Автобусы в народном ополчении
Обычные автобусы, так же как и люди непризывного, предпенсионного возраста, малопригодны для мобилизации на военную службу. Однако фронтам Великой Отечественной потребовался и такой транспорт...
Какие автобусы были перед войной
Советское автостроение в предвоенные годы было представлено лишь четырьмя заводами, из которых автобусы выпускали только два. А от закупки автомобильной техники за рубежом почти полностью отказались в начале 30-х, ориентируясь на развитие отечественной индустрии.
Основной моделью автобуса Горьковского завода с 1933 года стала 17-местная машина ГАЗ-03-30 для городских пассажирских перевозок. Она базировалась на шасси обычной «полуторки» ГАЗ-АА. В 1936 году был начат выпуск специального 9-местного автобуса ГАЗ-05-193 для Вооруженных Сил. Машина изготавливалась на 3-осном шасси (6x4). Она предназначалась для использования в качестве штабного транспорта, но, не обладая полным приводом, не имела и особых преимуществ перед моделью «03-30». И, наконец, с 1938-го был поставлен на производство 10-местный санитарный автобус ГАЗ-55. Последняя машина, впрочем, не делалась специально для армии, а поступала также и на обычные подстанции «Скорой помощи».
Московский автозавод им. Сталина с 1934 года выпускал 21-местный автобус ЗИС-8, в 1938 году перешел на выпуск более совершенной, 26-местной, модели ЗИС-16. С 1939 года, в преддверии надвигающейся войны, завод поставил на производство и машину ЗИС-16С. Последняя модель — большой санитарный автобус на 10 носилок и 10 сидячих мест — представляла собой комбинацию из кузова ЗИС-16 и кабины и оперения от «трехтонки» ЗИС-5.
По путям-дорогам фронтовым...
С началом Великой Отечественной для нужд обороны были мобилизованы автомобили всех типов, в том числе и большинство автобусов с городских пассажирских маршрутов. И бывшие сугубо мирные машины начали работать на грядущую победу.
В Москве почти все автобусные маршруты были отменены. Зато в течение лета и осени 1941 года интенсивное движение было организовано между столицей и ее дальними подступами. Автобусники перевозили из города и обратно людей, занятых на строительстве оборонительных рубежей. Пассажирский транспорт был задействован для доставки пополнений на передовую, обратными рейсами забирая с фронта раненых и беженцев. Не одна сотня московских машин участвовала в переброске народного ополчения на наиболее угрожаемое Вяземское направление, на так называвшийся тогда Ельнинский выступ. Напомним, что именно под Ельней немецкие войска впервые получили настолько сильный контрудар, что вынуждены были приостановить наступление на столицу. Здесь уместно привести воспоминания бывшего бойца народного ополчения, известного киноартиста Михаила Пуговкина: «Мы уезжали из Москвы колонной на 90 автобусах. Больше половины машин по дороге к фронту погибла под бомбежкой. А Ельня, куда мы наконец-то прибыли, семь раз переходила из рук в руки».
Зимой 1941 года автобусный трест Москвы сформировал специальную колонну из 40 машин и направил ее в помощь осажденному Ленинграду для работы на легендарной «Дороге жизни».
Вряд ли нужно напоминать о том, как послужил автотранспорт на Ладоге и каких усилий стоило это бывшим гражданским водителям, мобилизованным вместе со своими машинами. Скажем лишь о том, что наряду с армейскими грузовиками под лед озера уходили порой и автобусы.
Вместе с московскими ЗИСами на военной автомобильной дороге через Ладогу работали и автобусы АТУЛ, выпускавшиеся ремонтным заводом Автотранспортного управления Ленинграда (отсюда и обозначение машин). В музее «Дороги жизни» в городе Осиновец сохраняется один экземпляр автобуса ленинградского производства. И это возможно, единственный в своем роде памятник боевой и трудовой доблести шоферов-авто- бусников.
Но основное назначение автобусов на той войне (как наиболее пригодных машин) сводилось, конечно, к перевозке раненых. И если вспомнить, что около 60% советских воинов усилиями медиков были вновь возвращены в действующую армию, то становится очевидным: в заявлении о том, что и автобусы работали на Победу, никакого преувеличения нет.
Пассажирские машины, колесившие по бесчисленным фронтовым дорогам, не только сменили двухцветную гражданскую окраску на армейский камуфляж, но и подвергались «модернизации» силами самих водителей. Так, в целом ряде случаев у автобусов ЗИС, имевших большой свес кузовов, срезались фальшборта- «юбки» для улучшения геометрических параметров проходимости. А у московских машин, работавших на Ладоге, по приказу руководства автоколонны снималась часть сидений для предоставления большего места стоявшим людям. И, кроме того, все эти автобусы оборудовались печами — «буржуйками», так как привычного сейчас штатного отопления пассажирский транспорт той эпохи еще не имел. Кстати, только московские автобусники вывезли из осажденного Ленинграда около 170 тысяч человек. Так автобусы вошли в историю минувшей войны наряду с армейской техникой.
На верхнем фото: Весна 1941 года. Проверка городского автобуса ЗИС-16 на пригодность для возможного фронтового бездорожья