Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Без кабины не поедешь

Без кабины не поедешь

«ДАЙМЛЕР КАМАЗ РУС» пригласил журналистов на открытие нового завода по производству каркасов кабин. Мы приняли приглашение и вылетели на предприятие, расположенное на территории автозавода КАМАЗ в Набережных Челнах.

Пока известные зарубежные производители автомобилей уходят с российского рынка, Daimler AG укрепляет свои позиции в России. Открытие завода «ДАЙМЛЕР КАМАЗ РУС» стало новым витком эволюции сотрудничества российского производителя грузовиков и германского автомобильного концерна. Предприятие будет производить каркасы кабин для новых грузовиков «КАМАЗ» семейства К5 и грузовых автомобилей Mercedes-Benz Actros 4-го поколения.

Каркасы – почти готовые кабины без некоторых навесных панелей, без бампера, салона и ряда других компонентов оснащения. Эти компоненты будут установлены на каркасы на сборочных линиях соответствующих брендов.

Самое важное, что в результате запуска нового завода грузовики «КАМАЗ» получат долгожданную новую кабину. И эта кабина будет такой же, как у Mercedes-Benz, за исключением небольших внешних отличий. Каркасы кабин для двух брендов собирают на одной линии, в соответствии с общими современными нормами комфорта, безопасности и эргономики. Это значит, что кабина «КАМАЗ» будет защищать водителя при ДТП так же хорошо и сопротивляться коррозии же долго, как кабина Mercedes-Benz. При этом, грузовики «КАМАЗ» будут дешевле продукции немецкого производителя на 15–20%. Чтобы понять, насколько это сенсационное событие, достаточное представить, что «LADA» заключила с Daimler соглашение о совместном производстве кузовов.

Официальный слоган нового завода – «Будущее уже здесь» на английском языке, и это не просто слова. Производство уже работает, но до конца 2019 года будет выпускать тестовые каркасы. Это необходимо, чтобы завершить наладку сложнейшего оборудования самого высокоавтоматизированного завода среди аналогичных предприятий в мире. На заводе площадью почти 60 тыс. м2 установлено более 120 роботов KUKA. Большинство – около 100 – работают на участке сварки. Об уровне их возможностей можно судить по тому, что во время церемонии открытия один из роботов с большим мастерством нарисовал на листе бумаге грузовик «КАМАЗ» нового поколения.

После сварки каркасы выборочно поступают в лабораторию контроля качества, похожую на процедурный кабинет в медицинской клинике мирового уровня. Выявление потенциального брака проводится с помощью оптических сканеров с оптикой Zeiss. Результатом сканирования становится трехмерная проекция, на которой разными цветами выделены зоны, соответствующие заданным параметрам, и те места, где геометрия кабины нарушена по одному из трех измерений. Специалисты Daimler утверждают, что такая технология позволяет достичь практически нулевого уровня брака. Проверке на сканере подвергаются не только готовые каркасы, но и отдельные элементы конструкции. Чтобы подвесить деталь на стенд используется сложная оснастка, которую можно изготовить оперативно на установленном в лаборатории 3D-принтере.

Основной поток каркасов после сварки отправляется на линию катафореза и окраски. Несмотря на сухое звучание этих терминов, работа линии – одно из самых захватывающих зрелищ для человека, увлекающегося техникой. Сквозь прозрачные стены можно наблюдать, как огромный каркас сначала полностью погружается в ванну, а затем делает в ней полный оборот. В результате электролитической реакции все металлические части после погружения покрывает сплошной защитный слой, увеличивающий стойкость к коррозии в несколько раз. Пройдя все этапы, основа будущей кабины поступает в термическую камеру, где нанесенное покрытие стабилизируется.

Действия роботов в покрасочной камере впечатляют еще больше. Огромные и очень подвижные «механические руки» размером со стрелу манипулятора за считанные минуты наносят на стенки кабины ровный слой краски. Помогают им роботы-ассистенты меньшего размера, открывающие и закрывающие двери, установленные на кабину перед окраской. Оперативность процесса обусловлена выбором технологии – на заводе реализован процесс окраски «мокрым по мокрому». Окраска производится материалами BASF с очень высокой вязкостью, что позволяет наносить финишный слой без промежуточной сушки грунта.

Несмотря на то что на заводе создано 700 рабочих мест, лишь в двух местах на линии окраски можно видеть за работой человека. На одном из участков оператор протирает стенки обезжиривающим составом при помощи самой обычной «аналоговой» тряпки. А в самом начале линии рабочие с патриархальными кистями и баночками наносят на швы защитный герметик. Очевидно, такое решение вызвано необходимостью обрабатывать поверхность кабины в труднодоступных местах.

Решение о создании совместного предприятия Daimler AG и «КАМАЗ» было принято 10 лет назад. Первые работы на площадке начались в 2016 году, и готовые здания цехов были сданы всего лишь через год. Общий объем инвестиций в создание завода составил более 14 млрд руб.

Торжественная церемония открытия состоялась 27 мая 2019 года в присутствии полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе Игоря Комарова, генерального директора ПАО «КАМАЗ» Сергея Когогина, главы подразделения грузовых автомобилей и автобусов Daimler AG Мартина Даума, руководителя грузового подразделения Mercedes-Benz, Daimler AG Штефана Бухнера и других топ-менеджеров и официальных лиц.

Каркасы кабин встанут на шасси нового модельного ряда К5 грузовиков «КАМАЗ». Сборка первой модификации – магистрального тягача «КАМАЗ‑54901», уже запущена, а следующая, самосвал «КАМАЗ‑6595», стартует в 2020 году. В течение двух с половиной лет на заводе планируют запустить всю гамму нового семейства из пяти модификаций. На заводе планируют выпускать более 100 вариантов каркасов для всех модификаций «КАМАЗ» и Mercedes-Benz Actros. Плановая мощность завода составляет 55 тыс. каркасов в год. Руководство предприятия утверждает, что фактически эта мощность будет достигнута через два года. Большая часть каркасов, четыре из пяти, отправятся на сборочную линию «КАМАЗа».

Дмитрий Александров

Адрес редакции

111033 Москва, ул. Самокатная, 2а, стр.1, офис 313

На карте

Контакты

Тел.: (495) 361-1260

E-mail: dostavka@abs-magazine.ru

Социальные сети

Журнал «АБС-авто» © 2019, все права защищены