Что нужно, чтобы цена бензина упала до 30 руб./л
Каждый месяц на автомобильном рынке происходят события, способные резко изменить существующие тенденции или задать новые. Журнал «АБС-авто» публикует самые яркие из них.
Беспилотники поедут по «умным» дорогам
В рамках Северо-Западного промышленного форума холдинг «Швабе» госкорпорации «Ростех» представил комплекс решений для интеллектуальных транспортных систем (ИТС), в том числе – для автоматизированных систем управления дорожным движением и пассажиропотоком (АСУДД).
Представители «Швабе» рассказали о комплексных решениях ИТС, которые разрабатываются и внедряются в рамках реализации экосистемного проекта «Умный город».
В частности, посетителям форума продемонстрировали многофункциональный комплекс пешеходной навигации с функцией экстренной связи с полицией, системами аудио- и видеомониторинга, а также показали беспилотник ORION DRONE со SWIR-камерой, способной находить и отслеживать объекты в условиях нулевой видимости.
«Развитие транспортной системы российских городов – задача, которой мы в “Швабе” уделяем огромное внимание, – рассказал заместитель генерального директора «Швабе» Иван Ожгихин. – Главным образом потому, что своего рода потребителями этих технологий являются сами граждане. Каждая из представленных нами сегодня разработок оказывает непосредственное влияние на жизнь каждого, и нам важно, чтобы влияние это было позитивным».
Между тем на дороги Москвы и Татарстана планируется вывести 100 высокоавтоматизированных автомобилей. Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление о проведении эксперимента по тестированию беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования. Оценивать ход эксперимента будут МВД, Минпромторг, НТИ «Автонет» и ФГУП «НАМИ», сообщает пресс-служба НТИ «Автонет».
«Это положение будет в тестовом режиме использоваться на территории ряда мест в Москве и Татарстане, начнем мы это совсем скоро – с 1 декабря», – сказал Медведев на совещании с вице-премьерами. Премьер отметил, что для использования беспилотных автомобилей необходимы нормативные условия, так как по действующим правилам в любом транспортном средстве должен находиться водитель.
«Нужно, как минимум, дать все необходимые определения, чтобы этот транспорт развивался, включая то, что является автоматизированной системой вождения, кто или что является собственником высокоавтоматизированного транспортного средства, потому что отсюда вытекают юридические последствия, связанные с несением ответственности за возможный ущерб, который может быть причинен», – пояснил Медведев.
По его словам, эксперимент позволит окончательно выработать необходимые изменения в ПДД.
В свою очередь вице-премьер Максим Акимов пояснил, что на дороги Москвы и Татарстана выйдет 100 высокоавтоматизированных автомобилей.
«Речь, конечно, на сегодняшний день не идет о беспилотном транспорте. Во всех автомобилях будет находиться опытный пилот-инструктор, способный остановить транспортное средство в случае непредвиденных обстоятельств», – сообщил Акимов.
«Но это все-таки беспилотная эксплуатация в том смысле, что во время движения водитель не прикасается к управлению автомобилем», – уточнил премьер.
По словам Акимова, и разработчики, и потенциальные потребители оценят этот эксперимент. Его реализация послужит стимулом развития беспилотного движения в железнодорожном транспорте, в сфере использования летательных аппаратов, в сфере логистики.
«Будем подводить итоги раз в полгода. Закончим эксперимент в этом режиме, планируем завершить его 1 марта 2022 года, это общий срок эксперимента. Но я надеюсь, что уже через полгода у нас будут предложения по корректировке нормативной базы и соответственно – по корректировке технических регламентов, которые требуются для дальнейшего развития», – заключил Акимов.
Росстандарт протестировал Chery и запретил продажу авто
Росстандарт впервые в рамках проведения плановых проверок протестировал полнокомплектные транспортные средства марки Lifan, Chery и Hyundai.
Испытания были проведены на полигоне НАМИ по показателям: выбросы, защита водителя и пассажиров в случае лобового или бокового столкновения, внутренний шум, оснащение системой вызова экстренных оперативных служб, содержание вредных веществ в воздухе обитаемого помещения ТС.
27 июля 2018 года протестировано транспортное средство марки Lifan типа LF8 (коммерческое наименование Murman, модификация LF186 категории M1). По результатам независимых испытаний Росстандартом подтверждено соответствие автомобиля требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».
12 сентября 2018 года проведены испытания транспортного средства марки Chery типа Т 1Х (коммерческое наименование Tiggo 3, модификация T1XDE14TL5W1P1M5 категории М1). По итогам испытаний выявлено несоответствие автомобиля требованиям безопасности в части:
– оснащения безопасными стеклами (автомобиль оснащен стеклами, безопасность которых как компонента подтверждена сертификатом соответствия, однако безопасность указанных стекол в сборе полнокомплектного транспортного средства не подтверждена Одобрением типа транспортного средства);
– обеспечения двусторонней громкой голосовой связи в кабине транспортного средства с оператором экстренных оперативных служб (несоответствие качества связи).
В целях устранения выявленных нарушений и недопущения их впредь Росстандартом АО «ЧЕРИ АВТОМОБИЛИ РУС» выданы обязательные к исполнению предписания о приостановке реализации небезопасной продукции, об устранении нарушений и разработке программы мероприятий по предотвращению причинения вреда.
Также по указанным фактам будут возбуждены дела об административном правонарушении в отношении юридического и должностного лица.
9 ноября 2018 года также были проведены испытания транспортного средства Hyundai SOLARIS. Информация о результатах испытаний будет размещена в ближайшее время дополнительно.
Справочно. Официальный старт созданию национального авторейтинга безопасности RuNCAP в Российской Федерации был дан 9 ноября 2018 года в Центре испытаний «НАМИ» в рамках подписания четырехстороннего соглашения между Росстандартом, НАМИ, МАДИ и «Авторевю».
Испытания проводятся в равных условиях для всех автопроизводителей условиях в соответствии с Правилами ООН 94–01 с 40%-м перекрытием на скорости 56 км/ч. Отбор образцов продукции для испытаний проводился при участии должностных лиц Росстандарта, экспертов НАМИ, включенных в приказ о проведении проверки, а также обязательном участии официальных представителей проверяемой организации.
До окончания испытаний отложен контрольный образец продукции, т. е. второй аналогичный автомобиль в случае несогласия проверяемой компании с результатами испытаний также был бы повторно испытан.
К 2025 году инвестиции в финтех в автоиндустрии вырастут в 15 раз
По данным Frost & Sullivan, к 2025 году объем инвестиций в финансовые технологии, внедряемые в мировой автомобильной индустрии, увеличатся в 15 раз по сравнению с 2016 годом. Общая сумма сделок составит 230 млн против 16 млн долл. в 2016 году, говорится в отчете компании Fintech in the Global Automotive Industry, Forecast to 2025.
Рост будет обусловлен внедрением цифровых технологий в сегментах розничной торговли как новыми, так и подержанными автомобилями, в лизинговой и страховой сферах, а также развитием мобильных и онлайн-платежей и платежных сервисов на базе блокчейн-технологии.
Лидерами по объемам инвестиций в развитие финтеха в автопроме в указанный период останутся европейские страны, за которыми следуют США и государства Юго-Восточной Азии.
«По нашим прогнозам, в 2025 году структура инвестиций в финтех в мировой автомобильной индустрии будет выглядеть следующим образом: из 230 млн долл. 13,4% составят инвестиции в решения для оплаты парковок, проезда, АЗС и других видов услуг (против 16,9% в 2016 году). – говорит Алексей Волостнов, директор Frost & Sullivan в России. – На долю финансовых продуктов на базе блокчейна и смарт-контрактов будет приходиться 20,6% (29%). Снижение относительно 2016 года будет связано с большим объемом работ по масштабированию и необходимостью обслуживания уже существующих систем».
Инвестиции в решения для онлайн-продаж составят около 24,9% (18,5%), страхования – 30,9% (24,8%). Объем вложений в финансовые продукты, предлагаемые банками и финансовыми агрегаторами, будет находиться на уровне 10,2% (10,8%) от общего, отмечает Волостнов.
Ключевыми игроками финтех-рынка в автомобильной промышленности сегодня являются крупные автоконцерны и технологические компании, занимающиеся производством систем (терминалов) для приема оплаты за парковку/проезд/заправку топлива; разработкой мобильных платежных сервисов; финансовые организации (банки и агрегаторы), а также компании, предоставляющие услуги с возможностью онлайн-оплаты, включая лизинг, страхование, розничные продажи и проч.
Аналитики Frost & Sullivan отмечают, что цифровизация лизинговых услуг позволяет автопроизводителям увеличить продажи в среднем на 3–4%, а при внедрении цифровых технологий в страховой сфере на 80% сокращается время на обработку клиентских запросов и примерно на 90% – сопутствующие расходы.
Одним из лидеров по объемам инвестиций в финтех среди автопроизводителей авторы исследования называют немецкий концерн Daimler.
В период 2016–2017 годов компания инвестировала или заключила партнерство более чем с 13 ИТ-компаниями, среди которых FlightCar, TaxiBeat, Uber, PayCash, Auto Gravity и др. Внедрение сервисов мобильных платежей позволит Daimler экономить в среднем по 2% на комиссии с каждой транзакции.
«Растет рынок услуг, предоставляемых по подписке. Увеличивается количество автомобилей, подключенных к ИТ-системам ресторанов и заправочных станций. Все это стимулирует рост числа платежей через мобильные сервисы и встроенные приложения. – отмечает Волостнов. – Голосовой помощник Alexa от Amazon, встраиваемый в мультимедиа-систему автомобилей Ford, активно используется для заказов в сети кофеен Starbucks. Также Alexa устанавливается в автомобили Hyundai, BMW и Volkswagen, а количество областей и возможностей для его применения постоянно увеличивается».
Среди других наиболее известных коллабораций аналитики Frost & Sullivan называют партнерство между концерном General Motors и платежной системой Mastercard (встраиваемая система для покупки запчастей и оплаты услуг); партнерство между концерном Honda и компанией Visa (встроенный сервис для оплаты топлива на АЗС); а также сотрудничество Toyota с блокчейн-стартапом R3CEV (сервис для повышения скорости обработки онлайн-платежей) и др.
Независимые АЗС рассказали, как снизить стоимость бензина до 30 руб. за литр
«Независимый топливный союз» предрек катастрофу на топливном рынке в 2019 году. Причиной кризиса на топливном рынке, по мнению президента организации Павла Баженова, являются два основных момента – недальновидная экономическая и налоговая политика государства, а также монополизация нефтепереработки и оптовых поставок.
Например, государство создало условия более выгодного для нефтяных компаний экспорта в ущерб поставкам на внутренний рынок, в том числе посредством роста налоговой нагрузки на внутренний рынок.
Свою роль играет также установка правительства на концентрацию рыночной власти в руках крупных нефтяных компаний. Фактически сфера нефтепереработки и оптовых поставок топлива у нас монополизирована. В свою очередь, чрезмерная концентрация рыночной власти в руках конкретных игроков создает колоссальные риски от поведения доминирующих игроков.
Это совсем недавно продемонстрировала НК «Роснефть», которая перестала с 15 ноября поставлять на Санкт-Петербургскую Международную товарно-сырьевую биржу топливо в свободную продажу, что привело к разнице между спросом и предложением в 6 раз, отметили в «Независимом топливном союзе».
Руководитель аналитического центра «Независимого топливного союза» Григорий Баженов отметил, что так называемое ноябрьское соглашение правительства РФ с крупными нефтяными компаниями о «заморозке» мелкооптовых цен на уровне июня 2018 года было заключено, когда они были на «горке» по сравнению с последующими месяцами.
Пределы так называемой маржинальности, а точнее разница между мелкооптовыми и розничными ценами была зафиксирована на уровне 4%. Регуляторы при этом анонсировали мониторинг независимого сектора топливного рынка, угрожая внеплановыми проверками тем, кто поднял цены выше указанных. В свою очередь, биржа фактически из рыночного инструмента превратилась в симулятор экономических процессов, посчитали независимые АЗС.
Григорий Баженов отдельно сделал акцент на маржинальности в 4%, которые правительство РФ и крупные нефтяные компании оставили независимым АЗС. «Сегодня ни о какой реальной прибыли речи не идет, – указал эксперт. – Учитывая среднее по России значение мелкооптового индикатива, среднероссийская маржинальность отныне и до 31 марта 2019 года составит для независимых АЗС 1,7 руб./л».
При среднедневном проливе 10 000 л в сутки операционные затраты составляют порядка 3 руб./л. Другими словами, правительство РФ, говоря о «маржинальности» в 4% для независимых АЗС, на самом деле говорит об убытках в размере –1,3 руб./л. Предложенная правительством и нефтяниками разница между оптом и розницей фиксирует прежде всего перманентную убыточность независимых АЗС.
При этом, если бы не было «заморозки», то оптовые цены пошли бы вниз из-за резкого падения мировых цен на нефть и существенного уменьшения экспортной альтернативы внутреннему рынку.
Директор и совладелец сети АЗС «Олви» (Самарская область) Олег Бузин раскрыл на примере своего бизнеса экономику АЗС. «Наша минимальная наценка должна быть 8–9%. Причем это только порог выживаемости! – сказал Бузин. – В случае 4% не хватает ни на что. Зарплата, имущественные налоги, экологические отчисления, обучение персонала.
Для того чтобы развиваться и просто нормально существовать в текущих условиях, необходим уровень наценки в 14–15%. Нам не нужно 30%, как в ритейле, однако даже на социально значимые товары она как раз составляет 15%».
Коммерческий директор сети АЗС «Северная империя» (Архангельская область) Игорь Ефремов отметил, что Россия стремительно скатывается в ситуацию позднего Советского Союза с его дефицитом топлива и талонной системой. Уже сейчас у нас искусственно создан дефицит топлива на бирже.
Следующим шагом станет ограничение выдачи объемов топлива и количества автомобилей. И главное, нам говорят, что государственного регулирования цен на топливо нет, но как тогда называть все события с «заморозкой» цен? Он отметил, что законы экономики нельзя обмануть.
Далее о мерах по выходу из текущей ситуации на топливном рынке рассказал президент «Независимого топливного союза» Павел Баженов:
«Мы предлагаем четыре простые меры:
Во-первых, отменить акцизы на автомобильные бензины и дизельное топливо.
Во-вторых, отменить режим директивного ценообразования и провести либерализацию цен.
В-третьих, предписать крупным нефтяным компаниям продавать 100% объемов нефтепродуктов, произведенных внутри страны, на бирже.
В-четвертых, взять курс на демонополизацию нефтегазовой отрасли.
Эти меры позволят не только остановить рост цен на топливо, но и приведут к снижению цен. Независимые АЗС готовы продавать бензин и по 30 руб. за литр, если при этом будет маржинальность в 15%. Дайте нам работать в рынке, и это позволит уменьшить стоимость и повысит качество нефтепродуктов».
С АвтоВАЗа хотят взыскать трехкратную стоимость бракованного универсала
Крупнейший российский производитель легковых автомобилей АвтоВАЗ решил оспорить решение о взыскании с него трехкратной стоимости бракованного универсала Lada Largus, проданного в 2017 году автолюбителю, следует из материалов суда.
Автомобильный концерн подал жалобу на решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга, постановившего взыскать с производителя в пользу покупателя более 2 млн руб. «Обжалование решений, постановлений. Заявитель – ответчик (ПАО «АвтоВАЗ»), – говорится в материалах дела.
Пожаловавшийся на АвтоВАЗ автолюбитель купил универсал за 736 тыс. руб., напоминает агентство ТАСС. После покупки он обнаружил на кузове машины многочисленные дефекты лакокрасочного покрытия, недостатки в сварке двери и посторонний стук в двигателе и обратился с заявлением о возврате машины к АвтоВАЗу. Не получив ответа в установленный срок, покупатель подал в суд.
Истец просил взыскать с АвтоВАЗа более 3,5 млн руб., включая стоимость авто в 736 тыс. руб., более 60 тыс. руб. процентов за пользование кредитом банка, взятым на покупку универсала, а также неустойку в 2,6 млн руб. и компенсацию морального вреда.
Суд признал сумму неустойки значительно завышенной, но постановил взыскать с АвтоВАЗа почти три стоимости машины, включая штраф за отказ забрать дефектный товар в добровольном порядке.
Хотя суды в России нередко встают на сторону автовладельцев, производители всеми силами стараются снизить сумму выплат компенсации.
К примеру, в феврале 2018 года некий собственник нового автомобиля УАЗ «Патриот» обратился в Пеновский районный суд с иском к ООО «УАЗ» и ООО «БИОТЕ» о расторжении договора купли-продажи автомобиля, о взыскании суммы, уплаченной по договору, а также неустойки, убытков и денежной компенсации морального вреда.
В своем заявлении владелец машины указал, что приобрел его в ООО «БИОТЕ» в ноябре 2016 года, уплатив фирме стоимость машины на сумму 1 022 100 руб., часть из которых являлась заемными денежными средствами по договору потребительского кредита.
В период гарантийного срока покупателем был выявлен ряд неисправностей, которые устранялись по гарантии (замена щитка приборов, датчика парковки, зеркал заднего вида, радиоприемника, подушки водительского сидения, рулевого колеса, перепрошивка автомагнитолы, некорректно работающие кнопки регулировки громкости на руле, регулировка и смазка тяг дверей, отказ электроники и др.).
Недостатки электрики в автомобиле так и не были устранены. Намаявшись с хроническим ремонтом (автомобиль за 2 месяца эксплуатации был в ремонте 40 дней), покупатель обратился к продавцу с претензиями о расторжении договора купли-продажи автомобиля, о возврате уплаченной за автомобиль суммы, а также о возмещении понесенных расходов и убытков.
ООО «УАЗ» согласилось компенсировать только часть заявленной суммы, что было расценено истцом как отказ продавца от добровольного удовлетворения его требований, отмечает пресс-служба Пеновского районного суда.
7 мая 2018 года Пеновский районный суд рассмотрел иск, решив расторгнуть договор купли-продажи между истцом и ООО «БИОТЕ», взыскать с ООО «УАЗ» 1 146 200 руб. в счет возврата стоимости транспортного средства, 5366 руб. в счет возмещения уплаченных процентов по потребительскому кредиту, 15 000 руб. в счет денежной компенсации морального вреда, 691 руб. в счет возмещения почтовых расходов, 15 000 руб. в счет возмещения расходов на проведение оценки стоимости транспортного средства, 400 000 руб. – неустойку за нарушение сроков удовлетворения требований потребителя, 450 000 руб. – штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя и, начиная с 8 мая 2018 года, в размере 11 462 рубля за каждый день невыполнения требования о возврате уплаченной за автомобиль суммы.
Суд также обязал покупателя возвратить автозаводу автомобиль, возложив на ООО «УАЗ» расходы на его доставку.
Однако ООО «УАЗ» не согласилось с решением Пеновского районного суда, обжаловав его в апелляционной инстанции Тверского областного суда из-за несогласия с суммой неустойки и штрафа, считая, что они необоснованно завышены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 4 сентября 2018 года решение Пеновского районного суда было изменено в части взыскания с ООО «УАЗ» неустойки и штрафа.
Неустойка за нарушение сроков удовлетворения требований потребителя была снижена с 400 000 до 200 000 руб., штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя снижен с 450 000 до 100 000 руб.
Также областным судом была отменена неустойка за нарушение сроков удовлетворения требований потребителя с 8 мая 2018 года из расчета 11 462 руб. за каждый день невыполнения требования о возврате уплаченной за автомобиль суммы.
Истец не согласился с доводами суда апелляционной инстанции Тверского областного суда и подал кассационную жалобу в Президиум Тверского облсуда на определение суда от 4 сентября 2018 года. В настоящее время жалоба принята к рассмотрению.
1 ноября 2018 года в Пеновский районный суд от ООО «УАЗ» поступило заявление о повороте исполнения решения суда. Отечественный автопроизводитель указал на то, что перечислил по решению суда в пользу истца в общей сложности сумму в 2 318 807 руб. Но с учетом уменьшения присужденной ко взысканию судом апелляционной инстанции суммы до 1 482 257 руб. ООО «УАЗ» переплатило истцу 836 550 руб.
Рассмотрение материала о повороте решения суда назначено Пеновским районным судом на 22 ноября 2018 года.
Lada Xray оснастят вариатором
Lada Xray скоро получит новую коробку передач. АвтоВАЗ уже приступил к выпуску предсерийной партии. По данным «РГ», 22 ноября на линии B0 главного конвейера АвтоВАЗа был собран первый экземпляр Lada Xray Cross с вариатором (CVT) из пилотной партии.
Известно, что Xray Cross окрашен в «фирменный» светло-коричневый цвет «Пума» и не имеет внешних отличий от обычной кроссовой версии. Эксперты издания полагают, что «пилот» предназначен для валидационных испытаний. Объем выпуска автомобилей из первой серии пока не разглашается. АвтоВАЗ готовит для Lada Xray «связку» японского вариатора Jatco JF015E с «ниссановским» двигателем HR16 (1,6 л, 114 л. с.).
Ранее завод сообщал о модернизации АМТ. Итогом, по данным производителя, стало ускоренное переключение передач с первой на вторую и со второй на третью. Инженеры АвтоВАЗа смогли оптимизировать алгоритм работы сервоприводов, добившись более комфортной и плавной работы КПП.
Кроме того, у водителя появилась возможность выбрать один из двух режимов: «ползучий» – предназначен для езды на холостых оборотах без газа, и Crawl Mode – специально для зимы и заснеженной дороги, используя который, можно тронуться со второй передачи даже на льду.
GM закроет заводы в США
Котировки акций General Motors (GM) резко снизились после негативной реакции президента США Дональда Трампа на планы крупнейшего автомобилестроительного концерна США свернуть выпуск ряда марок и осуществить массовые увольнения сотрудников в Соединенных Штатах. Об этом свидетельствуют показатели торгов во вторник на Нью-Йоркской фондовой бирже.
Так, с начала торговой сессии котировки ценных бумаг GM пошли вниз. В настоящий момент стоимость акции автогиганта сократилась на 1,18 долл. (3,13%) до 36,47 долл., и тенденция падения сохраняется.
Президент США ранее в своем Twitter выразил разочарование решением генерального директора GM Мэри Барра закрыть заводы в штатах Огайо, Мичиган и Мэриленд, но не в Мексике или Китае. Трамп посетовал на то, что не рассчитывал на такую «благодарность» автогиганта за помощь федерального правительства, оказанную предприятию в преодолении кризиса 2008 года, передает ТАСС. Глава государства пригрозил изучить вопрос о прекращении любого субсидирования General Motors, включая вливания на разработку электромобилей.
Концерн General Motors в понедельник объявил, что поставил перед собой задачу к концу 2020 года увеличить приток свободных средств на 6 млрд долл. за счет сокращения расходов, увольнений и прекращения выпуска нерентабельных марок автомобилей. Этот план призван ускорить трансформацию автогиганта в предприятие, главными отличительными чертами которого должны стать нулевые показатели аварий, выхлопов и загрязнения окружающей среды.
Судьба заводов компании стала предметом обсуждения в Twitter-аккаунтах высокопоставленных чиновников США. Так, министр финансов США Стивен Мнучин удалил из своего аккаунта в Twitter запись, автор которой от его имени призывал автогигант General Motors вернуть федеральному правительству миллиарды долларов, выделенные для преодоления финансового кризиса 2008 года. Об этом глава Минфина сообщил в среду в своем Twitter.
«Прошлой ночью кто-то, но не министр и не уполномоченное лицо, разместил ретвит на @stevenmnuchin1. Поэтому данный ретвит был удален», – написал Мнучин.
Газета «The Wall Street Journal» сохранила копию ложного послания, отыскав его в Twitter уже президента США Дональда Трампа. «Если GM не хочет сохранять рабочие места в Соединенных Штатах, то ей следует вернуть обратно выкуп в 11,2 млрд долл., профинансированных за счет американских налогоплательщиков», – написал автор поста с аккаунтом @The_Trump_Train. Выкупом в английском языке в том числе называют временную финансовую поддержку, которое государство оказывает частным предприятиям, не способным преодолеть кризис самостоятельно.
В минфине США, куда обратилась газета, заявили, что пока неясно, был ли взломан аккаунт Мнучина. «Мы этим занимаемся. [Ретвит] поступил не от министра и не от лица, имеющего доступ в его аккаунт», – заявил помощник главы ведомства по связям с общественностью Тони Саег.