Беседа с генеральным директором ООО «ЦФ Руссия» Олегом Молотковым
Поговорить с Олегом Молотковым оказалось делом непростым. Он все время был в окружении посетителей – то рассказывал что-то, стоя у экспонатов, то вел переговоры за столиком на втором этаже огромного стенда ZF. И все же наша встреча состоялась.
Ю.Б. Олег Евгеньевич, какие наиболее интересные и важные разработки концерна ZF представлены во Франкфурте?
О.М. Все, что есть на нашем стенде, я считаю важным и интересным. Это настоящее и будущее автомобильной индустрии. Современные автомобили становятся все более компьютеризированными, они общаются друг с другом без участия человека, сами обмениваются информацией с внешними серверами, и все это находит отражение в экспонатах, которые представлены на выставке, – взять хотя бы нашу систему управления автопарком ZF Car Connect.
Наряду с новыми концепциями мы представили и традиционную продукцию – но это разработки нового поколения, с интегрированной электрикой и электроникой.
Посетители знакомятся с системами привода для электромобилей, гибридными коробками передач, амортизаторами с электронным управлением. Все это определяет даже не завтрашний, а сегодняшний день развития транспорта. Например, ZF Aftermarket и инжиниринговая компания in-tech начали сотрудничество, нацеленное на сокращение вредных выбросов в городах. Основная задача – перевод автобусов на экологически чистый электрический привод.
Ю.Б. Посмотрим из Франкфурта в сторону России. Что из вашей экспозиции наиболее перспективно для российского рынка?
О.М. Продукция ZF для России ничем не отличается от продукции, поставляемой в другие страны. Россия является частью глобального международного рынка.
Будут автомобили производиться на территории России или ввозиться по импорту, роли не играет. Перспективы электрификации транспорта, автономное движение, электронные системы связи и безопасности, облачные технологии и другие инновации актуальны и для нашей страны. И они будут востребованы, поскольку законы экономики никто не отменял. Сегодня невозможно быть изолированным от мировых процессов развития автомобильной промышленности.
Ю.Б. Вообще по выставке это чувствуется. Сегодня во Франкфурте 26 участников из России. В 2016 году их было 21, в 2014 и вовсе 11. Несмотря на скромные цифры, рост налицо.
О.М. И этот рост продолжится. Многие российские производители автокомпонентов являются поставщиками мирового уровня. Иными словами, они стали полноправными участниками глобального рынка автомобильной промышленности.
Ю.Б. Кто основной потребитель продукции концерна – производственный сектор или афтемаркет?
О.М. Традиционно 90% продукции ZF идет на конвейеры. Доля вторичного рынка – порядка 10%. Это в общемировом раскладе. В российских условиях пропорция иная. Серийные поставки также доминируют, но доля афтемаркета выше 10%.
Ю.Б. С какими автопроизводителями наиболее активно ведется работа?
О.М. Со всеми, потому что все в той или иной степени занимаются развитием электромобилей и проблемами автономного движения. ZF является независимым концерном, его разработки интересны и доступны всем автопроизводителям. Легче сказать, с кем мы не работаем.
Ю.Б. Вернемся к автономному вождению. Где эти технологии наиболее актуальны – на грузовом или на легковом транспорте? Есть ли практические достижения?
О.М. Эти технологии отрабатываются на легковом транспорте. Уже сегодня беспилотные автомобили в тестовом режиме выходят на дороги общего пользования. Идет отработка алгоритмов, накопление опыта взаимодействия таких автомобилей с транспортным потоком.
Дороги – вещь в значительной степени непредсказуемая. Вам навстречу может выехать трактор, которого здесь не должно быть ни по какому алгоритму. Поэтому пока речь идет о позиционировании автомобиля на трассе, о движении в потоке, перестроении, выполнении поворотов-разворотов. Такие элементы легче отрабатывать на легковом автомобиле. Потом накопленный опыт внедряют либо на грузовом транспорте, либо в аграрном секторе.
Что касается коммерческого применения беспилотных автомобилей, первое время это будут перевозки грузов на каких-то замкнутых территориях, где мало участников движения и нет пешеходов.
Ю.Б. У нас это будет нескоро?
О.М. Ну почему же. Порты, большие складские площадки вполне могут стать полигонами для отработки беспилотных технологий.
Ю.Б. Хотелось бы узнать о результатах совместной работы с TRW, тем более что была презентация тормозных колодок Electric Blue для электромобиля.
О.М. TRW известный поставщик систем безопасности – они являются лидерами рынка систем безопасности автомобилей. Сегодня TRW является подразделением концерна ZF.
Тормозная система – это тоже безопасность. Но сегодня все системы сводятся к единой концепции. Электропривод, рулевое управление, подушки безопасности, тормоза – все находится под единым управлением. В этой иерархии очень важна роль всех компонентов, в том числе и тормозных колодок.
Электромобиль динамичен – он очень быстро разгоняется и должен столь же быстро и безотказно тормозить. Он практически бесшумен – в условиях города это означает комфорт окружающей среды. Значит, тормозные колодки для электромобиля должны быть эффективными и бесшумными. Эти и другие требования были учтены при разработке колодок Electric Blue.
Ю.Б. Помню знаковое событие – 8-ступенчатая коробка ZF. Как сейчас обстоят дела с трансмиссией для легковых автомобилей?
О.М. Работа идет по двум направлениям. Первое – оптимизируется традиционная коробка 8HP. Скоро появится новое поколение – более эффективное и комфортное. То есть идет непрерывный процесс улучшения имеющейся продукции. Второе направление – коробки передач для гибридных автомобилей, как промежуточной ступени при создании электрокаров.
Аналогичная картина на грузовом транспорте. Кроме того, создаются концепты для электрических грузовиков.
Ю.Б. В свое время мы с Вами написали статью о промышленном восстановлении коробок. Как сейчас развивается это направление?
О.М. Мы по-прежнему восстанавливаем традиционные коробки – этот сервис доступен всем. Что касается электромобилей и гибридных автомобилей, это направление требует другой сервисной концепции. Такие системы, как правило, не ремонтируются, а заменяются в виде блоков. Когда появится потребность в подобном сервисе, мы предложим его потребителю.
Ю.Б. Хотел бы на минутку отступить от автомобильной тематики. Вы делаете редукторы для ветроэнергетики. Поставляются ли они в Россию?
О.М. В России есть несколько интересных проектов по данной теме. Они связаны либо с морскими акваториями, где работают платформы для добычи нефти или газа, либо с пустынными регионами, куда тянуть ЛЭП невыгодно. В обоих случаях источниками электроэнергии могут быть ветряные генераторы.
Но эти наши работы – опытные, они носят локальный характер. В России традиционно хорошо развита традиционная энергетика, когда электричество получают с помощью угля, мазута, газа.
Ю.Б. Кстати, об энергетике – на этот раз применительно к транспорту. Как Вы как считаете, есть ли перспективы у электромобиля на водородных топливных элементах? Образно говоря, кто победит – Tesla или водород? Зарядка от розетки или автономная водородная электростанция на борту электромобиля?
О.М. Считаю, что у традиционных электромобилей все преимущества. Но есть у них серьезная проблема – аккумуляторы. Если сегодня появится аккумуляторная батарея, способная быстро заряжаться и обеспечивать длительный пробег, на транспорте произойдет настоящая революция. А водородные технологии и сами по себе дороги, и требуют огромных инвестиций для обеспечения безопасности.
Ю.Б. И снова вернемся на выставку. Растет ли интерес к вашей продукции?
О.М. Растет сама выставка, растет и наша экспозиция, а также интерес к ней. Стенд ZF всегда полон посетителей – причем это не праздно гуляющие люди, а профессионалы, оценивающие наши разработки, примеряющие их на свой бизнес.
Здесь мы видим специалистов из Америки, Бразилии, Китая – всех не перечислишь. Но больше всего посетителей из Европы и России.