Шиномонтаж автоматический, балансировка лазерная
Наш журнал периодически публикует информацию о новинках в области гаражного и автосервисного оборудования. Ведь прогрессивные решения, внедряемые в станочный парк по ремонту и обслуживанию авто, неотступно идут вслед прогрессу в изготовлении самих транспортных средств. Сегодня мы предлагаем очередной небольшой обзор на эту тему. Начнем с шиномонтажного оборудования
Станки 15-20 – летней давности, даже при их неисчерпанном ещё ресурсе, сегодня могут быть малопригодными. Уже хотя бы потому, что большинство из них не может работать с дисками диаметром более 16 дюймов и низкопрофильными шинами, имеющими большую жёсткость бортов. Кроме того, остаётся под вопросом соответствие их производительности и эргономичности современным требованиям, предъявляемым к подобному оборудованию.
На российском рынке появились новые автоматические, полуавтоматические, и универсальные шиномонтажные станки, целесообразность применения которых основана на «трёх китах» механизированного труда: повышении производительности, снижении утомляемости работающих, и наконец, на главном – исключении, либо существенном снижении количества трудоёмких или травмоопасных операций.
Что такое автоматический или полуавтоматический шиномонтажный станок? Это механизированный и компьютеризированный многофункциональный сборочно-разборочный комплекс, который в зависимости от своего типа и комплектации обеспечивает:
– подачу разбираемого колеса с пола на монтажный стол, или снятие собранного колеса обратно;
– определение с помощью сканирующего устройства размеров подаваемого на разборку колеса, и выставление фиксирующих захватов на монтажном столе в соответствии с этими размерами;
– полностью механизированную разборку и сборку колеса без ручного труда или ручных монтажных лопаток.
Что в этом случае остаётся оператору подобного комплекса?
– Закатить колесо в «лифт» подающего механизма;
– в зависимости от типа и модели станка, управлять им либо с кнопочного пульта, либо джойстиками и педалями;
– у некоторых моделей станков вручную закреплять колесо на монтажном столе с помощью прижимного конуса, (планшайбы);
– снимать с монтажного стола вручную или подавать на стол шину и колёсный диск, вес которых по отдельности меньше общего веса собранного колеса;
– ну и, разумеется, подсоединять-отсоединять шланг подкачки.
После такой небольшой вводной части, думаем, можно перейти и к обзору некоторых конкретных новинок. Начнём с оборудования фирмы «John BEAN»
Универсальный полуавтоматический станок «Pegasus 200» оборудован подъёмником колёс, и предназначен для работы с колёсами всех видов, с диаметром обода от 12 до 30" и весом до 70 кг. Крепление колёс за центральное отверстие обеспечивает защиту обода от повреждений без дополнительных трудозатрат. Станок оснащён механизмом автоматического захвата борта шины, который обеспечивает извлечение борта покрышки без применения монтажных лопаток. Отжимная тарелка стенда имеет следящее управление.
Указанная фирма продолжает совершенствовать и обычные станки. Ведь не у каждого потенциального потребителя может появиться насущная потребность в приобретении автоматического или полуавтоматического станка. Да и не каждый готов выкладывать суммы на пределе своих финансовых возможностей.
Сегодня фирма предлагает широкий модельный ряд, при работе на которых ещё необходимо использование ручных монтажных лопаток. У всех моделей самоцентрирующиеся разжимные кулачки, правильно и надёжно фиксирующие диски разбираемых колёс. Устройства для отжима прилипших боковин покрышек от дисков, имеют приводные цилиндры двойного действия с ограничителями давления. Но внимание потенциальных покупателей мы хотим обратить на модели Т 3000 и Т 4500 Эти установки могут работать со всеми типоразмерами легковых шин и колёсных дисков. А в случае доукомплектования их дополнительными пневматическими устройствами и РАХ – адаптерами, они могут использоваться для работы с низкопрофильными шинами и колёсами с системами безопасности РАХ / CSR. Их дополнительными особенностями является то, что у стенда Т 3000, например, положение монтажной головки можно отрегулировать так, чтобы она не касалась поверхности диска. А у установки Т 4500, благодаря специальной конструкции монтажной стойки, обеспечиваются минимальные необходимые усилия при монтаже шин с жёсткими боковинами. Кроме того, у данной модели имеется возможность быстрой и безопасной «взрывной» накачки шин.
Ну и, разумеется, на станках упомянутой фирмы используются пластиковые защитные быстросъёмные насадки на монтажную головку и разжимные кулачки, во избежание повреждения дисков из лёгких сплавов. Кроме того, в качестве дополнительной опции предлагается и пластиковая насадка на лопату отжимного устройства
Фирма «HOFMANN» располагает линейкой шиномонтажных стендов, в зависимости от запланированной интенсивности их использования будущими владельцами. Полезно знать о том, что есть оборудование, рассчитанное на небольшие пункты шиномонтажа при заправочных станциях (АЗС), сервисы при магазинах по продаже шин, (СМШ), шинные сервисные центры, (ШСЦ), и, наконец, станции техобслуживания, (СТО). Понятно, что при небольших суточных объёмах шиномонтажных работ, автоматические станки, или даже «полуавтоматы» – никчёмная роскошь.
Сегодня в предлагаемом ассортименте упомянутой фирмы имеются станки для всего известного ассортимента колёсной техники, от мотоциклов до сельхозмашин, (карьерные самосвалы не в счёт). Поэтому остановимся лишь на некоторых моделях упомянутого оборудования. Начнём с автоматического шиномонтажного станка.
Модель «Monty Quadriga 1» позволяет монтировать колёса с диаметрами от 12 до 30", и сертифицирована для работы с низкопрофильными шинами. UHP, и «безопасными» шинами, типа «run flat». Она оборудована лазерным сканером для бесконтактного определения контура обода. Имеет автоматическое управление процессами демонтажа и монтажа. Этот стенд обеспечивает аккуратную и точную установку колеса на зажимной фланец и его крепление посредством гидропривода. А вращающийся отжимной диск имеет регулировку углового положения. Стенд оборудован устройством накачивания шин, а его GP- версия – устройство «взрывной» накачки.
Полуавтоматический станок «Monty 3300 racing AT plus» имеет диапазоны зажима дисков изнутри от 10 до 24" , а снаружи – 12-24", и рассчитан на колёса шириной до 14" . Область использования – СТО и ШСЦ с высокими объёмами работ. Этот сборочно-разборочный агрегат поставляется со следующей оснасткой:
– дополнительным комплектом приспособлений для монтажа колёс с низкопрофильными и «безопасными» шинами, (для шин PAX и CSR требуются дополнительные опции);
– автоматическим монтажно-демонтажным инструментом со встроенным демонтажным пальцем, исключающим необходимость применения ручной монтажной лопатки;
– регулируемым в двух плоскостях положением монтажной головки, которое устанавливается с помощью пневмопривода;
– усиленной монтажной стойкой, откидывающейся вперед и назад пневмоприводом, и фиксирующейся в рабочем положении так же с помощью пневмопривода;
– устройством накачивания с педальным управлением и клапаном быстрого наполнения;
– отжимной лопатой на трёх шарнирах;
– ещё семью дополнительными опциями и возможностями.
Не сказали «последнего слова» и обычные шиномонтажные станки этой фирмы.
Установка «Monty Universal 2», например, рассчитана на шины для легковых машин всех типов, включая низкопрофильные и «безопасные», и шириной до 17" , колёса диаметром от 12 до 30". Она оборудована «лифтом» грузоподъёмностью до 70 кг.
У этого монтажного стенда крепление колёс осуществляется через центральное отверстие, отжимная тарелка имеет регулировку её углового положения при отжиме шины. У станка есть ещё 6 вспомогательных опций и дополнительных особенностей. Так же, как и предыдущая упомянутая модель, этот станок при работе позволяет обходиться без ручных монтажных лопаток.
Отведенная автору журнальная площадь не позволяет рассказать о всех новинках шиномонтажного оборудования от фирмы «HOFMANN». Поэтому хотелось бы кратко упомянуть о двух в своём роде экзотических станках.
Агрегат «Monty 3850» предназначен для разборки и сборки колёс грузовых автомобилей и автобусов, диаметром от 14 до 26 , имеющих как камерные, так и бескамерные шины. Оригинальность же этого оборудования, на наш взгляд, заключается в том, что имеется возможность разборки и сборки колёс с монтажным ручьём и замочным кольцом! То есть, в то время, как у грузовиков и автобусов всё большее распространение получают так называемые «евродиски» с глубоким ободом, конструкторы упомянутой фирмы не забывают и о миллионах колёс старых конструкций, с плоским ободом, бортовыми и замочными кольцами, ещё катящихся по этой земле.
Примером шедевра конструкторской мысли, думаем, может служить универсальная установка «Monty 5800В». Диапазон колёс, на который она рассчитана, может иметь диаметры обода от 4 до 58" , (для сравнения, у трактора типа «Беларусь» например задние ведущие колёса имеют диаметр обода только 38"). А в переводе на метрические меры, такому станку по силам колёса весом до 2000 кг, и диаметром до 2,5 метров.
Модель «5800 В» это:
– большой диапазон зажима ободьев без дополнительных устройств;
– отжимное усилие монтажа до 3,8 т.
– опускание зажимного устройства на высоту до 350 мм от пола обеспечивает удобное крепление колёс легковых авто;
– длинные зажимные кулачки обеспечивают надёжный захват любого колеса с глубоким расположением фланца,,
– зажим ободьев с толщиной фланца до 40 мм.;
– дистанционное управление работой станка с помощью выносного пульта и кабеля;
А её модификация «5800 WL» имеет радиоуправление и автоматический режим работы монтажного инструмента, с предварительным заданием величины его хода!
Конечно, такое сверхуниверсальное оборудование ни один предприниматель на станции придорожного автосервиса устанавливать не будет. Едва-ли сгодится оно и в специализированных технических центрах. А вот для обслуживания собственного «разношёрстного» автопарка, любому крупному автотранспортному предприятию или фирме, думаем, подойдёт вполне…
Балансировка, как известно, – логическое продолжение шиномонтажа, и завершающая операция со вновь собранными колёсами, перед установкой их на автомобиль. Ведь даже незначительный дисбаланс, не замеченный водителем, может приводить к повышенному износу деталей ходовой части, к ослаблению крепления колёс на ступицах, а то и вообще к летальному исходу. В смысле вылета автомобиля со своей полосы движения, и даже с дороги. Для последнего эффекта, на высоких скоростях движения достаточно лишь танца «шимми», исполняемого колёсами, а вовсе не отскакивания их из-под автомобиля в разные стороны.
Ответы на все вопросы
Широко известная ныне динамическая электронная балансировка ответов на все вопросы дать не может. Поэтому и наступило время оптической, лазерной балансировки..
Сразу оговоримся для потенциальных заказчиков оборудования, что понятие «лазерный балансировочный станок», видимо, уже некорректное. Так же, как если бы уважаемого всеми человека называли бы не по имени-отчеству, а по прозвищу, данному в детстве. Поэтому лазерные балансировочные станки впредь следует именовать «Комплексными системами диагностики и оценки ходовых качеств колёс». Для краткости, в данном материале, подобные стенды мы будем называть просто КСД
Стенды КСД по своему основному функциональному назначению, – балансировке, аналогичны обычным балансировочным станкам с электронными системами измерения. По прежнему, оператор вручную закрепляет грузики таких масс, и в таких местах, на которые ему укажет аппаратура. Основной же козырь стендов КСД заключается в трёхмерном оптическом измерении параметров вращающегося колеса и в дополнительных функциях, которые могут дать оборудованию такие измерения. Лазерные датчики считывают все неровности и царапины на дисках, степень и неравномерности износа протектора шин, и другую полезную для КСД информацию о тестируемом колесе. А потом…
Во-первых, специальным «светофором» аппаратура даст знать о степени пригодности шины к дальнейшей эксплуатации. Зелёный индикатор означает, что к шине у КСД больших претензий нет. Жёлтый свет заставит владельца авто задуматься о покупке новых шин. Красный сигнал – шина подлежит выбраковке.
Во-вторых, введя в компьютер КСД данные о конкретной машине – развесовка по осям, тип привода, (передний или задний), и т. д., можно получить «предписания» о том, какую шину, в сочетании с каким диском из имеющегося комплекта, на какой оси и с какой стороны автомобиля предпочтительнее использовать. Фантастика? Нет, уже реальность!
Комплексная диагностическая система BFH 2000, по заявлению её изготовителя, фирмы «John BEAN», является самым лёгким в использовании стендом для балансировки колёс, и кроме того, обладает рекордной производительностью. Этот стенд оборудован современным компьютером и пакетом программ, что практически исключает ошибки, связанные с человеческим фактором. Кроме закрепления колеса на стенде, и размещении грузов, все остальные операции выполняются автоматически, в том числе и фиксирование колеса зажимным устройством стенда. Также автоматически измеряется диаметр закраины обода тестируемого колеса, а по этим результатам вычисляется и масса грузиков, требуемая для установки на диск. .Дисплей оборудования информирует о том, в каком процентном соотношении неисправность колеса связана с шиной или с диском, и даёт рекомендации по их совместимости. В функциональных возможностях оборудования имеется уже упоминавшийся «светофор» индикации состояния шин, стенд оборудован лифтом для колёс, грузоподъёмностью до 60 кг.
Фирма «HOFMANN» своё балансировочное оборудование по традиции продолжает называть просто станками. Но от этого функциональных возможностей у них меньше не становится. В производственной программе фирмы сегодня имеется балансировочные стенды марки «Geodyna», каждый из которых оснащён:
– запатентованным электромеханическим зажимом крепления колеса
– зеркалом со стороны колеса, не видимой оператору, и галогенным освещением этой стороны, работающему не нужно отрываться от пульта, чтобы «заглядывать» за колесо;
– функцией оптимизации плавности хода испытуемого колеса, для исключения ошибок перед началом обычного процесса балансировки;
– измерительной «рукой» – держателем Geodata для точной установки грузиков в местах, определённых компьютером.
Все станки оснащены запатентованной системой виртуальных плоскостей измерений, обеспечивающей высокую точность балансировки. Более дорогие версии оборудования, например модель «6900-2р» имеют программы скрытой установки грузиков на спицевых колёсах, программы автоматического перераспределения мест установки грузиков, автостоп – системы для измерительной «руки» Geodata, и сканеры для автоматического ввода в компьютер всех данных об испытуемом колесе.
Так же, как и шиномонтажное оборудование, они подразделяются по областям применения, (производительности), в соответствии с возможными планами их использования будущими владельцами.
Надеемся, что свою задачу – дать некоторые ориентиры потенциальным потребителям современного автосервисного оборудования, мы выполнили. А поставщики оборудования, разумеется, всегда готовы предоставить потенциальным покупателям более подробные сведения.
Благодарим компании «Гардиа» и «Транстехсервис» за предоставленную информацию о новинках.