Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Автомобили стали легче. А легче ли стал их ремонт?

В современном мире требования к автомобилям становятся все жестче. Это касается и комфорта, и дизайна, и динамических характеристик, и экологичности. Реализовать улучшение динамики автомобиля при снижении расхода топлива возможно лишь при условии разработки более совершенных двигателей и уменьшении веса автомобиля.

Для облегчения автомобиля производители все больше используют сверхтвердые и борсодержащие стали. Это позволяет существенно уменьшать толщину металлических конструкций, а соответственно и вес, не проигрывая в жесткости кузова. Еще большая эффективность в снижении веса достигается путем использования алюминиевых сплавов. Многие автопроизводители применяют навесные детали и силовые элементы кузова из алюминиевых сплавов.

Сегодня алюминий широко применяется в производстве автомобилей Mercedes, Audi, BMW, Jaguar, Land Rover, Porsche и др. Посты для ремонта таких кузовов организуются не только в техцентрах дилерских станций, но и в независимых автосервисах. Для правильного ремонта алюминиевых кузовов необходим выделенный участок в кузовном цеху, оснащенный специальным оборудованием: вытяжным, клепальным, шлифовальным и сварочным. Такая оснастка, применяющаяся для ремонта алюминиевых кузовов, не может использоваться для работ с деталями из стали.

Компания АВТО-ЭМ является дистрибьютором компаний – производителей оборудования для оснащения алюминиевого поста: Wielander & Schill (Германия), NovaVerta (Италия), Tecna (Италия), Elettro (Италия), Stanzani (Италия), Facom (Франция), Festool (Германия), 3М (США). Такая широкая гамма производителей позволяет специалистам компании подбирать любое оборудование омологированное различными автопроизводителями.

Как должны оснащаться посты для ремонта деталей из алюминиевых сплавов? Это может быть выделенный участок, который выглядит, как камера с жесткими стенами, освещением и вентиляцией. Такое оборудование производит компания NovaVerta. А компания Wielander & Schill предлагает посты со шторами, освещением и энергообеспечением. Энергоблоки способны перемещаются по периметру зоны и оснащаются розетками электропитания и кронштейнами для фиксации инструмента. Стоит отметить, что зона проведения работ с алюминиевыми деталями должна быть как минимум оснащена вытяжным устройством, соответствующим параметрам рабочего участка.

Виды работ, которые можно проводить на таких рабочих местах. И что для этого потребуется

Замена навесных деталей, имеющих болтовой крепеж. Не требует специальных навыков и оборудования. Работы практически идентичны работам со стальными кузовами.

Ремонт автомобиля, связанный с рихтовкой. Для рихтовки используются специальные молотки и споттер для алюминия с оснасткой.

Споттером приваривают специальные алюминиевые винты и плавно тянут деформируемую часть детали, разогревая ее поверхность вокруг повреждения. Для создания необходимого усилия следует использовать траверсы разной длины. Для этого потребуется комплект с различными траверсами. АВТО-ЭМ предлагает на выбор немецкое или итальянское оборудование. Есть различие и в комплектациях: компания Теспа предлагает споттеры для приварки, Wielander & Schill и Stanzani предлагают и аппараты, и готовые комплекты для правки.

Резка, шлифование. Такие работы требуют отдельно выделенного оборудования и расходных материалов. Для резки алюминия используется такое же оборудование, что и для стали: плазменный резак, лобзик и др. Шлифование необходимо производить только пневматическим инструментом. Отвод продуктов шлифования должен производиться специальными взрывобезопасными пылесосами.

Склеивание и клепка. Некоторые элементы кузова имеют заклепочное или клеевое соединение. Иногда встречается двойная фиксация: с помощью заклепки и клея. Для склеивания применяются специальные клеевые пистолеты и клеи. Многие автопроизводители используют свои оригинальные клеи, поставляемые через отдел запчастей. Существует и универсальный клей от 3М.

При производстве и ремонте автомобилей используется несколько видов и размеров заклепок. Компания АВТО-ЭМ поставляет на российский рынок универсальный заклепочник от компании Wielander & Schill. Заклепочный аппарат X-Press 800 при наличии соответствующей оснастки позволяет удалять старые заклепки, пробивать и калибровать отверстия, устанавливать вытяжные, резьбовые, самопро-бивные и другие виды заклепок. Этот инструмент рекомендован большинством производителей автомобилей. Среди них: Audi, BMW и др. Размеры и виды используемых заклепок прописаны в технологиях ремонта каждого производителя. Заклепки можно заказывать по каталожным номерам производителей.

Сварка алюминия. Сварку условно можно разделить на два вида: сварка навесных элементов и сварка силовых элементов (лонжеронов, усилителей и проч.). Вторая требует полного выполнения технических условий сварки. Работники, выполняющие эти работы, должны не только пройти обучение и сдать экзамены, но и регулярно подтверждать свою квалификацию. Конечно, для сварки необходимо использовать специализированные MIG-MAG сварочные аппараты. Обязательным условием при выборе таких аппаратов для работ по алюминию является наличие режимов Puls. Сварка в этих режимах позволяет получить необходимую глубину провара, качество и внешний вид сварного шва. Поскольку температура плавления алюминия значительно меньше, чем стали, для сварки алюминия подойдут аппараты, имеющие как можно меньший минимальный ток. Максимальный ток у них может быть значительно ниже, чем у аппаратов для стали.

Многие производители аппаратов для сварки предлагают использовать специальные горелки: горелка с пластиковым каналом подачи проволоки, SpulGun – горелка с размещением на ней катушки со сварочной проволокой, Push-Pull – горелка со встроенными подающими роликами. Использование таких горелок предотвращает застревание мягкой алюминиевой проволоки в головке горелки.

Для независимых автосервисов компания АВТО-ЭМ также рекомендует омологирован-ный многими автопроизводителями сварочный аппарат IP6-2 от Wielander&Schill и MIG215 Pulse от компании Elettro. Очень важен правильный выбор сварочной проволоки – он зависит от ремонтируемого автомобиля. Разные производители при производстве используют различные по химическому составу сплавы алюминия.

Совсем недавно компания АВТО-ЭМ оснастила алюминиевые посты в «Мерседес Измаилово» и «Звезда Столицы». Сотрудники АВТО-ЭМ регулярно проходят обучение в европейских учебных центрах. В собственном учебном центре компании регулярно проводятся курсы для жестянщиков, в том числе и по ремонту алюминия. Каждый клиент, оснастивший пост для работы с алюминиевыми деталями, получает бесплатное обучение непосредственно на своем приобретенном оборудовании, либо в учебном центре АВТО-ЭМ.

  • Константин Шутов

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены