Сколько дилеров нужно рынку?
Каждый месяц на автомобильном рынке происходят события, способные резко изменить существующие тенденции или задать новые. Журнал «АБС-авто» публикует самые яркие из них.
Поумневшие автомобили «сдадут» своих владельцев
Правительство предлагает решить вопрос соблюдения водителями правил дорожного движения кардинальными методами – с 2020 года во все новые автомобили будут встраиваться «черные ящики», которые будут фиксировать, сохранять и передавать параметры движения транспортных средств по сигналам ГЛОНАСС. Об этом сообщила газета «Известия».
Предложение сформировать «Единую государственную среду передачи навигационной информации, получаемой от тахографов и иных технических устройств с измерительными функциями» (ЕГСНИ) было сформулировано заместителем министра транспорта РФ Алексеем Цыденовым на совещании у вице-премьера Дмитрия Рогозина. Идея получила поддержку, и в результате нескольким министерствам и госкомпании АО «ГЛОНАСС» поручили в кратчайшие сроки подготовить и представить план мероприятий по формированию ЕГСНИ.
Концепция «подключенного автомобиля» открывает широкие возможности для производителей и новых игроков, которые стараются заработать на продаже услуг владельцам транспортных средств,
Как считают разработчики системы «ЭРА-ГЛОНАСС», основным драйвером развития российского навигационного рынка является коммерциализация инфраструктуры «ЭРА-ГЛОНАСС» в части оборудования и сервисов. На базе системы должна быть создана единая национальная защищенная навигационно-информационная платформа, обслуживающая интересы федеральных, ведомственных и региональных систем, российского и зарубежного бизнеса.
Дополнительными драйверами масштабирования навигационного рынка и развития навигационных технологий ГЛОНАСС на ближайшие годы станут: программа оснащения транспорта приборами контроля режима труда и отдыха водителей (тахографами), создание системы возмещения ущерба федеральным дорогам большегрузным транспортом, интеллектуальных транспортных систем.
Стоит отметить, что возможностями «подключенного автомобиля» вовсю пользуются и страховые компании. Так, вместе с полисом каско автовладельцу вручают электронный блок для установки в машине, который отслеживает действия водителя за рулем (превышение скорости, резкие ускорения и торможения и проч.), и в зависимости от своей аккуратности автовладелец получает скидку, определенную от страхового тарифа.
В Европе подобная схема (Pay-as-you-drive) работает с 2002 года, используется она повсеместно и в США. В результате, как утверждают страховщики, водитель, как только за ним начинают «следить», становится намного аккуратнее и дисциплинированнее.
Кроме того, у автомобильной телематики множество других полезных функций: спутниковая сигнализация или, к примеру, информирование служб экстренной помощи. По мнению экспертов, к 2020 году услугами страховой телематики в России будут пользоваться более 5 млн владельцев транспортных средств.
Телематические устройства позволяют самим страховщикам лучше узнать о том, как водят их клиенты. К примеру, одна из СК опубликовала статистику, полученную с помощью таких устройств. Как удалось выяснить, основная причина многочисленных аварий у женщин-водителей – несоблюдение правил перестроения и маневрирования, у мужчин – нарушение скоростного режима.
Зарядка в каждый дом
Каждый новый жилой дом в Европейском союзе в будущем должен быть оснащен системой зарядки электромобилей, такие поправки в законодательство намерена внести Европейская комиссия, пишет «Интерфакс».
Небольшие дома и строения должны обладать по меньшей мере точкой выхода соответствующих кабелей, по планам комиссии. У более крупных сооружений каждое десятое парковочное место необходимо оснастить станцией подзарядки.
Стоимость такой зарядной станции, по оценке ЕК, может достигать 75 тыс. евро.
Новые правила планируется распространить как на строящиеся дома, так и на объекты, подлежащие капитальному ремонту. Вступить в силу они должны до 2023 года. Как отмечается, представители рынка недвижимости критикуют планы Еврокомиссии.
«Брюссель форсирует технологию без оглядки на то, будет ли для нее в будущем рынок», – заявил Кай Варнеке, президент организации Haus und Grund, представляющей интересы домовладельцев и арендодателей.
Грузовики станут автономными раньше легковушек
Компания Tesla объявила о том, что все собираемые на ее заводе транспортные средства, включая Model 3, с 19 октября будут оснащены необходимым оборудованием для автономного вождения. Компания пообещала, что технологии беспилотного управления обеспечат больший уровень безопасности вождения, чем человек.
Машины будут оборудованы по кругу восемью камерами, обеспечивающими обзор в 360° на расстоянии в 250 м. Дополняют систему 12 обновленных ультразвуковых датчиков, позволяющих обнаруживать как твердые, так и мягкие объекты в радиусе 500 м.
Кроме того, спереди установлен радар, с помощью которого поступают данные об окружающей обстановке. Причем радар «видит» сквозь дождь туман, пыль и даже другие автомобили.
Для того чтобы обработать большой массив поступающих данных, на машину установили новый компьютер, в 40 раз превышающий производительность предшественника. В целом система предоставляет недоступный для человека уровень восприятия внешнего мира. Она смотрит сразу во все стороны, подчеркивает компания.
Модели S и X с новым оборудованием уже находятся в производстве. Прежде чем активировать функции, которые стали доступными благодаря новому оборудованию, Tesla проведет дополнительную калибровку системы. Для этого автомобилям придется накатать в общей сложности миллионы километров.
Пока Tesla только собирается калибровать систему, автономный грузовик компании Otto в своем первом беспилотном рейсе перевез 45 тыс. банок пива Budweiser, сообщает «Интерфакс».
Автомобиль, двигаясь со скоростью около 88 км/ч, преодолел расстояние почти в 200 км от города Форт-Коллинс (штат Колорадо) до города Колорадо Спрингс в том же штате. Путешествие состоялось 20 октября. Компании Otto заплатили за доставку груза 470 долл.
Компания Uber, не так давно начавшая разработку автономных автомобилей, приобрела стартап Otto, известный своим проектом автоматизации магистральных грузовиков. На всем пути в грузовике присутствовал водитель, однако он вмешался в управление лишь при заезде и выезде с автомагистрали, все остальное время машина шла самостоятельно, без участия человека.
За ней двигался автомобиль полиции, но дорожная обстановка была обычной: для эксперимента не стали создавать облегченные условия и перекрывать движения транспорта.
Компания Otto – стартап для развития технологии переоснащения большегрузных автомобилей под системы автоматического управления без водителя – была создана в январе 2016 года группой бывших сотрудников компаний Google, Apple и Tesla.
В августе 2016 года компания Uber, не так давно начавшая разработку автономных автомобилей, приобрела стартап Otto за 680 млн долл.
Otto предлагает не строить новые беспилотные грузовики с нуля, а наладить переоснащение существующих, что, по их расчетам, обойдется дешевле. Предприниматели финансируют разработки новых комплектов для переоснащения грузовиков из своих собственных средств. Они исходят из того, что автономные грузовые автомобили войдут в широкий обиход раньше, чем легковые.
Изначально беспилотные технологии планируется применять лишь при движении по автомагистралям, в населенных пунктах водителю придется брать управление машиной на себя. При нынешнем уровне развития беспилотной технологии, как считают создатели Otto, она довольно скоро позволит управлять грузовиками на американских автомагистралях, но для условий дорог более локального значения и городских улиц ее возможности пока недостаточны.
В комплект для переоборудования грузовика войдут камеры, радар, лидар (оптическая система сбора информации об удаленных объектах). Эта аппаратура позволит автомобилю держать дистанцию, двигаться в одном ряду, сохранять заданную скорость и при необходимости тормозить или останавливаться.
Одна из целей, которые ставит перед собой Otto, – сократить число дорожно-транспортных происшествий с участием водителей, уставших после долгого трудового дня.
Вокруг света
Глобальное продвижение главной специализированной международной выставки Autopromotec 2017, которая состоится в Болонье 24–28 мая, идет полным ходом. Организаторы мероприятия, всегда нацеленные на международный аспект развития Autopromotec, продолжают продвигать выставку с целью привлечь больше потенциальных участников и посетителей.
После недавнего визита в Южную Корею, где было достигнуто соглашение с руководством Automotive Week о совместном продвижении выставочных брендов, Autopromotec сконцентрировалась на других стратегических областях сектора производства продуктов и услуг для постгарантийного обслуживания. В рамках спонсируемого Министерством экономического развития и Института международной торговли (ICE) проекта организаторы Autopromotec провели выездную презентацию мероприятия в турецких городах Гебзе, Бурса и Измир.
За время тура несколько региональных отраслевых экспортеров и более 100 компаний, работающих в автомобильной сфере, смогли узнать о ключевых принципах выставки, достигнутых за 50 лет проведения мероприятия итогах и потенциальных возможностях, открывающихся в результате участия в Autopromotec.
В скором времени организаторы выставки отправятся с выездной презентацией в Колумбию, Чили, Перу и Аргентину, затем в планах значится посещение Таиланда, Вьетнама и Индонезии.
Количество официальных дилеров сократилось на 7%
Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» провело исследование дилерских сетей автопроизводителей, представленных на российском рынке. Согласно результатам исследования, по состоянию на октябрь 2016 года в России в общей сложности насчитывается 3500 официальных дилеров легковых автомобилей. Учитывая тот факт, что в январе нынешнего года их количество составляло 3760 единиц, то за 9 месяцев оно снизилось на 7%, или 260 штук.
Самую крупную дилерскую сеть в стране традиционно имеет отечественный бренд LADA, которая насчитывает 327 автосалонов. Далее следует другой российский производитель – УАЗ, у которого числится 181 дилер. Третье место в общем зачете и лидерство среди иностранных марок принадлежит корейской KIA, которая представлена 174 дилерами.
В ТОП‑10 по объему дилерских сетей также входят: Renault (169 шт.), Hyundai (155 шт.), Lifan (149 шт.), GM-AVTOVAZ (148 шт.), Nissan (138 шт.), Skoda (127 шт.) и Volkswagen (122 шт.). Кроме них, можно еще отметить Mitsubishi, Ford и Toyota, которые тоже имеют более сотни дилеров.
Сильнее всего с начала года сократились дилерские сети Opel и Chevrolet, которые потеряли 87 и 42 дилеров соответственно. Как известно, у немецкой марки остались только сервисные центры, а у американской еще функционируют 9 дилеров, занимающихся продажей и обслуживанием автомобилей Chevrolet премиального сегмента.
На 23 автоцентра сократилась дилерская сеть китайской марки Great Wall (до 31 шт.). А вот другой бренд из КНР – JAC – и вовсе свернул свою деятельность в РФ, хотя в начале года у него насчитывалось 22 дилера. У корейского SsangYong тоже стало на 22 автоцентра меньше, но при этом еще функционирует 78. Из других производителей, которые сократили свои дилерские сети, также стоит отметить китайские Changan и Chery (–11 у обоих) и японскую Honda (–15).
Вместе с тем у некоторых брендов наблюдается расширение дилерских сетей. При этом сильнее всего в 2016 году оно коснулось отечественного УАЗа (+16). У китайских FAW и Hawtai прибавилось 10 и 9 дилеров соответственно. На 7 автосалонов больше стало у корейской KIA, а дилерская сеть российской марки LADA увеличилась на 6 дилеров.
Как отмечают авторы исследования, учитывались только официальные дилерские центры по продаже и обслуживанию легковых автомобилей на территории РФ (за исключением сервисных центров).
Неутешительные итоги демонстрирует и проведенное по заказу Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» исследования. Так, было выявлено, что средние продажи на один дилерский центр достигли минимума и около 28% дилерских предприятий работают в убыток, следствием чего является сокращение в 2016 году дилерской сети уже на 404 центра. Рейтинги дилерских предприятий показали, что сильные игроки рынка добиваются лучших показателей за счет эффективности и оптимизации бизнес-процессов.
Как ранее заявлял президент ГК «Модус» и вице-президент РОАД Алексей Лещенко, в России у официальных дилеров стоимость обслуживания выше, чем у независимых дилеров, потому, что первые покупают запасные части по той стоимости, которую получают от дистрибьютора.
В это время независимые сервисы покупают запчасти на свободном рынке. Возникает ситуация, когда огромный сегмент клиентов от уходит от официалов по этой причине.
«Следующий момент – это подержанные автомобили, – объяснил Лещенко. – Сейчас все пытаются это развивать. Хорошая идея! Но, во‑первых, европейская и американская модели “трейд-ин” сложились исторически. Во-вторых, в Америке, к примеру, сейчас обратный тренд – в связи с развитием Интернета продажи у дилеров падают, т. е. клиенты поняли, что им необязательно сдавать автомобиль дилеру. Поэтому, когда производители говорят нам: давайте продавайте, и народ к вам пойдет – это еще большой вопрос. Никто из дилеров не может, щелкнув пальцами, увеличить долю подержанных автомобилей с 10% сразу до 80% – это невозможно».
К сожалению, на сегодняшний день дилерский бизнес является рискованным, низкоприбыльным, и потенциала у него практически нет. Вся проблема кроется в том, что дилерских центров 4 тыс., а нужно как минимум в 2 раза меньше.