Вас вызывает Стамбул!
![Вас вызывает Стамбул!](/photo/big/np4m27mylvsk.jpg)
Впервые на выставку Automechanika Istanbul я попал в 2005 году. Не как посетитель или корреспондент, а как полноправный участник. Журнал «АБС-авто» взял тогда стенд, чтобы познакомить турецкие компании с российской прессой и нашим рынком. Мол, добро пожаловать в Россию, господа турки, а мы поможем с продвижением вашего оборудования и запчастей.
Был на стамбульской выставке еще один российский участник – знаменитая питерская компания «БИГ Фильтр». И над выставкой среди прочих флагов развивался и российский – в честь «БИГ Фильтра» и «АБС-авто».
Попал я в 2005 году на выставку и… пропал. Ибо Стамбул завораживает. И Automechanika Istanbul тоже. С тех пор езжу сюда постоянно как представитель прессы. И ни разу не пожалел.
Раньше эта выставка проходила раз в два года. Но с 2013-го она стала ежегодной. Все логично: уже много лет ярмарку Automechanika Istanbul называют автомобильным событием № 1 не только для Турции, но и для всего Средиземноморского региона. Правильно называют. Судите сами.
Во-первых, Стамбул занимает уникальное географическое положение, уж извините за банальность. Этот город – своеобразный «мостик» между Западом и Востоком, крупнейший порт, точка встречи Европы и Азии. А потому – перекресток бизнес-интересов.
Во-вторых, в Турции работает порядка 20 производителей легковых автомобилей, грузовиков и автобусов. Это либо иностранные компании, либо совместные предприятия.
В-третьих, здесь производят агрегаты, узлы и детали для автомобильных конвейеров и вторичного рынка. В ассортименте мы видим рамы и кузовные детали, двигатели и комплектующие для них, компоненты трансмиссии, тормозных систем и сцепления, детали подвески, гидравлические и пневматические системы, электрику и электронику, АКБ, сиденья, разнообразные пластиковые и резиновые детали и многое другое. В страну стекаются новейшие технологии и оборудование, а на предприятиях внедряются международные стандарты управления производством и качеством продукции.
![Этот болид в фойе выставочного комплекса T ü yap Fair стал сим-
волом турецкой Automechanika. Чтобы сфотографировать его
без «селфующих» посетителей, пришлось прийти ранним утром](/photo/big/i6qi7e429os2.jpg)
![Как и в прошлом году, гаражное оборудование было представлено мультибрендрвыми турецкими компаниями. Основная идея – оснащение СТОА «под ключ» у одного продавца оборудования](/photo/big/luldhlov15yd.jpg)
В-четвертых, растет квалификация кадров – от предпринимателей и менеджеров до рабочих, дорожащих своим местом. Что касается инженерно-технического персонала, многие из них получили образование в Европе. Но и турецкие машиностроительные вузы и колледжи сегодня в цене – и во многом благодаря регулярным выставкам Automechanika Istanbul.
Стамбульские ярмарки проводятся при активной поддержке правительства Турции и профессиональных объединений. Среди них Ассоциация поставщиков ремонтного оборудования в афтемаркете AASA; Федеральный союз производителей и импортеров автомобильного сервиса ASA (Германия); Европейская ассоциация гаражного оборудования EGEA (Бельгия); Ассоциация турецких производителей автомобильных запчастей и компонентов TAYSAD и ряд других.
И добавлю в это блюдо немного национального колорита – без него никак. При всем современном антураже в стране работают полчища небольших частных автомастерских, конкурирующих с официальными сервисами и друг с другом.
Турецкая Automechanika традиционно проходит в конгресс-центре TÜyap Fair – прекрасно оборудованном современном комплексе. В этот раз он принимал гостей с 4 по 7 апреля.
Цифры по участию и посещению выглядят впечатляюще: 1397 экспонентов и 48 737 посетителей со всего мира. Из них 76,7% были своими, турецкими специалистами и 23,3% – иностранными. Откуда они прибыли? В топ-десятку вошли следующие страны: Иран, Ирак, Алжир, Болгария, Тунис, Россия, Украина, Германия, Македония и Косово. Экспресс-опросы показали, что 54% посетителей довольны выставкой, 40% – очень довольны, остальные ответить затруднились.
![А вот и российский стенд. Компания AURAMI™ привезла в Стамбул ароматизаторы салона. Ассортимент богатый – миньоны, ароматизаторы с креплением на панель приборов, на деф- лекторы, на зеркало, с установкой под сидение… Цель – продвижение товаров на Ближний Восток](/photo/big/n4sqn6f2me2t.jpg)
![Украинско-турецкая компания DiMeD. Мы писали о них в мае 2017 года – тогда они тоже выставлялись в Стамбуле. Компания предлагает уникальные адаптеры и стенды, позволяющие ремонтировать и обслуживать системы дизельного впрыска любых производителей на одном рабочем месте](/photo/big/u6r4fpq18p7k.jpg)
![Раньше мировые концерны участвовали в выставке со своими стендами – как минимум через собственные представительства в Турции. Теперь именитые товарные знаки можно увидеть лишь на стендах мультибрендовых продавцов](/photo/big/ie3lvezkeo68.jpg)
![Выставки Automechanika Istanbul не обходят вниманием «расходники» и запчасти для сельскохозяйственной и специальной техники. Можно сказать и так: ремонтируем всё – от болидов до тракторов](/photo/big/af9z9kamwo1c.jpg)
Тематика ярмарки была традиционной для бренда Automechanika: оборудование, технологии, компоненты, электроника и IT, тюнинг – подробности можно уточнить на сайте организаторов. Ограничусь двумя словами: было всё. Но ключевыми темами, как и следовало ожидать, стали мобильность, цифровые решения, электропривод, альтернативная энергетика и другие технологии будущего. Для их обсуждения организаторы выделили дискуссионную площадку в зале № 7.
Честно говоря, акустика и освещенность там были неважные. Но это с лихвой перекрывалось интеллектуальным накалом выступлений, вопросов и ответов. Еще бы – ведь дискуссии проходили под эгидой Академии Automechanika. Профессионалы-докладчики против профессионалов-слушателей – что может быть интереснее!
И что удивительно – среди «электронно-облачной» и «мобильно-цифровой» тематики прозвучал доклад о защите от коррозии в автомобильной промышленности. Это еще раз подтвердило простую истину: нет элитных тем, есть актуальные!
А в других конференц-залах, крупных и не очень, проходили лекции преподавателей университетов и колледжей, а также экспертов профессиональных ассоциаций. Вот и думай, дорогой посетитель, идти по стендам или слушать уважаемого профессора. А на стендах было что посмотреть! Краткая информация о некоторых участниках выставки вынесена в подписи к фотографиям.
Отдельная тема – национальные павильоны, например, немецкий. Участники могли взять отдельный стенд или небольшой закуток в общем ряду. Главное – интересная экспозиция, умение ее подать. А турецким фирмам, партнерам немецких компаний, в павильоне предоставлялись определенные льготы – выставляйтесь.
На Automechanika Istanbul 2019 были широко представлены запчасти и оборудование для ремонта и обслуживания грузовиков и автобусов. Я давно заметил: к автомобильной технике больших размеров турки относятся трепетно.
Здесь я повторю сказанное в прошлом году по возвращении с Automechanika Istanbul 2018. Наряду с турецкой продукцией на выставке представлены все мировые производители ¬– но через турецкие мультибрендовые торговые компании. А ведь еще три-четыре года назад здесь с собственными большими стендами блистали ZF, Federal-Mogul, MANN+HUMMEL, Delphi, Bosch и другие «гранды».
С турецкого рынка они, конечно, не ушли и не уйдут. Но то, что влияние местных производителей усилилось, несомненно. Особенно это касается деталей двигателя, тормозов и фильтров.
![«А вот кому шатуны из Индии!»](/photo/big/ud1yejobcga9.jpg)
![Участников из Китая было немерено. По численности они уступили только хозяевам выставки – турецким компаниям](/photo/big/aqe6evfzga1n.jpg)
![Карданные валы TIRSAN на нашем гоночном КамАЗе. И разумеется, не только на нем. Предприятие «ТИРСАН» осуществляет торгово-производственную деятельность с 2011 года в г. Набережные Челны. Основное направление – производство карданных валов для коммерческой техники для автосборочных конвейеров России и СНГ](/photo/big/qiz27v279rwx.jpg)
![Выставка – это не только павильоны и стенды. Это еще и Академия Automechanika с ее конференциями и семинарами. Что удивительно, наряду с традиционной тематикой (мобильность, электропривод, облачные технологии и т.д.) здесь прозвучал доклад «Защита от коррозии в автомобильной промышленности»](/photo/big/e1271opzjoks.jpg)
Впрочем, были приятные исключения. Об этом стоит поговорить подробнее.
Liqui Moly – единственная крупная западная компания, которая выступила не через турецких дистрибьюторов, а самостоятельно. Представлять ее читателям профессионального журнала, полагаю, не требуется. Поэтому стразу к делу.
Стенд компании в немецком зале громаден, с подходами по всему периметру. И с какой стороны не заглянешь, тебя встречает внимательный консультант, говорящий и по-турецки, и по-английски, и, естественно, по-немецки. Здесь представлен не только ассортимент продукции, но и любопытные инсталляции, демонстрирующие характеристики смазочных материалов.
Ну а гвоздем программы стал Molygen New Generation – линейка всесезонных моторных масел с молибденовой присадкой Molygen нового поколения. Это органическое соединение молибдена, полностью растворимое в масле. Еще раз, внимательно: не суспензия твердых частиц, а растворимое соединение! Значит, оно не будет отвлекать на себя моющие, диспергирующие и другие присадки основной композиции.
Беру в руки описание, беседую со специалистом Liqui Moly – что, как? Свойства масел с присадкой Molygen нового поколения обусловлены ноу-хау компании. Это MFC-технологии. Расшифровывается аббревиатура просто: Molecular Friction Control, молекулярный контроль трения.
![Liqui Moly поддержала реноме крупных производителей, выступив в Стамбуле с фирменным стендом и обширным ассортиментом](/photo/big/s73nkemnk2qz.jpg)
![Комбинезоны очаровательных стендисток наводили на мысль о гонках, сумасшедшем драйве и надежных моторах](/photo/big/inx4chdxnr7j.jpg)
![Большой стенд с подходами по всему периметру – это удобно. Стеллажи с канистрами, буклеты, каталоги. И внимательные стендисты, готовые ответить на любые вопросы посетителей](/photo/big/sdrjgkzt8s8c.jpg)
![На стенде представлен не только ассортимент продукции, но и наглядные инсталляции, демонстрирующие характеристики смазочных материалов](/photo/big/hmuw9hrfh63f.jpg)
Достоинств у новых масел множество: снижение коэффициента трения в сопряжениях деталей до 15%, высокая термическая стойкость, продление жизненного цикла двигателя. Так, износ в области поршневых колец снижен на 30%, что подтверждено испытаниями в Германии.
Интересно, что в этих маслах применяется зеленый флуоресцентный краситель, стабильный в эксплуатации и стойкий к перегревам. Это своеобразный индикатор, позволяющий определять утечки масла с помощью ультрафиолетовой лампы.
Диапазон классов вязкости у новых масел широк – здесь и 5W-20, и широко распространенный продукт 5W-30, и 5W-50, и 10W-50. Моторы новые и старые, обычные и спортивные – охвачено всё. Категории АСЕА и API высокие, самые современные – их подтверждение не всем под силу.
Интересно масло 5W-30 DPF. Оно адресовано, в частности, дизелям, оснащенным системой Common Rail и сажевым фильтром. Я бы прокомментировал это так: привет грузовичкам LCV. Перевозчики, обратите внимание!
На этом мы попрощаемся с весенним Стамбулом и конгресс-центром TÜyap Fair. Интересно, что покажет очередная выставка Automechanika Istanbul 2020? Она состоится 2–5 апреля следующего года. Увидимся!
Москва – Стамбул – Москва