Автотехническая экспертиза. Исследуем Land Rover Range Rover Sport. Часть 4
Прошлую статью, посвященную автотехнической экспертизе автомобиля Land Rover Range Rover Sport, заканчивали следующим абзацем:
«Результаты исследования показали, что люк закрыт плотно, потоки воздуха в области уплотнителей люка отсутствуют. Крыльчатка прибора оставалась неподвижной, на дисплее анемометра отображалось значение скорости воздушного потока 0,0 м/с. Аномальные звуки в области люка отсутствуют».
Продолжим исследование.
Испытание автомобиля при движении по пересеченной местности для проверки возникновения аномальных звуков в области люка не проводилось, так как подобные методы испытаний автомобилей не предусмотрены нормативными документами. Исследование внутреннего шума автомобиля в соответствии с ГОСТ Р 51616–2000 и ГОСТ 33555–2015 проводятся на прямом сухом участке дороги с покрытием из асфальтобетона в хорошем техническом состоянии. При проведении контроля внутреннего шума движение автомобиля по неровным дорогам и по пересеченной местности не предусмотрено.
Исследование люка крыши кузова автомобиля Land Rover Range Rover Sport показало, что люк находится в исправном техническом состоянии. Механизм управления люком выполняет все свои функции и находится в работоспособном состоянии. Проникновение потока воздуха через уплотнения люка при движении автомобиля не происходит.
Исследование положения передней левой двери кузова автомобиля
В вопросе суда говорится о смещении передней левой двери. Эта часть вопроса № 1 понимается экспертом как смещение двери относительно своего штатного положения в проеме кузова. В материалах дела имеется информация о претензиях собственника автомобиля в отношении передней левой двери кузова автомобиля и проведенных работах. Данная информация представлена в табл. 3.
Из материалов дела следует, что претензии связаны с нарушением положения передней левой двери относительно проема кузова, проникновением потока воздуха в области рамы окна двери, скрипами, свистом ветра (аэродинамическим шумом).
Положение двери определяется величинами зазоров между дверью и сопряженными частями кузова, а также выступанием или западанием двери относительно сопряженных панелей кузова. Эти параметры установлены производителем и должны обеспечиваться при сборке кузова, как на этапе его производства, так и при ремонте.
Уплотнение двери осуществляется уплотнителем самой двери и уплотнителем проема двери кузова автомобиля. Уплотнители должны прилегать к металлическим поверхностям частей кузова. При движении автомобиля поток наружного воздуха не должен проникать между уплотнителями и кузовом.
В ходе дорожных испытаний проводился контроль наличия или отсутствия проникновения потока наружного воздуха в области рамы окна передней левой двери. Наличие и скорость потока воздуха определялось с помощь электронного анемометра, крыльчатка которого реагирует на поток воздуха, и по частоте ее вращения определяется скорость воздушного потока.
Управление автомобилем во время дорожных испытаний осуществлял собственник автомобиля. Анемометр располагался в непосредственной близости (на расстоянии 20…50 мм) от рамы окна передней левой двери в области уплотнителя и стойки ветрового окна, в верхней части рамы окна и в задней части рамы окна, т. е. в тех местах, где возможно проникновение наружного воздуха через промежутки между уплотнителями и деталями кузова при возможном неполном прилегании уплотнителей, при наличии дефекта или эксплуатационной неисправности уплотнителей.
При проведении исследования автомобиля, движущегося с возможными допустимыми скоростями, при всех положениях прибора его крыльчатка оставалась неподвижной, а на дисплее прибора отображались показания 0,0 м/с. Это означает, что проникновение потока наружного воздуха в салон автомобиля через уплотнители передней левой двери отсутствует.
При осмотре автомобиля в целом и двери передней левой кузова установлено, что на рамах всех четырех боковых дверей установлены дефлекторы. На дефлекторе имеется маркировка «SIM www.simbarnaul.ru» (фото 1, 2). По данным интернет-сайта, адрес которого указан на маркировке дефлектора, производителем этого изделия является компания SIM (Россия, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Пушкина, 76).
Дефлекторы являются не штатными частями автомобиля Land Rover Range Rover Sport, а дополнительным неоригинальным оборудованием. Дефлекторы изготовлены из прозрачного цветного полимерного материала. Толщина листа материала составляет 2 мм. Дефлекторы приклеены к наружным поверхностям рам окон дверей. Толщина клеевого состава составляет около 1 мм. Дефлектор передней левой двери имеет размеры, показанные на рис. 5.
Общая длина дефлектора передней двери равна 985 мм. Дефлектор имеет выпуклую форму. Поперечное сечение дефлектора А-А показано на рис. 5.
На этапе создания новой конструкции автомобиля проводится исследование его аэродинамических характеристик и их доводка до требуемого уровня. Основными целями автомобильной аэродинамики являются:
– уменьшение сопротивления воздуха и связанное с этим снижение энергетических потерь и расхода топлива;
– предотвращение появления подъемных сил и других проявлений аэродинамической неустойчивости, стабилизация движения автомобиля в повороте;
– снижение уровня шума;
– снижение загрязняемости;
– оптимизация внутренних потоков воздуха в автомобиле.
Таким образом, уровень шума прямо зависит от аэродинамических свойств автомобиля и скорости воздушного потока. На аэродинамические характеристики автомобиля большое значение оказывают выступающие части, так как их наличие увеличивает площадь фронтальной проекции (миделевое сечение), приводит к изменению направления движения потока воздуха и увеличению интерференционного сопротивления.
Дефлектор является дополнительным выступающим элементом и изменяет аэродинамические характеристики автомобиля. Наличие таких дополнительных нештатных элементов приводит к возникновению срывов воздушного потока, образованию завихрений. Об образовании турбуленции воздушного потока в результате установки дефлекторов говорится в информационных материалах на интернет-сайте производителя этих изделий.
Наличие нештатных дефлекторов не только увеличивает общее аэродинамическое сопротивление автомобиля, но и может создавать дополнительные аэродинамические звуки при движении автомобиля с определенной скоростью и при определенной скорости и направлении ветра. Установка нештатных дефлекторов классифицируется как внесение изменений в конструкцию автомобиля. Данные изменения могут являться причиной возникновения дополнительных аэродинамических шумов.
Для определения положения передней левой двери кузова автомобиля определялись зазоры между кромками двери и сопряженными элементами кузова – передним левым крылом и задней левой дверью. Также определялось положение двери в поперечном направлении, для этого измерялось выступание и западание двери относительно поверхностей сопряженных частей кузова (переднего крыла и задней двери).
Схема измерения зазоров между передней левой дверью, передним левым крылом и задней левой дверью показана на рис. 6. В этих же точках проводился контроль выступания и западания двери относительно сопряженных панелей кузова. Контроль зазоров проводился электронным штангенциркулем. Выступание и западание двери контролировалось линейкой и набором плоских щупов.
Результаты контроля представлены в табл. 4.
Результаты контроля параметров, определяющих положение передней левой двери, свидетельствуют о том, что действительные значения параметров лежат в поле допуска.
В петлях передней левой двери отсутствует повышенный зазор. Замок и фиксатор замка передней левой двери установлены штатным образом. При закрывании двери замок совмещается с фиксатором и происходит срабатывание замка в штатном режиме. Дверь передняя левая в закрытом состоянии занимает штатное положение в проеме.
В материалах дела имеется информация о наличии зазора между уплотнителем двери и кузовом, в результате чего при движении автомобиля в салон проникает поток наружного воздуха. Дорожные испытания и приборный контроль показали, что поток наружного воздуха между рамой окна двери и кузовом в салон автомобиля не проникает. Однако необходимо проверить техническое состояние и прилегание уплотнителей двери передней левой и уплотнителя проема передней левой двери.
Проем двери при закрытой двери уплотняется с помощью двух уплотнителей. Один уплотнитель закреплен на самой двери (уплотнитель двери составной), а второй уплотнитель закреплен на боковине кузова в проеме двери (уплотнитель проема двери) (фото 3). Такая схема уплотнения проемов двумя уплотнителями является традиционной и используется многими производителями легковых автомобилей.
При осмотре уплотнителя двери и уплотнителя проема установлено, что они изготовлены из мягкой эластичной резины и деформируются при приложении малой величины нагрузки. Уплотнитель передней левой двери и уплотнитель проема кузова автомобиля не имеют видимых производственных дефектов, а также эксплуатационных неисправностей (трещин, разрывов и др.). На рабочих кромках уплотнителей видны сплошные без разрывов следы трения, образующиеся в результате контакта уплотнителя с уплотняемой поверхностью двери или боковины кузова. На этих участках поверхность резинового уплотнителя стала более гладкой в результате трения. Наличие таких следов свидетельствует о наличии контакта уплотнителя с поверхностью двери и боковины кузова.
Для проверки эластичности уплотнителей использовался динамометр сжатия и растяжения. В результате этого исследования было установлено, что при приложении усилия 0,1…1,0 Н (10…100 г) рабочая поверхность уплотнителя упруго деформируется на величину 2…5 мм. При снятии нагрузки форма уплотнителя полностью восстанавливается. Какие-либо нормы на эластичность уплотнителей дверей автомобилей стандартами и техническим регламентом не установлены. Для сравнительной оценки эластичности (жесткости) уплотнителей автомобиля Land Rover Range Rover Sport были проведены такие же исследования уплотнителей автомобилей моделей Infiniti G25, Mazda Сx7, Nissan Patrol, Toyota Corolla, Toyota Land Cruiser, Renault Fluence, Ford Explorer.
При приложении нагрузки 0,1…1,0 Н (10…100 г) уплотнители дверей и проемов дверей этих автомобилей деформируются на несколько миллиметров. Уплотнители дверей и проемов дверей автомобилей – сравнительных образцов имеют разную конструкцию, разные форму и размеры поперечного сечения, но обладают такой же эластичностью, как и уплотнители автомобиля Land Rover Range Rover Sport. Таким образом, уплотнитель передней левой двери и проема передней левой двери автомобиля Land Rover Range Rover Sport имеют нормальную эластичность, такую же, как и уплотнители других моделей автомобилей (фото 4, 5).
Проверка прилегания уплотнителей осуществлялась визуально (фото 6) и с помощью плоских щупов толщиной 0,10 и 0,14 мм, изготовленных из гибкой полимерной пленки с гладкой глянцевой поверхностью. Пластиковый щуп устанавливался в местах, в которых проверялось прилегание уплотнителя, и дверь закрывалась. Щуп оказывался зажат между уплотнителем и поверхностью металлической детали кузова (фото 7). В таком положении с помощью динамометра растяжения к щупу прикладывалось усилие для вытягивания. Проверка осуществлялась в различных точках в соответствии со схемой, показанной на рис. 7.
Отдельно проверялось прилегание уплотнителя двери передней левой и уплотнителя проема двери передней левой. Во всех точках щуп под собственным весом не выпадал, и для его протягивания требовалось усилие около 25…40 г (фото 8). Тот факт, что щуп толщиной 0,10 мм под собственным весом не смещался, не выпадал из пространства между уплотнителем и кузовом, и для вытягивания щупа требовалось дополнительное усилие, свидетельствует о том, что уплотнитель передней левой двери и уплотнитель проема передней левой двери прилегают к соответствующим поверхностям боковины кузова и двери и обеспечивают уплотнение проема.
Результаты исследования прилегания уплотнителей подтверждают результаты контроля, полученные в ходе дорожных испытаний. Зазор между уплотнителем рамы окна передней левой двери и кузовом при закрытом положении двери отсутствует. Зазор между уплотнителем проема передней левой двери и дверью при закрытом положении двери отсутствует. Оба уплотнителя выполняют свои функции.
В материалах дела имеется информация о том, что автомобиль Land Rover Range Rover Sport был поврежден в дорожно-транспортных происшествиях. При этом повреждения получила передняя часть автомобиля. В том числе была повреждена передняя панель кузова. Части кузова автомобиля Land Rover Range Rover Sport изготовлены из алюминиевого сплава, и их ремонтопригодность значительно ниже по сравнению с деталями кузова, изготовленными из стального листа. Для замены и ремонта передней панели кузова требуются снятие и последующая установка передних крыльев.
На основе материалов дела можно сделать заключение, что передние крылья левое и правое снимались в ходе ремонта автомобиля после ДТП. Их последующая установка проводилась не производственной линии изготовителя, а в ремонтной организации. В материалах дела отсутствуют документы, в которых указано в какой ремонтной организации проводились ремонты автомобиля после дорожно-транспортных происшествий, какие работы при этом проводились, какие части автомобиля заменялись.
В ходе исследования автомобиля было установлено, что деформированы оба интеркулера, расположенные в передней части автомобиля. Левый интеркулер поврежден особенно сильно. Также разрушен корпус левого воздушного фильтра и элементы его крепления к брызговику переднего левого крыла. На головках болтов крепления переднего левого крыла имеются множественные следы воздействия инструмента, в результате которого лакокрасочное покрытие на головках болтов и на прилегающей поверхности крыла разрушено (фото 9). Уплотнитель моторного отсека, изготовленный из пористой резины и установленный на верхней части переднего левого крыла в моторном отсеке, разорван. Таким образом, можно констатировать, что в процессе эксплуатации автомобиля проводились разборо-сборочные работы в отношении кузова автомобиля, его передней части. Ремонт проведен не в полном объеме, часть поврежденных элементов автомобиля при ремонте не заменены. Крыло переднее левое при ремонте установлено не точно.
Результаты исследования положения передней левой двери автомобиля Land Rover Range Rover Sport показали, что дверь установлена в соответствии с нормами, определенными производителем. Обеспечивается штатное прилегание уплотнителя двери и уплотнителя проема двери. Прохождение потока наружного воздуха между уплотнителями и рамой окна двери отсутствует. На автомобиле установлены нештатные элементы (дефлекторы), изменяющие его аэродинамические характеристики и способные вызвать дополнительные аэродинамические шумы.
Комплекс исследований двигателя, турбокомпрессоров, люка, положения передней левой двери кузова автомобиля Land Rover Range Rover Sport свидетельствует о том, что двигатель автомобиля находится в исправном, работоспособном состоянии, пуск холодного двигателя проходит в штатном режиме на второй секунде после включения стартерного режима. Двигатель работает ровно, отказы и сбои в работе двигателя не возникают. Средства диагностики определяют техническое состояние двигателя и системы его управления как исправное.
Дымность отработавших газов соответствует установленным нормам. Турбокомпрессоры левый (основной) и правый (дополнительный) находятся в исправном, работоспособном состоянии. Люк в крыше автомобиля установлен штатным образом, механизм привода люка выполняет все заданные функции. Неисправности люка отсутствуют. Дверь передняя левая кузова автомобиля установлена в соответствии с нормами производителя.
Обеспечивается штатное прилегание уплотнителя двери и уплотнителя проема двери. Прохождение потока наружного воздуха между уплотнителями и рамой окна передней левой двери при закрытом ее положении отсутствует. На автомобиле установлены нештатные элементы (дефлекторы), изменяющие его аэродинамические характеристики и способные вызвать дополнительные аэродинамические шумы.
Вывод по первому вопросу
Двигатель автомобиля Land Rover Range Rover Sport, идентификационный номер ХХ, находится в исправном, работоспособном состоянии. Пуск и работа двигателя проходят в штатном режиме. Дымность отработавших газов соответствует установленным нормам. Турбокомпрессоры левый и правый находятся в исправном, работоспособном состоянии. Люк крыши кузова автомобиля установлен и функционирует штатным образом. Неисправности люка отсутствуют. Дверь передняя левая кузова автомобиля установлена в соответствии с нормами производителя. Прохождение потока наружного воздуха между уплотнителями и рамой окна передней левой двери отсутствует. На автомобиле установлены нештатные элементы (дефлекторы), изменяющие его аэродинамические характеристики и способные вызвать дополнительные аэродинамические шумы.
Вопрос 2
Если недостатки имеются, определить характер их возникновения (производственный, эксплуатационный, некачественно выполненный ремонт и др.). Являются ли недостатки устранимыми, и каков способ их устранения?
В исследовательской части по первому вопросу было установлено, что двигатель и оба турбокомпрессора автомобиля Land Rover Range Rover Sport, идентификационный номер ХХ, находятся в работоспособном состоянии. Неисправности двигателя и турбокомпрессоров отсутствуют.
Люк крыши кузова автомобиля установлен и функционирует штатным образом. Неисправности люка отсутствуют. Дверь передняя левая кузова автомобиля установлена в соответствии с нормами производителя. Таким образом, неисправности всех штатных компонентов автомобиля, указанных в вопросе № 1, отсутствуют. На автомобиле установлены нештатные дефлекторы, которые изменяют аэродинамические характеристики автомобиля и могут вызывать возникновение дополнительного шума.
Так как неисправности штатных элементов автомобиля отсутствуют, то вопрос установления причин и характера возникновения неисправностей (недостатков), способов их устранения с технической точки зрения утрачивает логический смысл. Если нештатные элементы (дефлекторы), установленные на автомобиль, вызывают негативные явления в виде дополнительного шума, то это может быть устранено путем демонтажа нештатных дефлекторов и ликвидации изменений, внесенных в конструкцию автомобиля.
Вывод по второму вопросу
Неисправности двигателя, турбокомпрессоров, люка автомобиля Land Rover Range Rover Sport, идентификационный номер ХХ, отсутствуют. Дверь передняя левая кузова автомобиля установлена в соответствии с нормами производителя. В связи с этими обстоятельствами вопрос № 2 с технической точки зрения утрачивает логический смысл.
Вопрос 3
Имеется ли связь между дорожно-транспортными происшествиями, участником которых был автомобиль Land Rover Range Rover Sport (VIN ХХ) Y/2015, Y/2016 и указанными в вопросе № 1 недостатками? Могли ли повлиять дорожно-транспортные происшествия на данные недостатки автомобиля?
В материалах дела имеются документы, свидетельствующие о том, что автомобиль Land Rover Range Rover Sport, идентификационный номер ХХ, получил повреждения в дорожно-транспортных происшествиях Y/2015 г. и Y/2016 г. (т. 2, л. д. 57, 58, 103, 104, 108, 109, 110, 114, 115). Из имеющихся документов следует, что в обоих ДТП у автомобиля была повреждена передняя часть. В Справке о дорожно-транспортном происшествии от Y/2015 г. (т. 2, л. д. 57, 108) указано, что у автомобиля Land Rover Range Rover Sport, идентификационный номер XX, повреждены:
– бампер передний;
– капот;
– фара левая;
– фара правая;
– решетка радиатора;
– противотуманная фара левая;
– противотуманная фара правая;
– передняя панель;
– обвес;
– омыватели фар;
– планка регистрационного знака;
– радиатор;
– камера передняя.
Также в Справке указано, что возможны скрытые повреждения.
В Справке о дорожно-транспортном происшествии от Y/2016 г. (т. 2, л. д. 114) указано, что у автомобиля поврежден передний бампер.
В ходе проведенного экспертного исследования по первому вопросу, было установлено, что у автомобиля Land Rover Range Rover Sport двигатель, оба турбокомпрессора, люк в крыше неисправностей не имеют, дверь передняя левая установлена в соответствии с техническими условиями производителя. При проведении исследования было также установлено, что у автомобиля левый и правый интеркулеры деформированы. В наибольшей степени деформирован левый интеркулер.
Также разрушен корпус левого воздушного фильтра. Интеркулеры расположены в передней нижней части автомобиля непосредственно за облицовкой переднего бампера, т. е. находились в зоне основных аварийных повреждений в результате ДТП. Левый воздушный фильтр установлен в передней левой части моторного отсека. В справке о ДТП Y/2015 г. указано повреждение передней панели, переднего бампера, обеих фар, радиатора и других элементов передней части автомобиля. Воздушный фильтр левый располагается в непосредственной близости от левой фары и радиатора и мог быть поврежден в ДТП Y/2015 г.
Анализ материалов дела и имеющихся повреждений двух интеркулеров и корпуса левого воздушного фильтра показывает, что левый и правый интеркулеры, а также корпус воздушного фильтра автомобиля Land Rover Range Rover Sport могли быть повреждены в дорожно-транспортных происшествиях Y/2015 г. и (или) Y/2016 г.