Дубай «печет» новинки
42-45! Это не счет баскетбольного матча. Это средняя дневная температура в столице Арабских Эмиратов в июне. Причем в тени. На солнце жителю средней полосы России в это время появляться не рекомендую. Он будет просто расплавлен за считанные минуты, как оброненный на асфальт рожок мороженного. Передвигаться по городу можно только короткими перебежками между гостиницей, метро и магазином или любым другим местом с работающим кондиционером. И не думайте идти купаться раньше, чем сядет солнце! Вы просто тогда осознаете, что чувствует пельмень в кастрюле на плите вашей кухни.
По какой-то неведомой причине именно в середине июня мировой центр автосервисных технологий перемещается в Дубайский Международный выставочный центр, где проходит выставка Automechanika Dubai 2019. Наверное, организаторы решили, что в пекле нещадной жары будет испечено больше новинок. Поэтому если вы все-таки решили поехать в Дубай именно в июне, то оставьте плавки на вечер, когда температура охладится до каких-то +39°, и море станет немного прохладнее. Дневную программу посвятите посещению именно этой выставки. Тот, кто связан с автосервисом, точно не пожалеет!
Кондиционеры в шести огромных павильонах работали на полную мощность. И жар ощущается только от бурлящего накала торговли, которая по-восточному эмоционально ведется почти на каждом стенде. Продавцы предлагают товар, покупатели оценивают и проверяют его на месте. Причем не только функционал, но даже противоударые возможности, специально роняя приборы на пол. Тесты на водозащищенность, создают целые пробки к рукомойникам. Нам удалось посетить эту довольно экзотическую выставку, и я с удовольствием поделюсь информацией о новинках в области автосервисного оборудования, которые были представлены в рамках этого регионального шоу.
Начнем с того, что выставка объединяет довольно широкий регион от Западной и Центральной Африки до Шри-Ланки и Бирмы, поэтому в ней принимают участие только те производители, которым этот регион подходит. По этой причине компаниям типа Webasto тут не место, однако многие представленные новинки от других производителей будут интересны и нашему читателю. Особенность в том, что каждая стран региона имеет свой автомобильный тренд. Например, в Ливане, Иордании и Шри-Ланке государство поддерживает владельцев электрических и гибридных автомобилей. Уже сегодня они составляют большинство продаваемых машин. За ними двигается технология ремонта, которая, надо признать, обгоняет наш рынок, где электромобили пока еще считаются экзотикой. Все «приборные» компании, которые участвовали в выставке, пытались продвинуть именно технологии работы с гибридами и электричеством, от специнструмента до сложной электронной диагностики. Например, G-scan, который довольно популярен в нашей стране как наиболее подходящий сканер для азиатских автомобилей, подготовил к выставке специальную версию программы с углубленной диагностикой гибридов. Это не только стандартные для этого прибора вырезки из дилерского софта для Hyundai и Kia (которые пока абсолютно бесполезны в России), но и довольно глубокий функционал по Toyota и Lexus. Например, это процедура бортовой эквализации ячеек аккумулятора без снятия батареи с автомобиля, настройка статуса степени зарядки тяговой АКБ (SOC), настройка управления V80, процедура замены АКБ для полностью электрических автомобилей и т.д.
Сразу две новинки представил также популярный в России бренд CARMAN. Во-первых, это возрождение бывшего бестселлера марки, модели Carmanscan Lite. Однако это не просто возобновление производства снятого с конвейера старого прибора. Это глубокое обновление как программы, так и «железной» начинки. Новейший сканер имеет узнаваемый профиль корпуса, такой же, как и раньше, но уже цветной ЖК дисплей, и может поддерживать самые современные протоколы коммуникации. База данных включает поддержку автомобилей вплоть до 2019 года с множеством специальных функций. «Дилерский» функционал для SsangYong заявлен тоже. На стенде компания также демонстрировала встроенную в сканер базу данных по ремонту автомобилей с фотографиями компонентов. Правда, она касалась только корейских марок. Цены и дата начала поставки прибора на российский рынок нам раскрыты, к сожалению, не были, но в странах Ближнего Востока корейский производитель предлагал очень выгодные условия для проведения трейд-ин, да и базовая розничная цена сканера вполне конкурирует с китайскими производителями.
Еще одна новинка из диагностических приборов – специальный комплект для работы с системами иммобилайзера от китайской AUTEL. Прибор MaxiIM608 предназначен исключительно для программирования ключей и брелоков, хотя может дополняться и стандартной для этой марки диагностической программой. Это плод сотрудничества компании с другим китайским производителем, который известен своими приборами для работы с ключами, – X-Tool. Судя по всему, компании решили поменяться технологиями и выпустить сканеры с программой партнера каждый под своим брендом. Для X-Tool – это выгодный вариант, поскольку современная успешная работа с системами иммобилайзеров невозможна без предварительной диагностики автомобиля на наличие в нем неисправностей. Поэтому возможности по комплексной проверке исправности машины очень важны для прибора по ключам. Однако выгода для AUTEL от такого сотрудничества пока не понятна, ведь подобные приборы требуют обязательной послепродажной технической поддержки. Будет ли это известный принцип «продали и забыли», или все-таки будет предлагаться какая-то после продажная помощь – пока неясно. Представители бренда не ответили внятно на данный вопрос.
В целом сейчас в Китае, куда постепенно смещается центр диагностических технологий, наблюдается новый тренд на рынке автодиагностики. Это взрывной рост компаний второго-третьего эшелона, например, TOP DON, EUCLEA и др., которые предлагают программное обеспечение, идентичное более популярным брендам, но значительно ниже по цене. При этом предлагаемые приборы по своему внешнему виду и спецификации начинки могут не только не уступать, но в некоторых случаях даже превосходят лидеров. Одни фирмы появляются, наводняют рынок дешевыми приборами и уходят в небытие, оставляя пользователей у «разбитого корыта». Другие закрепляются и могут даже, как FOXWELL, стать лидером и примером в свой нише, в частности, в производстве защищенных сканеров. Одна из таких новых компаний – IDUTEX, также приняла участие в выставке. Особенность данного производителя – глубокая специализация на марках китайского происхождения. Особенно, на мой взгляд, будет интересен специальный комплект для китайских грузовых автомобилей и автобусов, коих в нашу страну ввозятся тысячи. При этом большинство дистрибьюторов многочисленных китайских брендов даже не имеют своих дилерских приборов, или они только на китайском языке. Специальный комплект от IDUTEX для китайских коммерческих автомобилей решает эту проблему. В приборе собраны такие популярные бренды, как HOWO, DONGFENG, FAW, JAC, SINOTRUCK, SHAQ-MAN, YUTONG, HIGER и др. Причем это не просто чтение и удаление ошибок, но и многочисленные специальные тесты. Например, большое количество специальных функций по дизельным двигателям, включая CUMMINS, которые устанавливаются на отечественные грузовики. Компания также заявляет возможность онлайн- и офлайн-программирования блоков управления таких двигателей! Это даёт возможность любому автотехцентру при наличии такого прибора работать на уровне дилера. Для дизельных систем BOSCH фирма также предлагает онлайн ЭБУ двигателя. Будут ли в реальности работать заявленные функции? Вопрос, на который очень хотелось бы получить ответ. Но для этого надо как минимум купить такой прибор.
Другой известный в России китайский бренд диагностики – FOXWELL, представил обновленную линейку сканеров. Стоит отметить новинку – аналог популярного в России GT80, но на Android и с меньшим экраном, и с более компактными размерами. Соответственно, цена тоже ниже. Покрытие по функционалу, русификация, как обычно, на хорошем уровне. Другая новинка этой фирмы – новая модель NT680Pro, который пришел на смену хиту продаж – NT644. Последний являлся самым заказываемым сканером не только в России, но и, например, в США через интернет-магазин Aliexpress. Ведь этот прибор не только лучший помощник автослесаря. Многие владельцы автомобилей покупали его для сброса сервисного интервала, замены колодок, кодирования нового аккумулятора, просто для проверки и удаления ошибок в разных системах. Новая модель NT680Pro полностью переработана. Это цветной, более четкий экран на скоростном процессоре последнего поколения. Кстати, цена осталась такая же, как и у старого поколения, а обновления все так же бесплатны! Производитель обещает презентацию локализованной версии для российского рынка на грядущей в августе Automechanika в Москве.
К сожалению, из нескольких тысяч участников только семь компаний представляли Россию. Среди них прославленный отечественный производитель баз данных по ремонту азиатских автомобилей – «Легион-Автодата» во главе со своим основателем Богданом Осокиным, который представлял в регионе свой главный коммерческий проект – «MotorData». Надо признать, что этот стенд был одним из самых оживленных в разделе выставки «Диагностика и оборудование». Посетителям, среди которых были владельцы автосервисов, представители торговых компаний и простые сотрудники сервисных станций, с удивлением узнавали о том, что теперь их работа может быть намного быстрее и качественнее сделана. Как и в России, на Ближнем Востоке существует огромная проблема с доступом к электрическим схемам и к любой другой документации для японских и корейских автомобилей. Приятно, что именно наша компания восполняет этот пробел и пользуется такой популярностью вдали от дома. В целом Богдан Владимирович сделал правильный выбор. Азиатских автомобилей в регионе по отношению к европейцам и американцам даже больше, чем у нас. В Ираке, например, 95% авто – «корейцы» и «японцы». Почти такая же картина в Индии, Шри-Ланке, Саудовской Аравии, в Иране. Да и в самом Дубае вы вряд ли найдете на улице Volkswagen Passat или Opel. Porsche, BMW 7-й серии, итальянские суперкары – пожалуйста, и в большом количестве. А вот среднего класса автомобилей из Европы очень мало, хотя, по словам Осокина, посетители его стенда очень заинтересовались информацией по Renault Logan и Duster, которые, кстати, нашей, российской сборки и поставляются в этот регион из Москвы! Конечно, основные интересы местных диагностов относились к люксовым внедорожникам, таким как NISSAN Patrol, Pathfinder, TOYOTA Prado, Land Cruiser, LEXUS LX, LS и т.д. Несмотря на отсутствие печек в комплектации локального автопарка, проблемы двигателей и кондиционеров идентичны отечественным. Поэтому я сам был свидетелем того, как некоторые участники прямо на стенде «Легиона» оформляли лицензии, благо стоимость годовой подписки «MotorData» равна паре ужинов в хорошем местном ресторане.
Не только парк машин Ближнего Востока похож на отечественный. Проблемы в диагностике и ремонте также очень схожи. Например, контрафактные запчасти тут тоже не редкость. Некоторые из них, сообщу нашему читателю под большим секретом, активно переправляются в нашу страну под видом оригинальных в упаковках «как бы от автопроизводителя». Причем самым чудесным образом обходят все таможенные препоны, связанные с контролем правообладания бренда и маркировкой. По просочившимся на выставке слухам, тут задействованы наши «друзья» из Казахстана и Белоруссии. В Омане, до которого час ходу по автобану, существуют целые районы таких складов, где предприимчивые россияне делают огромные состояния вместе со своими поставщиками. Последние все почему-то родом из Пакистана. Помня о необходимости вернуться домой живым и здоровым, я не стал «копать» дальше. В принципе поисковые ресурсы помогут желающим найти и продавцов, и варианты поставки. Ну а тем сервисам, которые болеют за качество и не хотят неприятностей с клиентами, советую лучше контролировать своих поставщиков «оригинальных» запчастей. Могут попасться не отличимые от настоящих подделки.
Другая местная напасть – плохое качество бензина и дизельного топлива. Видимо, нефтедобывающие страны не могут наладить производство качественного гидрокрекинга нефтепродуктов и поэтому низкосортное топливо губит движки как в лесах России, так и в пустыне Дубая. В связи с этим важную роль играют мини-лаборатории, которые позволяют провести экспресс-анализ топлива, взятого из топливного бака «больного» автомобиля. Надо отметить, что некоторые европейские бренды (например, Delphi) предлагают подобные системы, но их стоимость просто недоступна автосервису средней руки, и покупка такого оборудования вряд ли сможет окупиться. На Automechanika в Дубае сразу несколько лабораторий предложили недорогие решения. Компактный чемодан с реактивами, минимум дорогой электроники – и любой слесарь может определить состав того, что продают под видом дизеля прямо на трассе или на парковке.
В целом посещение выставки в Дубае оправдывает себя, поскольку город является центром продаж не только бытовой электроники, но и автосервисного оборудования, которое еще не представлено в других странах. Как я неоднократно слышал от европейских коллег, местные потребители предпочитают только самые новые и передовые технологии. Поэтому многие презентации проводятся в Дубае. Поскольку автопарк региона похож на отечественный, а многие производители не рассчитывают на наш рынок, как на основной, именно тут взыскательный владелец автосервиса может найти что-то уникальное и до определенных пор недоступное конкурентам, что принесет ему дополнительную прибыль. Несмотря на то что я провел в громадных павильонах все три дня работы выставки, осмотреть все стенды тысяч участников мне так и не удалось, да и формат заметки не позволяет подробно написать об этом. Поэтому пришлось поделиться только самой, на мой взгляд, вкусной «выпечкой» тех автосервисных «кулинаров», чьи стенды привлекли наибольшее внимание.