Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Автобусы в народном ополчении

Автобусы в народном ополчении

Обычные автобусы, так же как и люди непризывного, пред­пенсионного возраста, малопригодны для мобилизации на военную службу. Однако фронтам Великой Отечественной потребовался и такой транспорт...

Какие автобусы были перед войной

Советское автостроение в предвоенные годы было представлено лишь четырьмя заводами, из которых автобусы выпускали только два. А от закупки автомо­бильной техники за рубежом почти полностью отказа­лись в начале 30-х, ориентируясь на развитие отече­ственной индустрии.

Основной моделью автобуса Горьковского завода с 1933 года стала 17-местная машина ГАЗ-03-30 для городских пассажирских перевозок. Она базирова­лась на шасси обычной «полуторки» ГАЗ-АА. В 1936 году был начат выпуск специального 9-местного авто­буса ГАЗ-05-193 для Вооруженных Сил. Машина изго­тавливалась на 3-осном шасси (6x4). Она предназна­чалась для использования в качестве штабного транспорта, но, не обладая полным приводом, не имела и особых преимуществ перед моделью «03-30». И, наконец, с 1938-го был поставлен на производство 10-местный санитарный автобус ГАЗ-55. Последняя машина, впрочем, не делалась специально для армии, а поступала также и на обычные подстанции «Скорой помощи».

Московский автозавод им. Сталина с 1934 года выпускал 21-местный автобус ЗИС-8, в 1938 году перешел на выпуск более совершенной, 26-местной, модели ЗИС-16. С 1939 года, в преддверии надвигаю­щейся войны, завод поставил на производство и машину ЗИС-16С. Последняя модель — большой санитарный автобус на 10 носилок и 10 сидячих мест — представляла собой комбинацию из кузова ЗИС-16 и кабины и оперения от «трехтонки» ЗИС-5.

По путям-дорогам фронтовым...

С началом Великой Отече­ственной для нужд обороны были мобилизованы автомобили всех типов, в том числе и большинство автобусов с городских пассажир­ских маршрутов. И бывшие сугубо мирные машины начали работать на грядущую победу.

В Москве почти все автобусные маршруты были отменены. Зато в течение лета и осени 1941 года интенсивное движение было организовано между сто­лицей и ее дальними подступами. Автобусники пере­возили из города и обратно людей, занятых на строи­тельстве оборонительных рубежей. Пассажирский транспорт был задействован для доставки пополне­ний на передовую, обратными рейсами забирая с фронта раненых и беженцев. Не одна сотня москов­ских машин участвовала в переброске народного ополчения на наиболее угрожаемое Вяземское напра­вление, на так называвшийся тогда Ельнинский выступ. Напомним, что именно под Ельней немецкие войска впервые получили настолько сильный контр­удар, что вынуждены были приостановить наступле­ние на столицу. Здесь уместно привести воспоминания бывшего бойца народного ополчения, известного киноартиста Михаила Пуговкина: «Мы уезжали из Москвы колонной на 90 автобусах. Больше половины машин по дороге к фронту погиб­ла под бомбежкой. А Ельня, куда мы наконец-то прибыли, семь раз переходила из рук в руки».

Зимой 1941 года автобусный трест Москвы сформировал спе­циальную колонну из 40 машин и направил ее в помощь осажден­ному Ленинграду для работы на легендарной «Дороге жизни».

Посадка эвакуируемых ленинградцев на автобус ЗИС-16 2-го Московского парка у поселка Осиновец на Ладоге. Первая блокадная зима
Посадка эвакуируемых ленинградцев на автобус ЗИС-16 2-го Московского парка у поселка Осиновец на Ладоге. Первая блокадная зима

Вряд ли нужно напоминать о том, как послужил автотранспорт на Ладоге и каких усилий стоило это бывшим гражданским водителям, мобилизованным вместе со свои­ми машинами. Скажем лишь о том, что наряду с армейскими грузовика­ми под лед озера уходили порой и автобусы.

Московский завод «Арем- куз» не только готовил бойцов для МПВО и рабо­чих батальонов, но и про­должал выпускать авто­бусы ЗИС-8. Для фронта, для Победы. 1941 год
Московский завод «Арем- куз» не только готовил бойцов для МПВО и рабо­чих батальонов, но и про­должал выпускать авто­бусы ЗИС-8. Для фронта, для Победы. 1941 год

Вместе с московскими ЗИСами на военной автомобильной дороге через Ладогу работали и автобусы АТУЛ, выпускав­шиеся ремонтным заводом Автотранспортного упра­вления Ленинграда (отсюда и обозначение машин). В музее «Дороги жизни» в городе Осиновец сохраня­ется один экземпляр автобуса ленинградского произ­водства. И это возможно, единственный в своем роде памятник боевой и трудовой доблести шоферов-авто- бусников.

Но основное назначение автобусов на той войне (как наиболее пригодных машин) сводилось, конечно, к перевозке раненых. И если вспомнить, что около 60% советских воинов усилиями медиков были вновь возвращены в действующую армию, то становится очевидным: в заявлении о том, что и автобусы работа­ли на Победу, никакого преувеличения нет.

Пассажирские машины, колесившие по бесчислен­ным фронтовым дорогам, не только сменили двух­цветную гражданскую окраску на армейский каму­фляж, но и подвергались «модернизации» силами самих водителей. Так, в целом ряде случаев у автобу­сов ЗИС, имевших большой свес кузовов, срезались фальшборта- «юбки» для улучшения геометри­ческих параметров проходимости. А у московских машин, работав­ших на Ладоге, по приказу руко­водства автоколонны снималась часть сидений для предоставле­ния большего места стоявшим людям. И, кроме того, все эти автобусы оборудовались печами — «буржуйками», так как привычно­го сейчас штатного отопления пассажирский транспорт той эпохи еще не имел. Кстати, толь­ко московские автобусники вывезли из осажденного Ленин­града около 170 тысяч человек. Так автобусы вошли в историю минувшей войны наряду с армей­ской техникой.

На верхнем фото: Весна 1941 года. Проверка городского автобуса ЗИС-16 на пригодность для возможного фронтового бездорожья

  • Андрей Кузнецов

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены