокамерами, и состояние углов и отчет о полной геометрии подвески выводится на огромный OLED-дисплей еще до того, как водитель покинул салон. Системы не требуют никакого сервиса и калибровки, разве только регулярной протирки пыли с видеокамер.
Несколько производителей представили такую технологию как свой мейнстрим на ближайшие годы. Компании из КНР пока только примеряются и старательно фиксируют на смартфоны дизайн и конфигурацию таких систем. Законодателем моды бесконтактной технологии стал миланский CEMB. Элегантные колонны системы ARGOS (фото 1, 2) сделаны с эстетикой истинного итальянского дизайна. Программа управления идеально проста с минимумом текста и с максимумом визуальной информации. Система уже амологирована для сервисных центров AUDI в Европе, а ее производство расписано до конца года для поставки около сотни комплектов в автосервисы Японии. Там такие системы наиболее востребованы, ведь японцы любят инновации, и цена их не смущает.
Можно ли изобрести что-то новое для балансировки колес? Казалось бы, что уже все давно придумано. Однако место для инноваций и тут пока еще есть. Австрийская компания Hofmann-Megaplan представила новую линейку балансировочных стендов с футуристическим дизайном (фото 3). Автоматическое определение ширины и радиуса колеса без лазера и датчиков-сонаров – это уже не новая технология. Но полное сканирование и анализ геометрии протектора шины с выводом графика на ЖК-экран, а также определение уровня конусности шины – это интересная новинка. Приятное дополнение владельцу стенда – специальная программа статической скоростной балансировки колеса только одним грузиком с точным указанием места крепления точкой лазера.
В технологии диагностики дизельных топливных систем тоже нашлись интересные идеи. Огромные стенды для проверки ТНВД и дизельных форсунок постепенно становятся резидентами каждого сервиса, где проводят ремонт топливной аппаратуры. Однако после переборки меняется кодировка форсунки, поэтому требуется дорогостоящее оборудование со специальными тест-планами, которое не по карману даже сервису среднего уровня.
Греческая Carbon Zapp решила эту проблему, предложив универсальное и недорогое программное обеспечение для планшета, которое позволит провести оперативную кодировку любого типа форсунки, просто заполнив в меню те результаты теста, которые выдает по его окончании ваш проверочный стенд (фото 4). Он может быть отечественного, китайского, турецкого или неизвестного производства, не важно. Программа содержит секретные алгоритмы кодировок, которые позволят создать код на любой тип инжектора с постоянным и бесплатным обновлением базы данных через интернет!
За 20 лет в бизнесе я видело много разных диагностических приборов. Но «подводных» не видел точно. Китайская FOXWELL продемонстрировала преимущества популярного сканера GT80 mini, который создан по противоударной и влагонепроницаемой технологии с уровнем защиты IP67 (фото 5). Компания явно вдохновилась эффектной презентацией продуктов Apple, смело опуская работающий сканер в воду и специально бросая его на пол перед посетителями. По мнению разработчиков, современному сервису требуется надежное и крепкое оборудование, которое вкупе с полностью русифицированной программой и регулярными бесплатными обновлениями уже нашло много поклонников и в нашей стране.
Шведский производитель сканеров AUTOCOM хорошо известен в России (фото 6). В этом году шведы презентовали интересный прибор специально для диагностики электрики прицепов без необходимости подключения тягача. Надо отметить, что аналогов на рынке нет. Система интегрирована в большой пластиковый чемодан с собственным аккумулятором. К нему подключаются большие круглые ISO-разъемы кабелей прицепа для подачи питания и управления системами. С помощью активационных кнопок можно проверить исправность ламп и фонарей, а также целостность электропроводки трейлера, как в условиях сервиса, так и с выездом «в поле».
Настоящую «бомбу» презентовала английская компания AUTOLOGIC. Бывший лидер автодиагностики сделал отличный «камбек» с новым прибором DRIVE (фото 7). Особенность новинки в том, что в обычный промышленный планшет на Windows 10 интегрирован Pass Thru интерфейс американской DrewTech для эмуляции любого дилерского сканера. Это означает, что достаточно оформить подписку на диагностическую программу на сайте автопроизводителя, и можно загрузить ее сразу в прибор DRIVE, который даст возможность работать утром с ISTA+ по BMW, днем с ConsultIII Plus с Nissan, а вечером с Xentry c Mercedes Benz или любой другой дилерской программой. И все легально! Если компания предложит приемлемую для нашего рынка цену, этот прибор просто убьет все контрафактные подделки из Китая. Так что скоро – прощайте, клоны!
Особым внимание на выставке следует уделять небольшим стендам, где между горами стандартного инструмента и прочего хлама можно откопать очень неплохие и полезные вещи, вроде удобного и недорогого видеоскопа с поворотом камеры на тонком шнуре или же какого-нибудь тестера. Стенд известного изобретателя из Англии Грега Чемберса больше напоминал надувную палатку спасателей на Эльбрусе. Бывший директор Lucas сумел расположить на 9 м2 тестовый авто, ЖК ТВ и несколько своих новых разработок. Мое внимание привлекли два девайса.
Во-первых, компактный тестер парковочных датчиков с сенсором, который умеет уловить и сохранить для сравнительного анализа уровень сигнала до восьми датчиков. Прибор незаменим тогда, когда парктроник не привязан к бортовой диагностической сети машины и был установлен как дополнительная опция (фото 8). Сегодня слесари в автосервисах проверяют такие датчики только на ощупь! Во-вторых, это ОБД‑2-донгл для калькуляции ПИН-кода системы иммобилайзера на новейшие автомобили Volvo. Прописка СМАРТ-ключей этой марки остается прерогативой только дилерских центров по причине необходимости онлайн-канала с сервером автозавода. Альтернатива – разборка блока управления. Приборчик Чемберса позволяет найти и посчитать ПИН-код для каждого автомобиля в любом сервисе через ОБД-разъем в машине в режиме офлайн. Правда, калькуляция может занять несколько часов.
Еще одна интересная мелочь нашлась на стенде производителя дымогенераторов SMOKE WIZARD из США (фото 9, 10). Инструмент напоминает обычную грушу для флакона с одеколоном из советской парикмахерской. Нужна она для блокирования потока дыма в воздуховоде двигателя при проверке внутренних утечек. Да, в комплекте с любым дымогенератором идут заглушки разных диаметров, но как запустить дым, если отверстие закрыто? Правильно – нужно делать отверстие в заглушке. Но проблема в том что, некоторые двигатели, например у VW и Peugeot, имеют выступы на внутренней поверхности впускного воздуховода, которые не позволяют поставить круглую заглушку герметично. Простой фокус с надутой грушей, которая распирает трубку любой формы, быстро и элегантно решает проблему герметизации контура, ну а дым подается через отверстие с клапаном, которое проходит через середину груши. Очень просто и удобно!
Можно еще много рассказывать и о других полезных новинках. Это и мировая премьера корейского Gscan 3 (фото 11) со скоростным 4-канальным осциллографом нового поколения, это свежая версия диагностической программы VCDS от Ross-Tech (ее создатель, легендарный Уве Росс, попросил меня лично передать свой горячий привет всем поклонникам прибора в России), но строгий редактор и формат краткой новостной статьи не позволят мне этого сделать.
В целом выставка во Франкфурте оставила ощущение активного делового подъема и позитива, особенно на фоне нашего августовского болота в «Крокусе». Технологии автосервиса не умерли. Они стремительно развиваются, не только следуя за трендом развития автомобилей, идет активная работа по оптимизации и упрощению операций в автосервисе, повышению качества выполняемых работ, создания дополнительных услуг. В последний день выставки ее павильоны были немногим менее заполнены посетителями, чем в день открытия. Работа на стендах идет до последнего часа. Только когда начинают отключать электричество, выходы наполняются потоком, который перегружает ветку метро на аэропорт. Ведь многие партнеры смогут лично встретиться теперь только через два года, увозя домой планы на будущее и полные материалов о новинках потяжелевшие чемоданы, где наверняка у кого-то нашлось место и для бутылочки яблочного вина.