Автокомпоненты: апрельские тезисы
В Москве 26 апреля состоялся 10-й Международный форум «Автокомпонеты 2017» по теме «Перспективы развития производства и рынка автокомпонентов. Локализация производства автомобильных комплектующих в России». Организаторами встречи традиционно выступили ОАО «АСМ-холдинг» и НП «Объединение автопроизводителей России».
Тематика докладов и обсуждений была следующей:
- Итоги деятельности автомобильной промышленности России в I квартале 2017 года;
- Перспективы развития автокомпонентной отрасли и рынка автокомпонентов в России;
- Об изменении структуры рынка в сегментах легковых и грузовых автомобилей;
- Вторичный рынок автокомпонентов и послепродажное обслуживание. Оценка емкости рынка;
- Локализация производства автокомпонентов в регионах: новые возможности и риски;
- Инвестиционный и инновационный потенциал российских автокомпонентных предприятий;
- Основные требования по организации совместных производств с иностранными автопроизводителями и развитие сети отечественных поставщиков автомобильных компонентов;
- Выработка консолидированных предложений по актуализации стратегии развития отечественного автопрома.
В качестве спикеров пригласили представителей Государственной Думы РФ, Министерства промышленности и торговли РФ, ассоциаций и объединений производителей автокомпонентов, ведущих научных организаций России, специалистов консалтинговых и инвестиционных компаний.
А чтобы работа была эффективной, итоговые материалы и предложения от участников форума – опять же традиционно – направили в Правительство РФ, Государственную Думу РФ, в профильные министерства и ведомства для использования при подготовке соответствующих решений.
Сразу скажем, что отразить в небольшой журнальной статье все 14 докладов невозможно. Поэтому мы затронем лишь четыре выступления:
- «О развитии автомобильной промышленности Российской Федерации». Автор – Владимир Костюченков, начальник отдела экономического анализа и мониторинга рынков Департамента автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Минпромторга;
- «Автопром: итоги 2016 года и I квартала 2017 года. Предложения по мерам поддержки импортозамещения автокомпонентов в России». Автор – Александр Ковригин, заместитель генерального директора ОАО «АСМ-холдинг»;
- «Перспективы и условия развития производства автомобильных компонентов в Российской Федерации». Автор – Михаил Блохин, генеральный директор Национальной ассоциации производителей автомобильных компонентов (НАПАК);
- «Автотранспортная мехатроника – основа развития конструкции автокомпонентов. Состояние развития, проблемы, вызовы и эволюционные решения». Автор – проф. Борис Белоусов, начальник Отдела тяжелых мобильных наземных комплексов НПЦ СМ МГТУ им. Н. Э. Баумана.
Каждый доклад мы проиллюстрировали одним или двумя слайдами.
Начнем с первого доклада. К сожалению, выступления Минпромторга на подобных форумах и конференциях строятся по одному и тому же шаблону.
Вроде все правильно: планы, программы, финансирование, меры по обеспечению, цифры, прогнозы… Работает ли это на деле? Мы знаем несколько российских заводов, выпускающих автокомпоненты, – они способны обеспечить реальное импортозамещение и локализацию. Доходят ли до них министерские устремления и средства?
Выступление Александра Ковригина, как всегда, содержало призывы к действию: давайте же, наконец, начнем работать! И меры он предлагал конкретные и конструктивные. Вот несколько предложений, прозвучавших в докладе.
- Формирование каталога (перечня) автокомпонентов, необходимых для импортозамещения в автомобилях, выпускаемых иностранными автопроизводителями, с целью организации их производства в России.
- Определение приоритетных направлений научно-технологического развития автокомпонентной базы в рамках Таможенного союза.
- Обеспечение производителей автокомпонентов сырьем и материалами через развитие кооперации в смежных с автомобилестроением отраслях: в металлургии – развитие производств высокопрочных сталей, в химии – инженерных пластиков и др.
- Расширение экспортных поставок автокомпонентов на рынки третьих стран.
- Развитие информационно-консультационной поддержки по обмену требованиями к импортозамещению автокомпонентов для иностранных автопроизводителей в России.
- Поддержка участия производителей автокомпонентов в отраслевых выставочно-ярмарочных мероприятиях в России и за рубежом.
- Формирование механизмов поддержки кредитования производителей автокомпонетов, осуществляющих выпуск компонентов для импортозамещения, включая использование СПИК.
- Оптимизация неэффективных мощностей по выпуску автокомпонентов за счет концентрации господдержки вокруг высокотехнологичных производителей.
- Предоставление субсидий российским производителям компонентов на разработку конструкции компонентов в рамках импортозамещения.
- При этом основной задачей должно оставаться создание совместных компонентных предприятий, которые будут работать как для рынка России, так и за его пределами.
Глава НАПАК Михаил Блохин начал с глобальных вопросов:
- усиление глобализации и консолидации производителей компонентов;
- дифференциация, технология производства и конструктивные возможности;
- прочные связи с производителями и группами поставщиков;
- новые рынки – рост за счет присоединений и союзов.
Потом докладчик рассказал о разном толковании понятий ОЕМ и OES у нас и за рубежом, затронул производственные аспекты локализации, высказал соображения по замещению прямого импорта продукцией произведенной на территории РФ и алгоритму принятия решения развития бизнеса в нашей стране.
Весьма информативной оказалась иллюстрация по мировой кооперации OEM – как и с кем работают мировые автомобильные «гранды».
Похвально, что на форуме дали слово и науке – проф. МГТУ им. Н. Э. Баумана Борис Белоусов по косточкам разобрал всю инновационную «анатомию» современного автомобиля.
Жаль, мы не сможем здесь рассказать о выступлениях «Автотора», «Рено Россия», «Русэлпром», Нижегородского технического университета и др. Не беда! Познакомиться со всеми докладами можно, обратившись к организаторам форума, – например, на страничке сайта «АСМ–Холдинг».